- Вы автор нескольких произведений, художественно отражающих роль Амира Темура в построении могущественного государства со времен его становления до последних дней. Как в вашей жизни возникла эта тема?
- Всегда любил историю, восхищался личностями прошлого, которые вносили коррективы в окружающую их реальность. Поэтому, поступая в Ташкентский государственный университет (ныне Национальный), выбрал данное направление. На протяжении учебы все больше погружался в историю родного государства, в изучение жизненного пути Амира Темура. Много читал, тогда и полюбил литературу, ведь именно в ней спрятано множество любопытных фактов из прошлого.
Будучи окруженным этими знаниями, бесценным наследием, сам влюбился в поэзию. Постепенно стал писать не только научные труды, но и художественные. Рассказал читателю о мастерах, воздвигнувших гробницу Амира Темура, ставшую священным местом. Потом были стихи о встрече Сахибкирана и персидского поэта Хафиза...
В общем литература захватила, впоследствии став главным направлением в моей жизни. А в 1992-м вышел первый роман в прозе «Сарбадары». Его герои - современники молодого Амира Темура. Общественность, в частности писатели, литераторы, историки, встретили произведение с большим интересом. Было много предложений и советов продолжать начатое. В 1994 году стал собирать и изучать материал, а в 1996-м приступил к созданию романа, который в итоге вышел под названием (в переводе с государственного языка) «Амир Темур. Железная воля и справедливое сердце».
Надо сказать, что до независимости мало кто осмеливался использовать имя Сахибкирана в своих работах. В последние же годы создано много произведений разного жанра о нем, об эпохе Темуридов. Работа в данном направлении продолжается, многие наши (и не только) авторы пишут об этом.
Мне приходилось много работать с источниками, и это доставляло огромную радость. Опирался на те, которые считаю самыми верными, постоянно сопоставлял события, факты. В их числе - «Дневник похода Тимура в Индию» Гиясиддина Али, «Книга побед» Низамуддина Шами и Шарафуддина Али Язди. Также часто опираюсь на сочинение испанского посла Руи Гонсалеса де Клавихо «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406)».
Лично придерживаюсь пожеланий самого Сахибкирана: писать просто и доступным языком, чтобы мог прочесть и понять любой человек.
- На протяжении жизни вы изучали эпоху Амира Темура, его исторический путь, обращаясь как к научным, так и литературным трудам. Что больше всего впечатлило из сохранившихся до наших дней документов и артефактов?
- Самым большим открытием для меня было письмо Амира Темура французскому королю Шарлю VI. Оригинал его находится в Национальном архиве Франции, а копию можно рассмотреть в Государственном музее истории Темуридов в Ташкенте.
Оно начинается словами: «Привет и мир я возвещаю…». Это характеризует политику Нового Узбекистана - страны, провозгласившей и доказавшей практическими делами свою приверженность миру, равноправному сотрудничеству, демократии, фундаментальным общечеловеческим ценностям.
- Кроме Сахибкирана и его сыновей в ваших работах большое количество действующих лиц, событий. Выразительное эпическое повествование перемежается лирическими зарисовками и душевными переживаниями героев. Когда их создаете, какую ставите цель? И кого в вас больше - художника или историка?
- В процессе работы над романом довелось трудиться во многих зарубежных библиотеках. Практически везде, где приводятся сведения об Амире Темуре, употребляется слово «завоеватель».
На самом деле он был совершенно другим человеком. Это подтверждают факты и простая логика. Так, следуя призыву пророка, Темур прощает своих врагов - Баязида и Тохтамыша - и тем самым, по его словам, обретает нечто большее. Также в романе «Амир Темур. Железная воля и справедливое сердце» с исторической достоверностью показано, что Амир Темур до последней минуты стремился избежать всякой войны, предотвратить кровопролитие. Старался даже пленного обратить в друга.
И это не авторский вымысел, не писательский прием. В своем «Уложении» он пишет: «В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением. Был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям».
Вдохновившись этими мыслями, стараясь погрузиться в ту эпоху, жить жизнью своих героев, подумал: каким может быть такой всепрощающий человек, какими еще качествами он обладает? Именно это стремление способствовало появлению лирических вставок и философских отступлений в романе, которые являются своего рода ключом к тем или иным событиям и раскрывают духовный мир героев.
Углубляясь в историю, пытался представить, как выглядели, действовали, что чувствовали и о чем думали герои. Взять, к примеру, первый поход, который проходил через Шаш - современный Ташкент. Сахибкиран возвращается с победой. В Самарканд впереди войска направляется гонец. Весть доходит до Сарай-мульк ханым - жены Темура. Она готовится: волнуется, как встретить, в чем выйти? Ведь сколько прошло дней, месяцев с их последней встречи. Хочет хорошо выглядеть. Вспоминает: когда надевала синее платье, Сахибкиран всегда отмечал, что оно ей очень идет.
В то же самое время старался понять, о чем думает Амир Темур. Ставил перед собой задачу показать его не только как величайшего полководца и государственного деятеля, а прежде всего как человека.
Отрадно, что в последние годы в мировом сообществе поменялось мнение о нашем великом предке. И вот уже зарубежное научное сообщество высказывает мнение: Амир Темур вошел в историю не как один из средневековых покорителей Азии, грозный, жестокий и пугающий, а как созидатель, чья многогранная деятельность заложила основы первого Восточного Ренессанса - эпохи, когда огромный прогресс наблюдался в сфере науки и искусства, процветали литература, медицина, каллиграфия и библиотеки. При нем получила новое развитие древняя трансконтинентальная магистраль - Великий шелковый путь, сблизивший в прямом и переносном смысле народы Европы и Азии.
Жизнь и деятельность Сахибкирана привлекают все больше исследователей, деятелей культуры и искусства и за пределами Узбекистана. О Темуре издано свыше тысячи книг на европейских языках и еще больше - на восточных. Проводятся научные конференции, посвященные его юбилеям. В десятках стран ведут исследования ученые-темуроведы.
- Будучи историком-темуроведом, как вы считаете, какое наследие Амир Темур оставил нам, своим потомкам?
- Много веков назад он заложил национальную идею, которая получила свое воплощение сегодня, в период построения Нового Узбекистана, расцвета Третьего Ренессанса. Поэтому сегодня как никогда актуально духовное наследие Сахибкирана, ставшее источником единения нации, путеводной звездой в осуществлении реформ, воспитании в подрастающем поколении патриотизма, формировании национального самосознания и правильного мировоззрения, толерантности.
Духовно-нравственные принципы, которыми он руководствовался в жизни и которые завещал потомкам, отражены в уникальном труде - «Уложении Темура». Многие его постулаты легли в основу нашей Конституции и других стратегически важных документов. Не просто так Президент, обращаясь в этом году с праздничным поздравлением на церемонии вручения высоких наград группе военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов в связи с Днем защитников Родины и 29-летием образования Вооруженных Сил республики, процитировал высказывание предка: «Сильна та страна, воины которой отважны».
* * *
В народе говорят: человек счастлив только тогда, когда сознает, для чего рожден. И направляет на эту цель все свои силы, чтобы осуществить ее. Амир Темур был именно таким - счастливым человеком. Сумел объединить страну, обеспечить ее процветание, создать сильное государство, с которым считались все мировые державы.
Французский ученый-темуровед Люсьен Керен писал: «9 апреля 1336 года недалеко от современного Шахрисабза появился на свет человек, который изменил ход истории своего времени и народов от Азии до Европы, оставил яркий след в истории мировой цивили-зации».
Беседовала
Сабина Алимова.
«Правда Востока».








