Об утверждении национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах

    Документы 12 мая 2022 38421

    Указ Президента Республики Узбекистан

    В целях формирования знаний и навыков учащихся школ, их воспитания в духе преданности национальным и общечеловеческим ценностям, повышения авторитета профессии учителя и качественного состава педагогов, совершенствования учебников и учебно-методических комплексов на основе современных требований, строительства современных моделей учреждений народного образования, отвечающих международным стандартам, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли»:

    1. Утвердить Национальную программу по развитию народного образования в 2022–2026 годах (далее – Программа развития) согласно приложению № 1.

    2. Определить основными направлениями Программы развития:

    полноценное внедрение в школьное образование Национальной учебной программы, разработанной на основе передового международного опыта, а также применение на практике современных учебников, созданных отечественными и зарубежными авторами;

    повышение в обществе авторитета профессии учителя, создание благоприятных социальных условий для педагогов и достойное стимулирование их труда;

    повышение ответственности учителей за воспитание и обучение молодежи, их требовательности в своем непрерывном профессиональном развитии;

    формирование национального кадрового резерва для учреждений общего среднего образования, разработку критериев передового директора школы и образцового учителя, а также проведение на их основе регулярной оценки деятельности руководящих и педагогических кадров;

    системную организацию духовно-просветительской работы в учреждениях общего среднего образования, внедрение механизмов непрерывного мониторинга, оценки и прогнозирования в данном направлении, повышение роли семьи, особенно родителей, в образовании и воспитании ребенка;

    содержательную организацию свободного времени учащихся, совершенствование системы их профессиональной ориентации;

    усиление интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему народного образования, а также ускорение процессов инклюзивного образования;

    обеспечение осуществления всех процессов обмена данными в общем среднем образовании посредством Единого программного комплекса управления системой народного образования, расширение спектра оказания электронных государственных услуг в данной сфере;

    доведение коэффициента сменности учреждений общего среднего образования до оптимального уровня, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта и оснащения школ необходимым инвентарем на основе современных моделей.

    3. Принять к сведению, что Министерством народного образования при участии международных и отечественных экспертов разработана Национальная учебная программа и с 2021/2022 учебного года в 1 и 2 классах внедрены 252 наименования новых современных учебников, рабочих тетрадей для учащихся и учебных пособий для педагогов.

    Министерству народного образования (Б. Саидов) обеспечить:

    а) в срок до 1 сентября 2024 года – полноценное внедрение Национальной учебной программы в образовательный процесс, в том числе до конца 2022 года – разработку учебных пособий, учебников и рабочих тетрадей для 3, 6, 7 и 10 классов, в 2023–2024 годах – для 4, 5, 8, 9 и 11 классов;

    б) посредством специальных информационных систем (S-testing, Onlinedu, Raqamli darsliklar и других):

    до конца 2022 года – создание 10 мобильных электронных ресурсов для учебников нового поколения и 100 мультимедийных продуктов;

    до 1 сентября 2022 года – обучение учителей 3, 6, 7 и 10 классов на краткосрочных курсах повышения квалификации, разработанных на основе Национальной учебной программы;

    в) совершенствование на постоянной основе Национальной учебной программы исходя из выявленных по результатам оценки знаний и навыков педагогических кадров и учащихся пробелов, а также на основе предложений родителей, экспертов и других лиц.

    4. Разрешить государственным учреждениям общего среднего образования по согласованию с Министерством народного образования внедрять в учебный процесс международно признанные образовательные программы, в том числе вносить изменения в учебные программы в рамках государственных образовательных стандартов и осуществлять выбор учебников (за исключением родного языка, литературы, истории, воспитания и правоведения).

    Министерству народного образования (Б. Саидов):

    в месячный срок утвердить порядок внедрения международно признанных образовательных программ в учебный процесс государственных учреждений общего среднего образования;

    в двухмесячный срок сформировать и разместить на своем официальном веб-сайте перечень международно признанных образовательных программ;

    оказывать содействие учреждениям общего среднего образования во внедрении в их учебный процесс международно признанных образовательных программ, в том числе провести переговоры с зарубежными организациями, оказывающими услуги в сфере образования, а также выделить средства, необходимые для приобретения и внедрения в практику программ.

    5. Запретить министерствам и ведомствам (за исключением Министерства народного образования) инициировать разработку актов законодательства, предусматривающих внесение изменений в учебные планы и программы общего среднего образования, а также введение в школах новых предметов.

    Кабинету Министров установить строгий контроль за соблюдением министерствами и ведомствами запрета, предусмотренного настоящим пунктом.

    6. Образовать:

    национальные центры обучения педагогов новым методикам (далее – Центры педагогики) на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования;

    Национальный исследовательский институт профессионального развития и обучения новым методикам педагогов имени А. Авлони (далее – Национальный исследовательский институт) на базе Научно-исследовательского института изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони.

    Передать Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами (далее – Ташкентский государственный педагогический университет), а также образовательные и научные организации при нем в ведение Министерства народного образования.

    Определить Ташкентский государственный педагогический университет ведущим высшим образовательным учреждением по разработке учебных программ педагогического направления.

    7. Одобрить предложение Министерства народного образования о внедрении в практику обучения педагогических кадров по методикам, основанным на компетенциях и направленным на формирование профессиональных навыков (далее – современные методики).

    Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов), Министерством дошкольного образования (А. Шин) и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования (У. Ташкенбаев) для внедрения в практику обучения педагогических кадров на основе современных методик:

    а) в направлении переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

    до 1 сентября 2022 года – привлечь в Центры педагогики квалифицированных зарубежных специалистов по точным и естественным наукам;

    до 1 июля 2022 года – сформировать при Центрах педагогики тренерские группы, состоящие из зарубежных специалистов, квалифицированных работников общих средних, средних специальных, профессиональных, высших образовательных учреждений и Центров педагогики;

    до конца 2022 года совместно с тренерскими группами – обеспечить проведение с выездом на места для педагогов в не менее 20 процентах учреждений общего среднего образования учебных занятий и семинаров-тренингов, основанных на современных методиках;

    выплачивать тренерам, непосредственно привлеченным к повышению квалификации педагогических кадров, дополнительную надбавку в размере до 100 процентов месячной оплаты труда в зависимости от результатов их деятельности;

    до конца 2022 года – внедрить на специальной электронной платформе «Непрерывное профессиональное образование» для учителей школ дополнительные индивидуальные курсы повышения квалификации, проводимые без отрыва от педагогической деятельности;

    б) в направлении совершенствования образовательных программ:

    принять меры по закупке образовательных программ и учебников, основанных на современных методиках, а также их внедрению в систему общего среднего образования;

    до 1 августа 2022 года с привлечением квалифицированных зарубежных специалистов – полностью пересмотреть и усовершенствовать на основе международных требований учебные планы и учебные программы Ташкентского государственного педагогического университета и Центров педагогики;

    до 1 сентября 2023 года совместно с Республиканским центром образования и Ташкентским государственным педагогическим университетом – разработать методики, направленные на организацию образовательного процесса на основе Национальной учебной программы, обеспечить внедрение данных методик в общих средних и средних специальных образовательных организациях, профессиональных и высших образовательных учреждениях педагогического профиля, а также Центрах педагогики;

    в) в направлении подготовки педагогических кадров:

    обеспечить проведение с 2022/2023 учебного года недельных учебных занятий для студентов 2–4 курсов, обучающихся по дневной форме обучения в Ташкентском государственном педагогическом университете, в порядке «4+2», в том числе 4 дней – в высшем образовательном учреждении, 2 дней – в учреждениях общего среднего образования, в порядке прохождения практики;

    совместно с Агентством Президентских образовательных учреждений – принять меры по организации ознакомительной и квалификационной практики студентов Ташкентского государственного педагогического университета наряду с учреждениями общего среднего образования, также в Президентских, творческих и специализированных школах;

    внедрить в Ташкентском государственном педагогическом университете порядок присвоения основной и дополнительной специальности (квалификации) по направлениям образования бакалавриата с близкими друг другу учебными программами;

    в целях повышения научно-исследовательских и профессиональных навыков студентов Ташкентского государственного педагогического университета привлечь к учебным занятиям профильных специалистов и ученых.

    Министерству финансов (Т. Ишметов) в срок до конца 2022 года выделить Министерству народного образования средства, необходимые для внедрения в школах практики обучения на основе современных методик.

    8. Министерству народного образования (Б. Саидов):

    до 1 августа 2023 года – с привлечением уполномоченных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования (далее – уполномоченные международные организации), разработать и внедрить в практику систему оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров по общеобразовательным предметам;

    до 1 января 2024 года – провести сертификацию системы оценки уровня знаний и профессионального мастерства педагогических кадров по общеобразовательным предметам на соответствие требованиям международных стандартов.

    9. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 сентября 2022 года в учреждениях общего среднего образования системы Министерства народного образования:

    а) педагогическим кадрам, имеющим сертификат соответствующего уровня по общеобразовательным предметам, выплачивается ежемесячная дополнительная надбавка в следующем порядке:

    педагогическим кадрам, имеющим международно признанный сертификат, – в размере 50 процентов их тарифной ставки;

    педагогическим кадрам, имеющим сертификат, полученный в национальной системе оценки, соответствующий требованиям международных стандартов, – в размере 50 процентов их тарифной ставки. При этом соответствие национальной системы оценки требованиям международных стандартов должно быть подтверждено уполномоченными международными организациями;

    педагогическим кадрам, имеющим сертификат, полученный в национальной системе оценки Государственного центра тестирования, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, – в размере 20 процентов их тарифной ставки (за исключением сертификатов по иностранному языку);

    б) педагогическим кадрам, имеющим сертификат по иностранному языку, полученный в национальной системе оценки Государственного центра тестирования, не соответствующий требованиям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается:

    до 1 января 2025 года – в размере 50 процентов их тарифной ставки;

    с 1 января 2025 года – в размере 20 процентов их тарифной ставки;

    в) ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается в течение срока действия сертификата, но не более трех лет;

    г) педагогическим кадрам, имеющим несколько сертификатов по общеобразовательным предметам, ежемесячная дополнительная надбавка выплачивается по сертификату, предоставляющему право на получение более высокой надбавки.

    Министерству народного образования (Б. Саидов) по согласованию с Министерством финансов (Т. Ишметов) ежегодно в срок до 1 августа утверждать и обеспечить размещение на своем официальном веб-сайте:

    перечня международных стандартов, которым должна соответствовать национальная система оценки;

    перечня уполномоченных международных организаций, оказывающих услуги в сфере образования;

    перечня международно признанных и выданных в национальной системе оценки сертификатов (их комбинаций), а также минимальный уровень сертификатов, необходимый для получения ежемесячной надбавки.

    10. Государственному центру тестирования (М. Каримов) прекратить практику выдачи справок, предусмотренных постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП–1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» и предоставляющих учителям иностранных языков право на получение ежемесячных надбавок в размере 30 и 15 процентов.

    Определить, что надбавки учителей, получивших справки по иностранному языку в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП–1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», сохраняются в течение срока действия указанных справок.

    11. Министерству народного образования (Б. Саидов) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов) в срок до 1 декабря 2022 года внедрить практику проведения оценки знаний и навыков кандидатов на должность директора школы и по результатам выдачи им сертификата менеджера.

    Установить, что с 1 января 2023 года:

    кандидаты на должность директора школы для получения сертификата менеджера обучаются навыкам работы в коллективе, ведения диалога с родителями, управления, осуществления финансовых расчетов и информационно-коммуникационным технологиям в Национальном исследовательском институте по специальным платным программам;

    после обучения кандидатов на должность директора школы Национальным исследовательским институтом проводится оценка их знаний и навыков в сфере управления, по результатам оценки – выдается сертификат менеджера;

    кандидаты на должность директора школы отбираются и представляются на согласование в Кенгаши народных депутатов районов (городов) исключительно из числа лиц, имеющих сертификат менеджера;

    для освобождения от должности директора школы по инициативе работодателя получение согласия Кенгашей народных депутатов районов (городов) не требуется.

    12. В целях дополнительного поощрения педагогов, достигших высоких результатов, а также дальнейшей поддержки деятельности квалифицированных работников образовать при Министерстве народного образования Фонд министра народного образования без статуса юридического лица.

    Кабинету Министров в месячный срок принять правительственное решение о создании Фонда министра народного образования.

    Министерству финансов (Т. Ишметов) обеспечить выделение
    в 2022 году из государственного бюджета Фонду министра народного образования средств в размере 300 миллиардов сумов.

    13. Повысить с 1 сентября 2022 года размер должностного оклада работников библиотек учреждений общего среднего образования и «Детских библиотек» в системе Министерства народного образования в 1,2 раза.

    14. Министерству финансов (Т. Ишметов) начиная с 2023 года ежегодно предусматривать в параметрах государственного бюджета соответствующие средства для покрытия расходов, связанных с реализацией мероприятий, установленных настоящим Указом.

    15. Внести изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

    16. Министерству народного образования совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

    17. Возложить на министра народного образования Саидова Б.О. и министра финансов Ишметова Т.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

    Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А.

    Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,
    11 мая 2022 года

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates