Отличительной особенностью предстоящего саммита от предыдущих заключается в том, что он впервые соберет представительный состав участников, среди которых главы 15 государств, в том числе лидеры всех государств-членов ШОС, стран-наблюдателей (Беларусь, Иран и Монголия), президенты Турции, Туркменистана, Азербайджана и премьер-министр Армении, высокие представители Саудовской Аравии, Катара и Египта.
Другой особенностью саммита является его обширная повестка, предусматривающая подписание более 30 документов, в том числе концептуального и стратегического характера, что также является беспрецедентным в истории организации.
Среди них можно особо выделить концепции сотрудничества государства-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, программы взаимодействия в сфере использования возобновляемых источников энергии, инфраструктурного развития, стимулирования промышленной кооперации, развития цифровой грамотности, а также план совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли и «дорожную карту» по сотрудничеству в вопросах профилактики
и лечения инфекционных заболеваний.
Отдельного внимания заслуживает принятие Комплексного плана действий на 2023-2027 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС, а также Совместного заявления глав государств-членов ШОС по реагированию на изменение климата.
Указанные документы определят новые векторы многостороннего сотрудничества, призваны консолидировать усилия государств-членов ШОС и стать коллективным ответом на те вызовы, с которыми сегодня сталкивается международное сообщество.
О востребованности предстоящей высокой встречи и её повестки для обеспечения международного мира, безопасности и устойчивого развития свидетельствует тот факт, что на саммите впервые примет участие множество различных международных и региональных организаций, в том числе ООН, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, СВМДА, ОЭС, АСЕАН и ЛАГ.
Приглашение узбекской стороной столь большого количества государств, международных и региональных организаций, являющихся проводниками интересов внерегиональных государств, поддержанное всеми странами ШОС, подчеркивает решительный настрой Руководства Узбекистана создать действенную платформу для многостороннего диалога в целях преодоления усугубляющегося кризиса доверия, возвращения международных отношений на траекторию конструктивного развития и придания ощутимого импульса международному сотрудничеству в интересах всеобщей безопасности, стабильности и устойчивого развития.
По сути, самаркандский саммит нацелен внести важный вклад в восстановление доверия к системе международных отношений и стать своего рода отправной точкой для начала нового этапа межгосударственного и многостороннего сотрудничества, основанного на диалоге и взаимопонимании.
В то же время, готовность государств и международных организаций быть представленными на предстоящем саммите говорит о признании ШОС в качестве важного фактора обеспечения международного мира и безопасности, его значительно возросшем авторитете как эффективного механизма многостороннего сотрудничества, серьезного партнера в решении вопросов международной повестки.
Несомненно, это еще и проявление высокого доверия к Узбекистану, способного выступить в качестве надежного посредника в деле налаживания многостороннего диалога и совместного поиска взаимоприемлемых решений по насущным вопросам глобальной и региональной повестки. Сегодня в международном сообществе прочно утвердилось восприятие Узбекистана как государства, сумевшего благодаря прагматичной, конструктивной, взвешенной и инициативной внешней политике Президента Ш. Мирзиёева за исторически короткий промежуток времени трансформировать Центральную Азию в регион добрососедства, доверия и взаимовыгодного сотрудничества, вносящего весомый вклад в практическое решение как региональных, так и глобальных проблем.
Организация саммита ШОС в расширенном формате с привлечением широкого круга международных и региональных организаций свидетельствует также о приверженности Узбекистана проведению открытой внешней политики, поддержанию и развитию всеобъемлющего инклюзивного диалога с международным сообществом.
В этом вопросе Узбекистан всегда проявлял последовательность. Именно по инициативе Ташкента в учредительных документах, в частности в Декларации и Хартии ШОС, открытость организации, развитие отношений с международными организациями определено среди основных целей, а в 2004 году, в год первого председательствования Узбекистана в ШОС, было принято решение расширять сеть партнерских отношений с международными организациями. Стратегический курс по развитию взаимоотношений с многосторонними структурами закрепило инициированное Узбекистаном получение ШОС статуса наблюдателя при ГА ООН в том же году.
Не случайно в опубликованной в преддверии саммита ШОС статье Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире» Глава государства акцентировал внимание на то, что международные и региональные организации продолжают служить важнейшими проводниками межгосударственного взаимодействия, помогают странам преодолевать разногласия и укреплять взаимопонимание, развивать политическое и экономическое сотрудничество, расширять торговлю и стимулировать культурно-гуманитарные обмены.
В этой связи инициированная узбекской стороной формализация партнерских отношений с ЭСКАТО, ЛАГ и ЮНЕСКО в ходе предстоящего саммита станет логическим продолжением усилий по задействованию потенциала международных организаций в решении актуальных вопросов, стоящих перед государствами-членами ШОС.
Более того, это вновь засвидетельствует, что ШОС остается приверженной принципам открытости, имеет внеблоковый характер, а ее деятельность не направлена против третьих стран или международных организаций.
В этом контексте Ташкент исходит из того, что ШОС должна
и впредь оставаться открытой для широкого международного сотрудничества, не допускать политического противостояния и конфронтационного соперничества, руководствоваться принципами добрососедства, равноправия и взаимного уважения, отказа от вмешательства во внутренние дела, поиска взаимоприемлемых консенсусных решений на основе разумных компромиссов.
Ориентированность ШОС на эти принципы в условиях снижения эффективности других институтов многостороннего сотрудничества является главной причиной роста интереса международных и региональных организаций к налаживанию и расширению кооперации с ШОС. Более того, привлекательность ШОС для других государств, международных и региональных организаций определяют также следующие факторы.
Во-первых, это признание растущей роли ШОС в качестве несущей конструкции архитектуры безопасности и устойчивого развития на евразийском пространстве, превращающейся в ключевой фактор трансформации международного порядка и мирохозяйственных связей. Сегодня ШОС - это 2/3 территории Евразии, 50% численности населения планеты (3,4 млрд чел.), 20% мирового ВВП, 50,1% всех запасов природного газа на Земле, более 40% общемирового производства продукции животноводства и растениеводства, огромный человеческий, интеллектуальный и технологический потенциал.
Более того, многие государства и многосторонние организации стремятся стать активными участниками и бенефициарами позитивных процессов укрепления добрососедства и сотрудничества, формирования пространства устойчивого развития в Центральной Азии, являющейся географическим ядром ШОС.
Во-вторых, поддержку находит подход ШОС по выстраиванию конструктивных, взаимовыгодных отношений со всеми сторонами в целях решения актуальных глобальных проблем, в том числе в сфере безопасности, экономики, торговли, промышленности, продовольствия, экологии, здравоохранения.
Это приобретает особую актуальность сегодня, когда глубокий кризис доверия на глобальном уровне провоцирует геополитическое соперничество и блоковое противостояние, что в свою очередь приводит к разрыву торговых и инвестиционных связей, усугублению проблем продовольственной и энергетической безопасности, снижает уровень взаимодействия в решении вопросов, связанных с глобальным климатическим потрясением, дефицитом природных и водных ресурсов, сокращением биоразнообразия, распространением опасных заболеваний. Именно конструктивизм и многосторонность, основанные на учете и уважении интересов каждого, могут способствовать нахождению ответов на эти вызовы, чего невозможно добиться разрозненно.
Руководствуясь этим принципом, ШОС за последние годы значительно расширила сеть партнерских организаций, эффективно взаимодействует с международными организациями в решении множества вопросов. В частности, ШОС с КТУ и УНП ООН, ОДКБ взаимодействует в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, с ЮНИДО, ЮНКТАД, СНГ, ЕАЭС, АСЕАН - по вопросам торговли, транспорта, логистики, промышленной кооперации, ФАО ООН - в сфере продовольствия и сельского хозяйства, УКГВ ООН - по координации в гуманитарных вопросах.
В-третьих, отличительной чертой ШОС является отсутствие идеологической зашоренности в ее деятельности, приверженность универсальным ценностям, общепризнанным нормам и ориентированность на достижение конкретных результатов путем налаживания прагматичных отношений со всеми заинтересованными сторонами.
Как отметил Президент Ш. Мирзиёев в вышеупомянутой статье, ШОС является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития. Концепция успеха ШОС - продвижение разностороннего сотрудничества через обеспечение региональной безопасности.
В-четвертых, расширению многостороннего сотрудничества ШОС способствует признание международным сообществом глобальной взаимосвязанности, осознание своей солидарной ответственности за решение проблем международного мира, безопасности и устойчивого развития.
В целом, сегодня ШОС входит в новый, еще более ответственный этап своего развития, трансформируется в динамично развивающуюся международную организацию и важную составляющую системы поддержания мировой стратегической стабильности. Расширение сети партнёрских отношений с международными организациями является свидетельством признания ключевой роли ШОС в поддержании международного мира и безопасности, демонстрирует ее открытость, безальтернативность многостороннего сотрудничества как важного условия эффективного противодействия глобальным вызовам и угрозам безопасности и устойчивого развития.
Более того, нет сомнений, что в условиях обостряющейся международной ситуации и растущих угроз с одновременным ослаблением механизмов ее поддержания, авторитет ШОС как одного из драйверов мирового экономического развития и крупнейшей в мире региональной организации на международной арене будет возрастать, актуализируя дальнейшее расширение сети партнерских многосторонних структур для эффективного поиска общих ответов на вызовы, стоящие перед мировым сообществом.
Вместе с тем одним из ключевых условий поступательного и устойчивого развития данного процесса должна оставаться приверженность ШОС «шанхайскому духу», в основе которого лежат взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию, а также неукоснительное следование принципам Хартии ШОС, гарантирующих внеблоковый статус, открытость, ненаправленность организации против третьих стран или международных организаций, равноправие и уважение суверенитета всех участников. Только таким образом, как отметил Глава Узбекистана, ШОС может стать «полюсом притяжения без разделительных линий во имя мира, сотрудничества и прогресса».
Опираясь на зарекомендовавшие себя принципы сотрудничества на основе «шанхайского духа», государства-члены совместно с многосторонними институтами смогут определить новые магистральные направления многопланового сотрудничества в современных условиях, закрепить конкретные перспективы обновления повестки дня ШОС на полноценное раскрытие ее огромного потенциала и повышения стабилизирующей роли этой организации в решении актуальных задач регионального и международного сотрудничества с учетом складывающейся в мире новой реальности.
Сегодня ШОС должна отвечать запросам международного сообщества на справедливость, взаимопонимание и взаимовыручку, удовлетворять потребность народов мира в восстановлении и укреплении политической и социально-экономической стабильности и безопасности.
И в этом плане Самаркандский саммит и выдвигаемые на нем новые инициативы Узбекистана будут играть историческую роль, а задействование возможностей международных и региональных организаций должно стать важным фактором их успешного воплощения в жизнь.
Или, завершая емкими словами Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева, «эффективное международное взаимодействие делает мир более устойчивым, предсказуемым и процветающим. Это - наиболее реальный, доступный и близкий путь к решению общих проблем современности и всеобщий полис страхования от грядущих вызовов и шоков».
Акрамжон Неъматов,
Первый заместитель директора
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.