Любая государственная услуга - это совокупность административных процедур, которые осуществляются госорганом. Их оказание - одна из ключевых составляющих процесса взаимодействия руководства страны и населения. Именно в целях максимального упрощения процедуры получения госуслуг, искоренения бюрократии, длинных очередей, коррупции соответствующим Указом главы государства от 12 декабря 2017-го определено создание при Министерстве юстиции Агентства государственных услуг (АГУ) и его центров на местах (ЦГУ). Структура создана на базе Народных приемных, завоевавших доверие народа.
Эффективность создания центров наглядно демонстрируют статистические показатели. А спектр услуг и сегодня, по прошествии почти трех лет, продолжает расширяться: налажено поэтапное внедрение наиболее популярных для населения услуг. Учреждение стремится изменить модель взаимодействия граждан с государством - отойти от сложившейся ранее практики. Ведь, как отметил Президент, «не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
В этом плане сфера услуг, в том числе и государственных, - отрасль быстроразвивающаяся. Требует постоянного совершенствования процесса, интеграции всего самого современного. Поэтому важной темой мероприятия стало внедрение ИКТ в работу центров по республике. В период карантина как никогда необходимы развитие и упрощение проведения различных операций в режиме онлайн. К тому же быстро развивающиеся технологии позволяют трансформировать в лучшую сторону традиционные способы ведения дел во всех сферах. Способствуют достижению устойчивого развития и улучшению благосостояния граждан. Инновации можно приспособить для деятельности, используя искусственный интеллект, включая когнитивный анализ, робототехнику, ботов, высокопроизводительные и квантовые вычисления. Их использование, а также увеличение вычислительной мощности оборудования, как отметил директор Агентства государственных услуг Улугбек Мухаммадиев, повышает доступность данных, а также потребности и ожидания общества.
Чтобы эффективно предоставлять услуги, приложения электронного правительства должны удовлетворять требования граждан и способствовать их активному участию в выявлении этих потребностей и, что самое главное, в реализации надежных планов и проектов на всех уровнях. Для тех граждан, кто не имеет возможности воспользоваться госуслугами в электронном формате, создаются условия для безопасного получения услуг в период пандемии. Чтобы побороть такое явление, как очереди, филиалы ЦГУ открываются и в махаллях. Сегодня их количество достигло 70.
Проведенная положительная работа показывает, что в этой области существуют системные проблемы и их необходимо решать здесь и сейчас. Соответствующими постановлениями Президента и правительства республики предусмотрена разработка проектов административных регламентов, согласно которым получение документов, необходимых для предоставления госуслуг, должно осуществляться посредством электронного межведомственного взаимодействия, не требуя их у граждан. Однако некоторые госорганы либо игнорируют данный пункт, либо не выполняют его в установленный срок.
Так, иные ведомства в 2018-2020 годах не разработали или до сих пор не приняли ряд проектов административных регламентов госуслуг, которые должны были предоставляться через ЦГУ. В результате девять видов услуг не внедрены своевременно. Также при предоставлении госуслуг имеют место систематические правонарушения со стороны компетентных органов. За первые шесть месяцев 2020 года агентством выявлено свыше 53 тысяч правонарушений в сфере оказания государственных услуг.
Еще одним важным вопросом стала работа загсов. Ведь, как известно, после того как 1 апреля текущего года данная система была переведена в ведение АГУ, начался новый этап изменений во многих направлениях деятельности данных организаций. Так, планируется упразднение поста архивариуса (входит в состав технического персонала). Вместо него внедрены должности инспекторов 1-й и 2-й категорий, которые будут считаться скорее управленцами.
Для пресечения такого явления, как коррупция, решено создать для персонала достойные условия труда и оплату. Теперь сотрудники органов загса по условиям труда и материального стимулирования приравниваются к их коллегам из отделов территориальных управлений агентства. Планируется увеличить зарплату сотрудников загса в среднем в три раза.
Помимо этого, период деятельности заведующих, инспекторов отделов загса и домов бракосочетания в системе хокимиятов включается в стаж работы, необходимый для выплаты надбавок за выслугу лет и получения классных чинов. Стоит подчеркнуть, что и требования к ним будут соответствующие.
Что же ждет узбекистанцев в ближайшем будущем?
- Агентство планирует сделать процесс получения услуг еще более простым и оперативным, - продолжил У. Мухаммадиев. - К примеру, сейчас вводится процедура обеспечения загсов гербовыми свидетельствами о рождении, смерти, браке и разводе напрямую самим Агентством госуслуг. Проще говоря, гербовые документы будут доставляться органам загса и дипломатическим представительствам Узбекистана за рубежом гораздо быстрее.
Следующее удобство создано для лиц, не получивших свидетельства о рождении вовремя. Прежде регистрация рождения граждан старше 16 лет производилась только на основании решения суда. Теперь при наличии соответствующей медицинской справки рождение будет зарегистрировано прямо в загсе на основании только заявлений совершеннолетнего ребенка и его родителей (или одного из них).
Вот еще нововведение: теперь вступающие в брак могут брать двойную фамилию. Бюрократии также станет меньше.
Справки для получения пособия при рождении ребенка и единовременного пособия на похороны теперь не будут выдавать на руки, а станут напрямую отправлять во внебюджетный Пенсионный фонд через специальную электронную систему.
Правильность и актуальность данных, вносимых в информационную систему «Единый электронный архив загс», планируется постоянно проверять. Для этого сотрудники органов записи актов гражданского состояния будут контролировать достоверность информации путем сравнения ее с имеющимися в архиве документами.
Также, как отметили специалисты, для упрощения оплаты госпошлины в процессе получения услуг введена система оплаты государственных пошлин, сборов и других платежей за госуслуги через электронные платежные системы (Click, Payme, Upay, Paynet, UzCard, Easy, Websum и все мобильные приложения банков). Все эти меры делают направление еще удобнее и эффективнее, что экономит время и средства услугополучателей.