4 января - Всемирный день азбуки Брайля

    Cобытия 4 января 2022 764

    Почти все жители Земли, не имеющие возможность видеть и соответственно получать визуальную информацию, знают и с благодарностью относятся к человеку по имени Луи Брайль. Человеку, который сам потерял зрение в детском возрасте, но создал и подарил миру незрячих людей возможность читать, писать, играть по нотам и в результате подарил им возможность самостоятельной жизни.

    Признавая ценность вклада Луи Брайля (французского тифлопедагога) в жизнь незрячих людей и их близких, день его рождения - 4 января, объявлен Всемирным днем азбуки Брайля, который был учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/73/161) 17 декабря 2018 года. Организация Объединенных Наций призывает отмечать этот день повсеместно для повышения осведомленности о значении азбуки Брайля как одного из средств общения для полной реализации прав человека слепых и слабовидящих людей.

    Сам Брайль не дожил до того момента, когда его система была признана и распространилась сначала во Франции, а затем по всему миру, где изобретение было адаптировано и для других языков. Шрифт Брайля усовершенствовался и далее, к нему добавлялись новые знаки и научные символы. Еще при жизни Луи Брайль сконструировал прибор для одностороннего, а затем и двустороннего письма рельефно-точечным шрифтом и в 1832 году на Международной выставке систем рельефного письма для слепых в Париже шрифт Брайля был признан лучшим. С тех пор он остался наиболее удобным и простым в изучении и применении, что доказывает факт его широкого использования по всему миру до настоящего времени, уже почти два века.

    В век компьютеризации и сотовой связи, шрифт Брайля используется и в этой технике, пройдя путь от первой пишущей машинки XIX века, до компьютеров с брайлевскими дисплеями и речевыми синтезаторами, специализированными планшетами, сотовыми телефонами, фотоаппаратами и другими технологичными приспособлениями XXI века.

    Таким образом, азбука Брайля и существующие технические возможности служат важной цели - создать условия незрячим людям использовать свое право на образование, общение, выражение своего мнения и полноценную жизнь. К сожалению, сегодняшнее общество не может похвастаться тем, что уже создало условия для удовлетворения всех физических, эмоциональных, социальных потребностей людей с инвалидностью по зрению. Существует насущная потребность в увеличении количества учебников и другой продукции для чтения, благодаря которой можно добиться улучшения качества процесса образования и наиболее полному развитию личности обучающихся. Наравне с общим и профессиональным образованием, а может быть и в большей степени имеет важное значение образование и подготовка в области прав человека. Обладая знаниями о своих правах легче достигать их осуществления и в некоторых случаях - защиты, так как людям, не имеющим возможность видеть, приходится сталкиваться не только с бытовыми трудностями, но и проблемами социального происхождения.

    Учитывая это, 10 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН резолюцией 59/113 учредила Всемирную программу образования в области прав человека, для содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах. Программа состоит из четырех этапов: первый этап (2005-2009 гг.); второй этап (2010-2014 гг.); третий этап (2015-2019 гг.) и четвертый этап, действующий в период 2020-2024 гг., целевой группой которого является молодежь - ее образование и подготовка по вопросам равенства, прав человека, недискриминации, с целью создания инклюзивных и мирных обществ.

    В подтверждение важности целей, установленных для достижения во Всемирной программе по образованию в области прав человека Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 66/137 от 19 декабря 2011 г. приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, 5-ая статья которой гласит «Образование и подготовка в области прав человека должны быть доступными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые проблемы и трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов, с тем, чтобы содействовать расширению прав и возможностей и развитию человека и способствовать устранению причин социальной изоляции или маргинализации, равно как и обеспечивать каждому человеку возможность реализовать свои права во всей их совокупности».

    Важным событием для Узбекистана стала ратификация в 2021 году Конвенции о правах инвалидов, статья 2 которой гласит: «азбука Брайля является средством общения слепых и что она может иметь большое значение в контексте образования, осуществления права на свободу выражения мнения и убеждений и доступа к информации и общения в письменном формате, а также в контексте социальной интеграции».

    В соответствии с данной задачей Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека в 2020 году были изданы Конституция страны и новый закон «О правах лиц с инвалидностью» на шрифте Брайля, для повышения знаний и возможностей по защите своих прав людьми с инвалидностью по зрению в Узбекистане и 500 экземпляров безвозмездно переданы Обществу слепых Узбекистана и другим организациям людей с инвалидностью.

    Обладая реальными знаниями законов, понимая и уважая права и свободы человека - универсальные и неделимые, действующие для всех без исключения, дети и молодые люди с ограниченными возможностями также смогут достичь своих целей, какими бы высокими они не были. Надо только помочь им в этом, продолжая следовать по выбранному пути.

    Нонна Сафарова,

    сотрудник Национального центра Республики Узбекистан по правам человека.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates