О мерах по совершенствованию деятельности службы заказчика в сфере капитального строительства Республики

    Документы 22 сентября 2022 5187

    Постановление Президента Республики Узбекистан

    В целях совершенствования организационного обеспечения деятельности служб заказчика в сфере капитального строительства при министерствах, ведомствах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (далее – службы заказчика), поэтапного перехода к проектному управлению в сфере строительства, повышения качества строительства путем создания возможности для широкого привлечения частного сектора к управлению строительством государственных объектов, а также усиления ответственности участников процесса строительства:

    1. Одобрить предложения Министерства строительства, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, предусматривающие:

    ликвидацию с 1 января 2023 года служб заказчика при Министерстве дошкольного образования, Министерстве народного образования, Министерстве высшего и среднего специального образования, Министерстве здравоохранения, Министерстве культуры, Министерстве развития спорта и их региональных филиалов, а также региональных филиалов службы заказчика при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания (далее – ликвидируемые службы заказчика) согласно приложению № 1;

    определение в качестве заказчиков объектов, на которых ликвидируемыми службами заказчика выполняются проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы за счет централизованных источников, соответственно инжиниринговых компаний «Служба единого заказчика» при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента (далее – инжиниринговые компании);

    в срок до 1 января 2023 года изменение организационно-правовой формы инжиниринговых компаний на государственное унитарное предприятие.

    2. Установить, что:

    инжиниринговые компании являются правопреемниками по правам и обязательствам ликвидируемых служб заказчика;

    Государственное унитарное предприятие «Инжиниринговая компания по капитальному и текущему ремонту многоквартирных домов
    и строительству объектов теплоснабжения» при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания выполняет функции заказчика работ по строительству и реконструкции объектов сетей теплоснабжения в регионах республики.

    3. Ликвидируемым службам заказчика:

    в срок до 1 декабря текущего года совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента обеспечить полное завершение строительных работ и сдачу в эксплуатацию объектов, сроком сдачи в эксплуатацию которых в соответствии с договором подряда установлен 2022 год;

    в срок до 1 декабря текущего года обеспечить передачу объектов со сроком сдачи в эксплуатацию в соответствии с договором подряда после 1 декабря 2022 года, сдача которых в эксплуатацию в текущем году
    не представляется возможной и переходящих на последующие годы, инжиниринговым компаниям исходя из территориального расположения объектов;

    выполнять функции заказчика, осуществлять финансирование, принимать и представлять соответствующие отчеты до передачи объектов инжиниринговым компаниям.

    4. Создать Республиканскую рабочую группу по координации работы по прекращению деятельности служб заказчика в составе согласно приложению № 2 и определить ее основными задачами:

    содействие в работе по передаче ликвидируемыми службами заказчика возложенных на них обязательств и объектов, а также их приемке инжиниринговыми компаниями;

    изучение каждого объекта, имеющего проблемы по сдаче в эксплуатацию или передаче инжиниринговой компании, с выездом на место и принятие мер по устранению имеющихся недостатков;

    содействие заинтересованным министерствам и ведомствам во внедрении ведомственных строительных норм в сферах образования, здравоохранения, культуры, спорта, коммунального обслуживания и других;

    обеспечение разработки предложений о совершенствовании деятельности служб заказчиков и на их основе – проектов соответствующих актов законодательства;

    обеспечение передачи зданий и сооружений, товарно-материальных ценностей ликвидируемых служб заказчика в распоряжение их учредителей либо инжиниринговых компаний.

    5. Определить, что с 1 января 2023 года по объектам, финансируемым за счет программ развития социальной и производственной инфраструктуры и иных централизованных источников:

    бизнес-планы служб заказчика утверждаются их учредителями (министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента) по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности;

    руководителям служб заказчика разрешается исходя из объема работы и в целях улучшения деятельности изменять внутреннюю структуру и пересматривать штатное расписание;

    службы заказчика в целях качественного выполнения своих задач, в том числе тщательной подготовки технических заданий на проектирование объектов, привлекают при необходимости научно-образовательные учреждения, негосударственные некоммерческие организации, иные организации, в частности зарубежные компании, и высококвалифицированных и квалифицированных специалистов в рамках расходов на их содержание;

    назначение на должность и освобождение от должности директора и заместителей директора служб заказчика осуществляются решением учредителя по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности;

    директора служб заказчика отчитываются о деятельности предприятия в установленном порядке перед учредителями и Министерством экономического развития и сокращения бедности;

    деятельность служб заказчика координируется Министерством экономического развития и сокращения бедности.

