Стоит отметить, что агентство образовано в 2019 году согласно Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября. Документом на новое ведомство возложен ряд задач: разработка и практическая реализация единой государственной политики в области защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы; обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах, их производителях, исполнителях и продавцах; анализ причин нарушений прав потребителей, выработка предложений по их устранению и предупреждению нарушений; регулирование рекламного рынка с целью совершенствования предпринимательской и потребительской культуры, недопущения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы и тому подобное.

- Агентству по защите прав потребителей 11 сентября прошлого года исполнился год, который стал показательным в вопросах защиты прав каждого потребителя, - отмечает директор Агентства по защите прав потребителей Элмурат Хаитметов. - За этот период рассмотрено свыше 25 тысяч обращений. В результате восстановлены потребительские права и интересы более 5,5 миллиона граждан республики. Принято решение по возврату нанесенного ущерба в размере 74 миллиардов сумов.

Агентство имеет ряд программ по защите прав потребителей в сферах жилищно-­коммунального хозяйства, строительства и транспорта, торговли, общественного питания и туризма, социальных и финансовых, а также услуг связи, регулирования рекламной деятельности и стратегического анализа.

Так, анализ показал, что более 53,4 процента обращений потребителей связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 20,9 - с торговлей, 12,5 - с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами и 13,2 - с рекламой и другими вопросами.

В целях повышения потребительской культуры и правовых знаний населения и предпринимателей проведено 380 мероприятий. Всего в СМИ опубликовано 4862 материала и правовой информации на разные темы. Были предоставлены юридические пояснения и электронная информация более чем по 50 важным для населения областям и темам.

Также в рамках Года поддержки молодежи и укрепления здоровья населения утвержден план комплексных образовательных и организационных мероприя­тий. В частности, в школах и высших учебных заведениях проведены встречи со школьниками и студентами на темы «Потребитель в цифровом пространстве» и «Устойчивое потребление». Всего в мероприятиях приняли участие 6935 представителей молодого поколения.

В целях выявления продажи некачественных и несоответствующих товаров на внут­реннем рынке осуществлены контрольные закупки 12 видов продовольственных и непродовольственных товаров. В результате исследования 88 образцов 28 продуктов не соответствовали требованиям нормативно-­технической документации и были отправлены в компетентные органы для принятия соответствующих мер.

Кроме того, в связи с распространением в условиях пандемии фейковой информации об эффективности некоторых препаратов в аптеках наблюдался дефицит лекарств и искусственное завышение цен. Так, в аптеках респуб­лики проведены мониторинг наличия востребованных лекарств (более чем в пяти тысячах) и разъяснительно-профилактическая работа (более чем в восьми тысячах). При этом их руководителям направлены письменные уведомления о необходимости соблюдения действующего законодательства.

Стоит также отметить, что осуществлены проверки в 190 аптеках страны: в 55 было установлено завышение розничных цен, в 23 выявлена продажа неоприходованных препаратов или с истекшим сроком годности, 84 функционировали без лицензии, в ряде аптек выявлены и другие недостатки. К ответственности за нарушения привлечены 56 руководителей данных учреждений, потребителям возвращено порядка 21 миллиона сумов. Необходимые сведения по данным случаям направлены в лицензирующий орган для рассмотрения решений о приостановлении или прекращении действия лицензий.

Агентством по защите прав потребителей на регулярной основе в период карантинных ограничений производился расчет предельных розничных цен на лекарственные препараты, что активно публиковалось в СМИ в целях повышения потребительской грамотности и осведомленности населения. Также изучались наличие и остатки лекарственных препаратов на оптовых складах и прогнозы их дальнейшей поставки в целях повышения уровня обеспеченности лекарственными средствами.

Агентством также разработан социальный проект Telegram-бот @dorinarx_bot, который предоставляет потребителям информацию о максимальной розничной цене на лекарства. Посредством данного бота введен публичный механизм для обеспечения соблюдения установленных правил регулирования цен на лекарства.

Важно упомянуть, что Агентство по защите прав потребителей является уполномоченным государственным органом, реализующим единую государственную политику в области регулирования рынка рекламы и координации деятельности государственных органов и организаций по защите прав потребителей.

Главным инструментом оценки соответствия рекламы действующим нормативно-правовым документам является Закон «О рекламе», который состоит из 30 статей. В целях регулирования общих вопросов размещения объектов (конструкций) внешней рекламы, в том числе их установления на внешней части зданий, а также определения типа, внешнего вида, дизайнерского решения и размеров устанавливаемых объектов с учетом социальных особенностей и историко-культурных ценностей городов и территорий, принято постановление Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года.

В целом по стране осуществлена инвентаризация свыше 12 тысяч объектов (конструкций) наружной рекламы, из которых более семи тысяч не соответствовали требованиям. Были устранены недостатки относительно 3200 объектов. Ведется работа по приведению в соответствие с законом остальных рекламных конструкций.

С рекламой лекарственных препаратов и биологически активных добавок было связано 58 процентов нарушений, запрещенных продуктов - 35, в результате профилактических мероприятий своевременно устранено 90 процентов прецедентов. В остальных случаях приняты соответствующие меры.

По 109 проектам рекламных эскизов даны заключения на соответствие требованиям законодательства о рекламе, рассмотрено 277 обращений по вопросам ее размещения.

Агентство проводит работу и по налаживанию всестороннего сотрудничества. Так, установлены контакты с 19 международными организациями, компетентными государственными и негосударственными органами зарубежных стран по вопросам защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка.

* * *

В нашей стране создана качественная законодательная база, которая гарантирует защиту прав потребителей и их интересов, в частности, законы Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «Об обращениях граждан», «Об охране здоровья граждан», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О метрологии» и другие.

Зaщитa пpaв пoтpeбитeлeй - этo кoмплeкc мep, нaпpaвлeнных нa тo, чтобы лишить нeдoбpocoвecтныx пpoдaвцoв и производителей вoзмoжнocти пpeдocтaвлять гpaждaнам нeкaчecтвeнные тoвapы или ycлyги.

Напомним, что в Агентство по защите прав потребителей поступают обращения через телефон доверия 1159, электронную почту info@consumer.uz, онлайн-чат сайта сonsumer.uz.

Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».