АБР поможет модернизировать систему отопления в Ташкенте

    Урбанизация 17 апреля 2024 1321

    Узбекистан характеризуется засушливым и континентальным климатом с значительными колебаниями температуры как в течение нескольких дней, так и между сезонами. Зимы бывают холодными, с средней месячной температурой от -1°C до 3°C в период с декабря по февраль.

    Для многих из трех миллионов жителей столицы сохранение тепла в холодное время года становится проблемой из-за устаревшей централизованной системы отопления, построенной в 1960-х - 1970-х годах для обслуживания одного миллиона человек. В более теплые зимы жители не могут регулировать отопление в своих квартирах, что часто приводит к перегреву помещений и ненужным расходам энергии. В более холодные зимы им трудно поддерживать комфортную температуру, что затрудняет сохранение тепла. Об этом сообщает пресс-служба АБР.

    Около 40% произведенного тепла теряется из-за неэффективности отопительной инфраструктуры и устаревших систем, что ограничивает возможность города удовлетворять растущий спрос на отопление и негативно сказывается на качестве жизни его жителей.

    Реализация амбициозной инициативы по модернизации системы отопления в самом центре города стала результатом консультационной поддержки Азиатского банка развития (АБР) муниципалитету Ташкента в период с 2019 по 2022 год. Целью проекта стало повышение качества и надежности теплоснабжения, увеличение энергоэффективности, сокращение потребления и утечек воды, а также снижение выбросов углекислого газа.

    Модернизированная система отопления будет переведена из открытой системы в закрытую, что является новаторским шагом для коммунальных систем Центральной Азии. В рамках пилотного проекта, начиная с 2022 года, новые котельные с использованием современных и экологически чистых технологий, таких как предварительно изолированные трубы, циркулирующие в закрытой системе, заменяют устаревшие сети.

    Структура государственно-частного партнерства (ГЧП) для проекта представляет собой форму аффермажа, где частный партнер несет ответственность за эксплуатацию и обслуживание инфраструктуры, но не финансирует инвестиции. Часть сборов с пользователей направляется частному партнеру, а остальная часть - закупающему органу, владельцу активов.

    АБР также консультировал по созданию Фонда инфраструктуры централизованного теплоснабжения города, который управляет финансированием для реализации инвестиций в активы.

    «Модернизированная система отопления г. Ташкент обеспечит жителям более комфортное проживание в зимний период и будет способствовать повышению устойчивости города. Муниципалитет также получает выгоду от помощи АБР, которая обеспечивает критически важные технические, коммерческие и финансовые рекомендации для нас и наших заинтересованных сторон в администрировании этого сложного долгосрочного контракта ГЧП», - говорит Джахонгир Исраилов, руководитель отдела ГЧП муниципалитета г. Ташкент.

    Консультации АБР по сопровождению сделки, а также постоянная техническая поддержка с целью развития потенциала по администрированию контракта ГЧП предоставляются через Азиатско-Тихоокеанский фонд подготовки проектов (AP3F), многосторонний донорский трастовый фонд, предоставляющий техническую поддержку для подготовки устойчивых и инклюзивных проектов ГЧП с целью устранения инфраструктурных пробелов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    «АБР имеет честь оказать поддержку муниципалитету города Ташкент в его работе по модернизации теплоснабжения. Наш вклад в поддержку конкурентной заявки со структурой, приемлемой для банковского финансирования, демонстрирует наши знания и роль в качестве честного брокера. Жители и предприятия города смогут получать более чистую, надежную и дешевую энергию для своей повседневной жизни и работы», - сказала Клео Кававаки, глава Офиса по развитию рынков и государственно-частному партнерству (ОРРГЧП) АБР. «Эта инициатива поддерживает цель Правительства Узбекистана по повышению энергоэффективности. Это сделает Ташкент более экологически устойчивым, а также будет способствовать долгосрочным экономическим выгодам».

    Ожидается, что благодаря современному оборудованию ведущих производителей, обеспечивающему оптимальное использование природного газа, и технологии одновременной генерации тепла и электроэнергии, эта инициатива, когда она будет полностью реализована, позволит сократить потери тепла в сети более чем на 40%, свести к минимуму поломки и сократить утечки воды более чем на 60% и снизить потребление электроэнергии более чем на 15%.

    Неотъемлемую роль в успехе проекта играют жители города, являющиеся потребителями вырабатываемого тепла.

    Проект меняет представление людей об использовании теплоэнергии: устанавливаются счетчики тепла, которые измеряют энергию по потреблению. Это представляет собой заметный отход от предыдущей системы, в которой тариф на тепловую энергию устанавливался на основе квадратного метра отапливаемой площади. В рамках новой системы выставление счетов переходит от учета площади к фактическому потреблению теплоэнергии.

    «Благодаря лучшему контролю над отоплением жители начинают уделять больше внимания тому, сколько энергии они потребляют. Эта вновь обретенная осведомленность побуждает пользователей применять более устойчивые методы и сокращать потери», - объясняет М. Азим Хашими, руководитель проекта и директор ОРРГЧП АБР. «Этот сдвиг парадигмы можно считать переломным моментом в эффективном использовании отопления, поскольку это подход «снизу вверх», при котором ожидается, что изменение привычек исходит от самих пользователей, а не просто навязывается им».

    С момента проведения комплексной технической оценки в 2018 году до подписания проекта в 2021 году и до текущих операций, заинтересованные стороны по-прежнему искренне привержены достижению целей проекта. Как говорится: «Лучшая инфраструктура - это та, которую нам не нужно строить». В отличие от других городов, муниципалитет г. Ташкент не вывел из эксплуатации свою централизованную систему отопления советских времен, но предусмотрел амбициозную программу ГЧП по ее модернизации и переоборудованию с целью предоставления надежных и доступных услуг отопления и горячего водоснабжения для жителей и предприятий», - сказала Чахине Бутуила, директор Veolia по развитию в Центральной Азии. Veolia гордится тем, что является частью этого трансформационного пути.

    Инициатива АБР в г. Ташкент представляет собой большой шаг в преобразовании отопительной инфраструктуры города. Это соответствует цели правительства сократить период перехода к закрытой системе теплоснабжения с 10 до 5 лет, что приведет к более ранней, чем ожидалось, экономии энергии и принесет ожидаемую экономию финансовых средств в размере $500 млн.

    Ожидается, что к 2032 году весь город Ташкент будет пользоваться модернизированной системой отопления.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates