О проекте Sea Breeze Uzbekistan в Чарваке: прозрачность, выгода и международный опыт

    Инвестиции 7 августа 2025 1140

    Проект Sea Breeze Uzbekistan на Чарваке стал темой активного обсуждения в обществе. Некоторые опасаются, что он может нанести вред экологии, ущемить интересы граждан или стать обременительным для бюджета.

    Заместитель начальника Департамента Министерства инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Музаффар Рахимджанов проанализировал ключевые вопросы и подготовил ответы на основе международного опыта.

    - Почему именно Sea Breeze?

    - Чарвак - это жемчужина туризма. Именно поэтому важно было найти сильного инвестора, способного реализовать проект не наспех, а на высоком уровне - со школами, больницами, канализацией, парками и рабочими местами.

    Компания Agalarov Development предложила $5 млрд инвестиций, строительство социальной инфраструктуры, экологические решения и поэтапную реализацию под контролем государства.

    - Почему все отдали одному инвестору?

    - Один девелопер - это единая архитектура, система канализации, транспорт, озеленение и ответственность.

    Если бы участок раздали нескольким застройщикам, возникли бы разногласия, хаос и сложность в контроле.

    Пример: в Саудовской Аравии для The Red Sea Project тоже выбрали единого оператора - чтобы сохранить экологию и целостность.

    - Откуда деньги? Что с долгами?

    - Проект полностью частный. Бюджет не участвует. Риски берет на себя инвестор. Кредиты привлекаются на коммерческой основе, ни о каком увеличении государственного долга речи совершенно не идет.

    Но при этом государство сохраняет жесткий контроль на всех этапах реализации - от соблюдения экологических норм до прозрачности финансирования и социальной отдачи.

    Пример: так строился Sani Resort в Греции-– без копейки из бюджета, но с большим эффектом для экономики.

    - Есть ли у инвестора опыт?

    - Да. Sea Breeze в Азербайджане - это курорт мирового уровня с отелями, концертами, ресторанами и благоустройством. Также - проекты в Москве и Подмосковье.

    Пример: так компания Kerzner построила Atlantis в Дубае, а потом - в Китае. Успешный опыт был масштабирован.

    - Почему арендная плата всего 17 млрд сумов?

    - Ставка снижена до символических значений как инвестиционный стимул.

    Взамен инвестор платит $240 млн инфраструктурного сбора - больше, чем рыночная цена земли.

    Инфраструктурный сбор впервые взимается в Ташкентской области.

    Эти деньги идут на канализацию, дороги, мост и очистные сооружения.

    Свыше $100 млн останется на дальнейшее развитие и модернизацию.

    Пример: в Мексике и Вьетнаме аренда для крупных инвестпроектов часто нулевая в первые годы - чтобы привлечь средства и запустить развитие.

    - Можно ли перепродавать участки? Это спекуляция?

    - Нет. Земля остается в госсобственности.

    Передача в субаренду возможна только под строительство в рамках общей концепции, например - для международных отелей.

    При нарушении условий - договор аннулируется, земля возвращается государству.

    Пример: в ОАЭ (Saadiyat Island) действуют такие же условия - государственный контроль, четкий мастер-план, и право передачи только для реализации целей проекта.

    - Почему разрешили строить до завершения проектной документации?

    - Это возможно по закону - в исключительных случаях.

    Решение принималось правительством с установлением жесткого контроля: следит Генпрокуратура, создается межведомственная группа во главе с вице-премьером.

    Пример: Marina Bay Sands в Сингапуре строился по такому же принципу: поэтапно, с доработкой планов в процессе - чтобы не терять время, но все под контролем.

    - Что с экологией?

    - Сброс сточных вод в Чарвак запрещен.

    Инвестор строит систему канализации за свой счет.

    Кольцевая система канализации будет подключена к очистным в Чирчике.

    Канализационная система значительно улучшит инфраструктурный потенциал близлежащих территорий.

    Также будут высажены деревья, внедрены энергоэффективные технологии, экологический контроль ведётся на всех этапах.

    Пример: в Албании аналогичный проект не только не навредил, но и улучшил экологическую обстановку в регионе.

    - Почему дороги и коммуникации строит государство?

    - Инфраструктура общего пользования (мосты, дороги) всегда строится за счет государства - потому что ею пользуются не только туристы, но и местные жители.

    Важно: инвестор компенсирует затраты через инфраструктурный сбор ($240 млн).

    Пример: так строились объекты под Dubai Expo и проект NEOM в Саудовской Аравии - инфраструктура за счет государства, объекты за счет частного капитала.

    - Что получит общество?

    Будут созданы тысячи новых рабочих мест.

    Будут построены образовательные и медицинские учреждения, дороги.

    Поток туристов и валюты значительно увеличится.

    Бюджетные и налоговые поступления одинаковы.

    Будет построена необходимая для экологии, озеленения и долгожданного Чарвака система водоснабжения и канализации.

    Заключение:

    Проект Sea Breeze Uzbekistan:

    • не требует денег из бюджета;
    • создает новую точку роста региона;
    • реализуется с международным подходом и под государственным контролем;
    • соблюдает экологические и градостроительные нормы.

    Это шанс для Чарвака превратиться в круглогодичный центр туризма, работы и комфортной жизни - по примеру лучших мировых курортов.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates