Согласно постановлению Кабинета Министров "Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по установке, снятию и поверке приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды" от 20 августа 2019 года газоснабжающая организация дает уведомление о необходимости проведения поверки за месяц до установленного срока. Затем абоненту следует подать заявку через Центр государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), оплатив 44 600 сумов.
В течение трех дней специалисты газоснабжающей организации должны демонтировать прибор учета газа, а затем передать его в метрологические службы Агентства "Узстандарт" для поверки. Процедура занимает около десяти дней, а то и больше, если счетчик подлежит ремонту. Как показывает практика последних лет, по ее итогам, увы, многих потребителей ожидает разочарование: почти в половине случаев счетчики оказываются неисправными и требуют замены.
По словам начальника управления метрологического обеспечения АО "Худудгазтаъминот" Ольги Вайзбург, по состоянию на 9 марта 2020 года через центры государственных услуг и ЕПИГУ поступило 85 866 обращений на поверку счетчика. По ее итогам 4778 счетчиков, или 5,5 процента от общего количества, признаны непригодными. Более 2,6 тысячи отремонтированы и направлены на повторную поверку. Свыше 33 тысяч приборов учета газа признаны исправными и вновь установлены. Сегодня эта работа продолжается.
Процедура поверки довольно неудобна и требует временных затрат как работников службы, так и потребителей. Исправить ситуацию позволит внедрение автоматизированной системы контроля учета газа (АСКУГ) для всех категорий потребителей до 2022 года. Это предусмотрено постановлением Президента "О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью" от 9 июля 2019 года и позволит полностью предотвратить появление долгов, сбоев, сократит потери, а также предупредит поставщика о незаконном использовании голубого топлива.
Один из механизмов ее внедрения - установка интеллектуальных приборов учета газа, проще говоря, "умных" счетчиков, способных с высокой точностью измерять расход и передавать данные о потреблении топлива в режиме реального времени, в разы снизить показатели дебиторской задолженности и исключить человеческий фактор по изменению показаний в биллинговой системе.
Важный момент для потребителей - передача счетчиков, которые ранее находились в их собственности, на баланс газоснабжающих предприятий.
Что это даст? Согласно новым правилам "умные" счетчики будут установлены у всех категорий потребителей за счет собственных средств АО "Худудгазтаъминот", то есть бесплатно. А значит, и собственниками приборов учета газа станут его структурные подразделения. Потребителю не придется ждать уведомления о проведении поверки прибора, подавать заявки. Сервисное обслуживание и связанные с этим расходы (установка, снятие, поверка, ремонт) лягут на плечи газоснабжающих организаций, а на потребителей - лишь ответственность за его сохранность.
Если раньше это было делом хлопотным и затратным, то теперь все гораздо проще. Поверка "умных" счетчиков будет производиться раз в десять лет. В случае его неисправности газоснабжающая организация самостоятельно определит этот факт и примет соответствующие меры. В ближайшей перспективе потребители смогут забыть о своих визитах в разные инстанции и сопутствующих затратах на обслуживание счетчиков. Просьба к ним одна - бережно относиться к новым приборам.
Александр Зотов.
"Правда Востока".
(При содействии пресс-службы АО "Худудгазтаъминот".)