Агентство по защите прав потребителей: становление и развитие

    Одна из самых актуальных и острых тем современных рыночных отношений - защита прав потребителей. Этo кoмплeкc мep, кoтopый нaпpaвлeн нa тo, чтoбы лишить нeдoбpocoвecтныx пpoдaвцoв и производителей вoзмoжнocти пpeдocтaвлять гpaждaнам нeкaчecтвeнные тoвapы или ycлyги.

    В целях проведения единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей 11 сентября 2019 года образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан согласно Указу Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей». За 2020-й учреждением проделана масштабная работа в сфере.

    Об этом и многом другом - беседа с директором Агентства по защите прав потребителей Элмуротом ХАИТМЕТОВЫМ:

    - 28 мая 2020 года Президент провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач в обеспечении конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей, где подчеркнул важность расширения полномочий Агентства по защите прав потребителей. Также было указано на необходимость создания абсолютно новой системы по развитию конкуренции и противодействию монополиям. Ведь, как известно, развитие конкуренции и повышение качества представленных на рынке товаров и услуг невозможны без общественного контроля и участия рядовых потребителей.

    Агентство за минувший год исходя из поставленных задач осуществляло ряд мер по защите прав потребителей, регулированию рекламного рынка, повышению правовой грамотности населения и предпринимателей, рассмотрению жалоб потребителей, анализу интересов неопределенного круга потребителей, расширению международного сотрудничества и многое другое.

    В целях оценки воздействия нормативно-­правовых актов на потребителей проведена инвентаризация 86 действующих и даны заключения по 40 проектам документов. Также агентством разработано 14 проектов, среди которых проекты о дополнениях и изменениях к Закону «О защите прав потребителей» и новой редакции Закона «О рекламе», нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную закупку и экспертизу товаров, осуществление мер по порядку тайного покупателя фармацевтической продукции, а также оценке воздействия нормативных документов на потребителей. Из разработанных - четыре законопроекта, один проект постановления Президента и девять постановлений Кабинета Министров.

    В Агентство по защите прав потребителей можно обратиться по телефону доверия 1159, через онлайн-чат сайта сonsumer.uz, а также посредством электронной почты info@consumer.uz.

    - Сколько обращений поступило за 2020 год и по каким направлениям жалоб больше?

    - Отмечу, что по итогам каждого месяца ведется анализ обращений исходя из направлений, территориальных структур, и не только. За прошедший год сотрудниками агентства рассмотрено более 21 тысячи обращений. В результате восстановлены потребительские права и интересы свыше четырех миллионов граждан республики. Принято решение по возврату нанесенного ущерба в размере 54 миллиардов сумов.

    Анализ показывает, что 52 процента обращений потребителей связаны с коммунальными, строительными и транспортными услугами, 21 - с торговлей, 12 - с телекоммуникационными, банковскими, финансовыми и социальными услугами и 15 - с рекламой и другими вопросами.

    В целях защиты прав неопределенного круга потребителей на основании обращений проведены изучения и анализ более чем по 10 направлениям. Возбуждено 210 дел по нарушениям законодательства о защите прав потребителей и рекламе, выдано 190 предписаний о прекращении и устранении нарушений. В отношении 28 человек составлены административные протоколы, которые в дальнейшем направлены в соответствующие суды.

    - Как велась борьба с завышением цен на лекарства в период пандемии?

    - Известно, что в связи с распространением коронавируса и фейковой информации об эффективности некоторых препаратов в аптеках наблюдались дефицит лекарств и искусственное завышение цен. Например, таблетки, применяемые в лечении заболевания и стоящие обычно 80-100 тысяч сумов, подорожали почти в восемь (!) раз. Тогда в каждой области были сформированы рабочие группы из ответственных сотрудников Государственного налогового комитета, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре, территориальных управлений Антимонопольного комитета, Агентства по развитию фармацевтической отрасли и других. Именно они вели профилактическую работу с аптеками и собирали сведения о формировании цепочки надбавленной стоимости основных лекарственных средств для лечения COVID-19.

    Так, более чем в восьми тысячах аптек респуб­лики проведена разъяснительно-профилактическая работа и направлены письменные уведомления о необходимости соблюдения действующего законодательства. Не менее чем в пяти тысячах аптек проведен мониторинг наличия востребованных медпрепаратов, а также их розничных цен. По итогам в СМИ и социальных сетях размещены 114 материалов. Также рассмотрено 750 обращений потребителей по вопросам, связанным с ценообразованием лекарственных средств.

    Стоит отметить, что состоялись проверки в 190 аптеках страны, в 55 из которых установлено завышение розничных цен, в 23 выявлена продажа неоприходованных препаратов или с истекшим сроком годности, в 84 осуществлялась деятельность без лицензии... К ответственности за нарушения привлечены владельцы 56 аптек, а потребителям возвращено порядка 21 миллиона сумов. Необходимые сведения по данным прецедентам направлены в лицензирующий орган для рассмотрения решения о приостановлении или прекращении действия лицензии.

    Агентством по защите прав потребителей на регулярной основе в период карантинных ограничений производился расчет предельных розничных цен на лекарственные препараты; в СМИ публиковались соответствующие статьи для повышения потребительской грамотности и осведомленности населения.

    Изучались наличие и остатки медпрепаратов на оптовых складах и прогнозы их дальнейшей поставки в целях повышения уровня обеспеченности лекарственными средствами.

    Также агентством разработан Telegram-бот @dorinarx_bot, который предоставляет потребителям информацию о максимальной розничной цене на лекарства. Посредством бота введен публичный механизм для обеспечения соблюдения установленных правил регулирования цен на медпрепараты.

    - Агентство по защите прав потребителей стало полноправным участником Консультативного совета СНГ по защите прав потребителей согласно постановлению Президента «Об утверждении международных договоров» от 24 августа 2020 года. Расскажите об этом подробнее.

    - Важно отметить, что в соответствии с вышеназванным постановлением главы государства Узбекистаном ратифицировано Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, подписанное 25 января 2000 года в Москве. Также наша страна присоединилась к протоколу о внесении изменений в вышеупомянутое соглашение, подписанному 19 мая 2011 года в Минске.

    Кроме того, агентство стало полноправным участником Консультативного совета СНГ по защите прав потребителей, основные направления деятельности которого следующие:

    • выработка принципов и правил проведения согласованной политики сотрудничества государств - участников СНГ в области защиты прав потребителей, содействие ее практической реализации;
    • создание эффективной системы обмена информацией между государственными органами и общественными организациями государств - участников СНГ, в том числе о национальном опыте обеспечения соответствующих прав, а также о мировом опыте по вопросам защиты прав потребителей;
    • разработка и реализация совместных проектов и мер по основным направлениям деятельности;
    • содействие в гармонизации законодательства и обмене опытом по правоприменительной практике государств - участников СНГ.

    В составе Консультативного совета СНГ также представлены Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан.

    Агентство по защите прав потребителей как член Консультативного совета СНГ имеет право участвовать в обсуждении национальных проектов законодательных актов, а также выносить на обсуждение собственные. Это позволит обес­печить защиту потребительских прав граждан Узбекистана на территории стран-участниц. То же правило будет действовать для иностранных граждан стран СНГ на территории Узбекистана.

    - Расскажите о проекте агентства «Конт­рольная закупка продуктов в Узбекистане».

    - Агентством в целях выявления продажи некачественных и несоответствующих товаров на внутреннем рынке проведены контрольная закупка и экспертиза 10 видов продукции (мука, формовой хлеб, сахар, вода питьевая, молочные и мясные консервы, колбасные изделия, сливочное масло, сыр, масложировая продукция) 79 торговых наименований 74 производителей. По результатам экспертизы 26 торговых наименований не соответствовали требованиям нормативно-технической документации, по шести из них Агентством «Узстандарт» был аннулирован сертификат соответствия.

    В частности, при изучении качества формового хлеба в 27 торговых точках в двух случаях выявлено несоответствие продукта показателям безопасности (выявлена бактерия Bacillus mesentericus).

    Что касается сахара, результаты проверки оказались более приятными: все восемь наименований сахарного песка (два местных и шесть российских) соответствовали установленным требованиям.

    Проверка масла и молочной продукции показала: в трех из шести молочных консервов обнаружено повышенное содержание растительных жиров, причем все производители, чья продукция не прошла проверку, были отечественными. Экспертиза четырех образцов сливочного масла (три местного и одно финского производства) показала в пределах нормы содержание тяжелых металлов и других вредных веществ. Однако в некоторых торговых наименованиях обнаружено наличие растительных масел, что противоречит техническому регламенту.

    - Известно, что агентство также ведет борьбу с недобросовестными рекламодателями. Сколько нарушений зафиксировано за 2020 год?

    - Агентство по защите прав потребителей является уполномоченным госорганом, реализующим единую государственную политику в области регулирования рынка рекламы и координации деятельности государственных органов и организаций по защите прав потребителей.

    Важно отметить, что главным инструментом оценки соответствия рекламы действующим нормативно-правовым документам является Закон «О рекламе», который состоит из 30 статей.

    Также в целях регулирования общих вопросов размещения объектов (конструкций) внешней рекламы, в том числе их установки на внешней части зданий, а также определения типа, внешнего вида, дизайнерского решения и размеров устанавливаемых объектов с учетом социальных особенностей и историко-культурных ценностей городов и территорий, принято постановление Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020 года.

    В целом по стране осуществлена инвентаризация более 12 тысяч объектов (конструкций) наружной рекламы, из которых свыше 7 тысяч не соответствовали требованиям. Устранены недостатки на 3200 объектах. Ведется работа по приведению в соответствие с законом остальных рекламных конструкций.

    С рекламой лекарственных препаратов и биологически активных добавок связано 58 процентов нарушений, с рекламой запрещенных продуктов - 35. Из них 90 процентов своевременно устранены в результате профилактики, а в остальных случаях приняты соответствующие меры.

    По 109 проектам рекламных эскизов даны соответствующие заключения на соответствие требованиям законодательства о рекламе, рассмотрено 277 обращений по вопросам размещения рекламы.

    - Какие задачи намечено реализовать в 2021 году? Ведется ли разработка интересных и актуальных проектов нормативно-правовых документов в сфере?

    - Важно отметить, что в нашей стране создана качественная законодательная база, которая гарантирует защиту прав потребителей, в частности, законы «О защите прав потребителей», «Об обращениях граждан», «Об охране здоровья граждан», «О качестве и безопасности пищевой продукции», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «О метрологии» и другие.

    Планов на этот год много, в частности, намечено проведение большого количества следующих мероприятий:

    • систематическое осуществление контроля закупок товаров народного потребления;
    • широкое продвижение в стране моделей рационального потребления, особенно среди молодежи, на основе изучения международного опыта;
    • дальнейшее информирование потребителей о некачественных и несоответствующих товарах и их производителях, включая расширение доступа к современным информационным технологиям;
    • совершенствование досудебной защиты прав потребителей, в том числе с использованием современных информационных технологий;
    • оценка и создание рейтинга уровня защиты прав потребителей в регионах республики;
    • проведение Недели качества продуктов питания в сотрудничестве с уполномоченными органами власти;
    • запуск телешоу «Контроль качества»;
    • осуществление контроля за отсутствием промышленных трансжиров, в том числе технического пальмового масла, в составе импортной и отечественной продовольственной продукции.

    Что же касается нормативно-правовых документов, планируется внесение изменений и дополнений в Общий технический регламент о безопасности пищевой продукции в части ее маркировки с учетом полезности или вредности для здоровья человека количества соли, сахара и жиров в составе продовольственной продукции отечественного производства и ввозимой импортной.

    Также намечена разработка проектов документов, определяющих порядок оказания потребителям платных медицинских услуг и негосударственных образовательных услуг, порядок проведения акций и мероприятий, стимулирующих продажи.

    Беседовала
    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates