Заместитель начальника Департамента Министерства инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан Музаффар Рахимджанов проанализировал ключевые вопросы и подготовил ответы на основе международного опыта.
- Почему именно Sea Breeze?
- Чарвак - это жемчужина туризма. Именно поэтому важно было найти сильного инвестора, способного реализовать проект не наспех, а на высоком уровне - со школами, больницами, канализацией, парками и рабочими местами.
Компания Agalarov Development предложила $5 млрд инвестиций, строительство социальной инфраструктуры, экологические решения и поэтапную реализацию под контролем государства.
- Почему все отдали одному инвестору?
- Один девелопер - это единая архитектура, система канализации, транспорт, озеленение и ответственность.
Если бы участок раздали нескольким застройщикам, возникли бы разногласия, хаос и сложность в контроле.
Пример: в Саудовской Аравии для The Red Sea Project тоже выбрали единого оператора - чтобы сохранить экологию и целостность.
- Откуда деньги? Что с долгами?
- Проект полностью частный. Бюджет не участвует. Риски берет на себя инвестор. Кредиты привлекаются на коммерческой основе, ни о каком увеличении государственного долга речи совершенно не идет.
Но при этом государство сохраняет жесткий контроль на всех этапах реализации - от соблюдения экологических норм до прозрачности финансирования и социальной отдачи.
Пример: так строился Sani Resort в Греции-– без копейки из бюджета, но с большим эффектом для экономики.
- Есть ли у инвестора опыт?
- Да. Sea Breeze в Азербайджане - это курорт мирового уровня с отелями, концертами, ресторанами и благоустройством. Также - проекты в Москве и Подмосковье.
Пример: так компания Kerzner построила Atlantis в Дубае, а потом - в Китае. Успешный опыт был масштабирован.
- Почему арендная плата всего 17 млрд сумов?
- Ставка снижена до символических значений как инвестиционный стимул.
Взамен инвестор платит $240 млн инфраструктурного сбора - больше, чем рыночная цена земли.
Инфраструктурный сбор впервые взимается в Ташкентской области.
Эти деньги идут на канализацию, дороги, мост и очистные сооружения.
Свыше $100 млн останется на дальнейшее развитие и модернизацию.
Пример: в Мексике и Вьетнаме аренда для крупных инвестпроектов часто нулевая в первые годы - чтобы привлечь средства и запустить развитие.
- Можно ли перепродавать участки? Это спекуляция?
- Нет. Земля остается в госсобственности.
Передача в субаренду возможна только под строительство в рамках общей концепции, например - для международных отелей.
При нарушении условий - договор аннулируется, земля возвращается государству.
Пример: в ОАЭ (Saadiyat Island) действуют такие же условия - государственный контроль, четкий мастер-план, и право передачи только для реализации целей проекта.
- Почему разрешили строить до завершения проектной документации?
- Это возможно по закону - в исключительных случаях.
Решение принималось правительством с установлением жесткого контроля: следит Генпрокуратура, создается межведомственная группа во главе с вице-премьером.
Пример: Marina Bay Sands в Сингапуре строился по такому же принципу: поэтапно, с доработкой планов в процессе - чтобы не терять время, но все под контролем.
- Что с экологией?
- Сброс сточных вод в Чарвак запрещен.
Инвестор строит систему канализации за свой счет.
Кольцевая система канализации будет подключена к очистным в Чирчике.
Канализационная система значительно улучшит инфраструктурный потенциал близлежащих территорий.
Также будут высажены деревья, внедрены энергоэффективные технологии, экологический контроль ведётся на всех этапах.
Пример: в Албании аналогичный проект не только не навредил, но и улучшил экологическую обстановку в регионе.
- Почему дороги и коммуникации строит государство?
- Инфраструктура общего пользования (мосты, дороги) всегда строится за счет государства - потому что ею пользуются не только туристы, но и местные жители.
Важно: инвестор компенсирует затраты через инфраструктурный сбор ($240 млн).
Пример: так строились объекты под Dubai Expo и проект NEOM в Саудовской Аравии - инфраструктура за счет государства, объекты за счет частного капитала.
- Что получит общество?
Будут созданы тысячи новых рабочих мест.
Будут построены образовательные и медицинские учреждения, дороги.
Поток туристов и валюты значительно увеличится.
Бюджетные и налоговые поступления одинаковы.
Будет построена необходимая для экологии, озеленения и долгожданного Чарвака система водоснабжения и канализации.
Заключение:
Проект Sea Breeze Uzbekistan:
- не требует денег из бюджета;
- создает новую точку роста региона;
- реализуется с международным подходом и под государственным контролем;
- соблюдает экологические и градостроительные нормы.
Это шанс для Чарвака превратиться в круглогодичный центр туризма, работы и комфортной жизни - по примеру лучших мировых курортов.