    6. Создать в структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и сокращения бедности Департамент по координации и мониторингу деятельности служб заказчика, состоящий из 14 штатных единиц, за счет оптимизации штатных единиц территориальных главных управлений Министерства занятости и трудовых отношений.

    Министерству экономического развития и сокращения бедности в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров Программу мер по совершенствованию материально-технической базы служб заказчика, в том числе внедрению в их деятельность современных информационных систем, подключению к необходимым государственным информационным системам и ресурсам.

    Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством строительства:

    а) в двухмесячный срок:

    принять меры по привлечению квалифицированных зарубежных специалистов в инжиниринговые компании;

    в целях повышения качества проектной документации и строительных работ, а также создания современной системы проектного управления ввести в штатное расписание инжиниринговых компаний должности «специалист по управлению проектами», «архитектор проекта» и «инженер проекта»;

    обеспечить инжиниринговые компании специальным программным обеспечением и серверным оборудованием, предназначенными для управления процессом строительства, ведения учета объема работ, контроля расходов, координации проектных и строительных работ, а также работ со строительной документацией;

    б) осуществлять регулярное повышение квалификации и системную организацию практической стажировки работников инжиниринговых компаний.

    7. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству строительства и Министерству финансов в срок до 1 декабря 2022 года внести на утверждение в Кабинет Министров Положение о службе заказчика в сфере капитального строительства в новой редакции. При этом предусмотреть:

    утверждение размеров оплаты службе заказчика в сфере строительства с учетом отдельных расчетов нормативов затрат на управление проектом и осуществление технического контроля;

    определение директором структуры службы заказчика исходя из количества, объема и стоимости объектов.

    Определить, что при оптимизации стоимости или лимита капитальных вложений проекта (объекта) запрещается уменьшать плату службе заказчика за оказанные услуги.

    Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством строительства в двухмесячный срок с привлечением зарубежных специалистов разработать и внести в Кабинет Министров Положение по определению показателей эффективности деятельности работников служб заказчика.

    8. Внедрить порядок оказания субъектами предпринимательства, в том числе зарубежными организациями, отобранными в соответствии с законодательством о государственных закупках, консалтинговых услуг при разработке проектной документации, услуг по управлению проектом, услуг технического контроля минимум на 10 объектах в каждом регионе, на которых работы по строительству и (или) реконструкции начинаются с 1 января 2023 года, финансируемых за счет программ развития социальной и производственной инфраструктуры, средств консолидированного бюджета и иных централизованных источников, стоимостью свыше 10 миллиардов сумов.

    Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством строительства в двухмесячный срок утвердить временное положение о привлечении субъектов предпринимательства к строительству и реконструкции объектов стоимостью более 10 миллиардов сумов на условиях аутсорсинга.

    Министерству строительства:

    в срок до 1 апреля 2023 года в Национальной информационной системе «Прозрачное строительство» внедрить платформу оценки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность по техническому контролю. При этом принять за основу рейтинговой платформы критерии по оптимизации проектов, сокращению сроков, повышению качества и обеспечению безопасности строительства;

    контролировать эффективность работ по техническому контролю, осуществляемых субъектами предпринимательства, и регулярно вносить в Кабинет Министров предложения по их совершенствованию.

    9. Установить порядок, в соответствии с которым:

    а) с 1 января 2023 года:

    службы заказчика разрабатывают и согласовывают с эксплуатирующими организациями технические задания и предъявляемые к ним функциональные и эксплуатационные требования на основании ведомственных строительных норм;

    службам заказчика предоставляется полномочие разработки технического задания, эскизного проекта и предъявляемых к нему функциональных и эксплуатационных требований с привлечением субъектов предпринимательства на основе договоров аутсорсинга;

    службы заказчика для выбора проектной организации обязаны включить в закупочную документацию эскизный проект объекта строительства, а также минимальные функциональные и эксплуатационные требования к нему;

    б) с 1 января 2023 года вводится обязательный порядок проведения службами заказчика архитектурного конкурса на разработку эскизного проекта уникальных и особо важных объектов общественного значения.

    Министерству строительства и Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с заинтересованными организациями в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок проведения службами заказчика архитектурного конкурса по уникальным и особо важным объектам общественного значения. При этом предусмотреть порядок формирования судейской коллегии архитектурного конкурса, критерии оценки участников, призовой фонд, сроки проведения и порядок освещения конкурса;

    в) с 1 марта 2023 года определение сметной стоимости объектов, финансируемых за счет централизованных источников, осуществляется
    на основе электронной платформы «Национальный классификатор строительных ресурсов», внедряемой Министерством строительства,
    с проведением интеграции баз данных Государственного комитета по статистике, Государственного налогового комитета, иных министерств и ведомств.

    10. Министерству дошкольного образования, Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству здравоохранения, Министерству культуры, Министерству жилищно-коммунального обслуживания и Министерству развития спорта:

    утверждать по согласованию с Министерством строительства минимальные функциональные и эксплуатационные требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, включая требования о внедрении современных ресурсосберегающих технологий и оптимизации расходов на эксплуатацию этих объектов, а также ведомственные строительные нормы;

    контролировать в процессе приемки в эксплуатацию соответствие данных объектов ведомственным строительным нормам.

    Предоставить министерствам, указанным в настоящем пункте, право внесения в инжиниринговые компании предложений и замечаний, основанных на ведомственных строительных нормах, с проведением предварительного изучения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, осуществляемых на подведомственных им объектах, без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность инжиниринговых компаний, проектных и подрядных организаций.

    11. Создать на базе Центра технического нормирования в строительстве и Республиканского центра стандартизации в строительстве при Министерстве строительства Научно-исследовательский институт технического нормирования и стандартизации в строительстве в форме государственного учреждения (далее – Институт).

    Министерству строительства в двухмесячный срок:

    реализовать необходимые меры, связанные с организацией деятельности Института;

    привлечь в Институт квалифицированных руководителей, отечественных и зарубежных специалистов;

    передать штатные единицы ликвидируемого Центра технического нормирования в строительстве, финансируемые за счет средств государственного бюджета, центральному аппарату Министерства строительства и усовершенствовать структуру данного министерства.

    12. С 1 января 2023 года следующие процедуры будут осуществляться посредством Национальной информационной системы «Прозрачное строительство»:

    формирование и утверждение в электронной форме адресного перечня объектов, подлежащих включению в инвестиционные программы, программы развития социальной и производственной инфраструктуры путем присвоения каждому проекту идентификационного номера (за исключением объектов, составляющих государственную тайну, имеющих степень секретности);

    выдача предписаний специалистами по авторскому и техническому контролю подрядным организациям по устранению допущенных нарушений в ходе строительства, а также установление контроля за их исполнением.

    13. Министерству финансов:

    провести повторную регистрацию сметы расходов на 2022 год ликвидируемых служб заказчика в установленном порядке. При этом предусмотреть компенсационные выплаты высвобождаемым работникам;

    совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения о совершенствовании системы планирования финансирования процесса строительства, заказчиком которого являются инжиниринговые компании, и погашения существующей кредиторской задолженности перед подрядными организациями.

    Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке принять меры по трудоустройству работников, высвобождаемых в результате оптимизации.

    14. Республиканской рабочей группе по координации работы по прекращению деятельности служб заказчика:

    в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о поэтапном прекращении деятельности служб заказчика, созданных при министерствах и ведомствах;

    в срок до 1 декабря 2022 года совместно с Агентством по управлению государственными активами провести в установленном порядке инвентаризацию зданий и сооружений, товарно-материальных ценностей служб заказчика и внести в Кабинет Министров предложения по эффективному использованию этих активов.

    15. Министерству строительства:

    а) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством экономического развития и сокращения бедности:

    в срок до конца текущего года обеспечить пересмотр учебных программ повышения квалификации специалистов по управлению проектом и техническому контролю на основе образовательных стандартов и программ по управлению проектом и техническому контролю в сфере строительства развитых государств с привлечением Ташкентского архитектурно-строительного института, Самаркандского государственного архитектурно-строительного института и иных высших образовательных учреждений;

    эффективно организовать процессы обучения и практики в переподготовке и повышении квалификации специалистов технического контроля и внедрить систему регулярного повышения квалификации специалистов службы заказчика;

    б) в срок до 1 июля 2023 года создать открытую электронную систему, предоставляющую гражданам возможность ознакомления со всеми выданными документами разрешительного характера на выполнение строительных работ, в том числе заключениями, вынесенными при осуществлении контроля в сфере строительства, с указанием геолокации;

    в) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, а также иными заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

    16. Возложить на министра строительства Закирова Б.И. и заместителя министра экономического развития и сокращения бедности Бобоева А.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

    Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А.Ж. и Кучкарова Д.А.

    Президент

    Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,

    22 сентября 2022 года.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates