АГУ: получаем услуги не выходя из дома

    Карантин, как известно, внес свои коррективы и в планы людей, и в работу ряда организаций. При этом комфорт, удобство и благополучие граждан остаются в приоритете государственной политики. Именно поэтому деятельность центров госуслуг не только продолжается в период пандемии, но и преображается, появляются все новые возможности. Этим и другим вопросам, а также новым задачам, стоящим перед сферой, посвящен прошедший открытый диалог, организованный Агентством государственных услуг.

    Любая государственная услуга - это совокупность административных процедур, которые осуществляются госорганом. Их оказание - одна из ключевых составляющих процесса взаимодействия руководства страны и населения. Именно в целях максимального упрощения процедуры получения госуслуг, искоренения бюрократии, длинных очередей, коррупции соответствующим Указом главы государства от 12 декабря 2017-го определено создание при Министерстве юстиции Агентства государственных услуг (АГУ) и его центров на местах (ЦГУ). Структура создана на базе Народных приемных, завоевавших доверие народа.

    Эффективность создания центров наглядно демонстрируют статистические показатели. А спектр услуг и сегодня, по прошествии почти трех лет, продолжает расширяться: налажено поэтапное внедрение наиболее популярных для населения услуг. Учреждение стремится изменить модель взаимодействия граждан с государством - отойти от сложившейся ранее практики. Ведь, как отметил Президент, «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

    В этом плане сфера услуг, в том числе и государственных, - отрасль быстроразвивающаяся. Требует постоянного совершенствования процесса, интеграции всего самого современного. Поэтому важной темой мероприятия стало внед­рение ИКТ в работу центров по республике. В период карантина как никогда необходимы развитие и упрощение проведения различных операций в режиме онлайн. К тому же быстро развивающиеся технологии позволяют трансформировать в лучшую сторону традиционные способы ведения дел во всех сферах. Способствуют достижению устойчивого развития и улучшению благосостояния граждан. Инновации можно приспособить для деятельности, используя искусственный интеллект, включая когнитивный анализ, робототехнику, ботов, высокопроизводительные и квантовые вычисления. Их использование, а также увеличение вычислительной мощности оборудования, как отметил директор Агентства государственных услуг Улугбек Мухаммадиев, повышает доступность данных, а также потребности и ожидания общества.

    Чтобы эффективно предоставлять услуги, приложения электронного правительства должны удовлетворять требования граждан и способствовать их активному участию в выявлении этих потребностей и, что самое главное, в реализации надежных планов и проектов на всех уровнях. Для тех граждан, кто не имеет возможности воспользоваться госуслугами в электронном формате, создаются условия для безопасного получения услуг в период пандемии. Чтобы побороть такое явление, как очереди, филиалы ЦГУ открываются и в махаллях. Сегодня их количество достигло 70.

    Проведенная положительная работа показывает, что в этой области существуют системные проблемы и их необходимо решать здесь и сейчас. Соответствующими постановлениями Президента и правительства республики предусмотрена разработка проектов административных регламентов, согласно которым получение документов, необходимых для предоставления госуслуг, должно осуществляться посредством электронного межведомственного взаимодействия, не требуя их у граждан. Однако некоторые госорганы либо игнорируют данный пункт, либо не выполняют его в установленный срок.

    Так, иные ведомства в 2018-2020 годах не разработали или до сих пор не приняли ряд проектов административных регламентов госуслуг, которые должны были предоставляться через ЦГУ. В результате девять видов услуг не внед­рены своевременно. Также при предоставлении госуслуг имеют место систематические правонарушения со стороны компетентных органов. За первые шесть месяцев 2020 года агентством выявлено свыше 53 тысяч правонарушений в сфере оказания государственных услуг.

    Еще одним важным вопросом стала работа загсов. Ведь, как известно, после того как 1 апреля текущего года данная система была переведена в ведение АГУ, начался новый этап изменений во многих направлениях деятельности данных организаций. Так, планируется упразднение поста архивариуса (входит в состав технического персонала). Вместо него внедрены должности инспекторов 1-й и 2-й категорий, которые будут считаться скорее управленцами.

    Для пресечения такого явления, как коррупция, решено создать для персонала достойные условия труда и оплату. Теперь сотрудники органов загса по условиям труда и материального стимулирования приравниваются к их коллегам из отделов территориальных управлений агентства. Планируется увеличить зарплату сотрудников загса в среднем в три раза.

    Помимо этого, период деятельности заведующих, инспекторов отделов загса и домов бракосочетания в системе хокимиятов включается в стаж работы, необходимый для выплаты надбавок за выслугу лет и получения классных чинов. Стоит подчеркнуть, что и требования к ним будут соответствующие.

    Что же ждет узбекистанцев в ближайшем будущем?

    - Агентство планирует сделать процесс получения услуг еще более простым и оперативным, - продолжил У. Мухаммадиев. - К примеру, сейчас вводится процедура обеспечения загсов гербовыми свидетельствами о рождении, смерти, браке и разводе напрямую самим Агентством госуслуг. Проще говоря, гербовые документы будут доставляться органам загса и дипломатическим представительствам Узбекистана за рубежом гораздо быстрее.

    Следующее удобство создано для лиц, не получивших свидетельства о рождении вовремя. Прежде регистрация рождения граждан старше 16 лет производилась только на основании решения суда. Теперь при наличии соответствующей медицинской справки рождение будет зарегистрировано прямо в загсе на основании только заявлений совершеннолетнего ребенка и его родителей (или одного из них).

    Вот еще нововведение: теперь вступающие в брак могут брать двойную фамилию. Бюрократии также станет меньше.

    Справки для получения пособия при рождении ребенка и единовременного пособия на похороны теперь не будут выдавать на руки, а станут напрямую отправлять во внебюджетный Пенсионный фонд через специальную электронную систему.

    Правильность и актуальность данных, вносимых в информационную систему «Единый элект­ронный архив загс», планируется постоянно проверять. Для этого сотрудники органов записи актов гражданского состояния будут контролировать достоверность информации путем сравнения ее с имеющимися в архиве документами.

    Также, как отметили специалисты, для упрощения оплаты госпошлины в процессе получения услуг введена система оплаты государственных пошлин, сборов и других платежей за госуслуги через электронные платежные системы (Click, Payme, Upay, Paynet, UzCard, Easy, Websum и все мобильные приложения банков). Все эти меры делают направление еще удобнее и эффективнее, что экономит время и средства услугополучателей.