В стране в последние годы проведена широкомасштабная организационно-практическая работа в сфере совершенствования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, остающееся на высоком уровне количество дорожно-транспортных происшествий, приведших к смерти, показывает необходимость коренного реформирования системы обеспечения безопасности на автомобильных дорогах.
В частности, требуется приведение дорожной инфраструктуры в полное соответствие с современными требованиями обеспечения безопасного движения, внедрение эффективной системы, направленной на раннюю профилактику правонарушений в данной сфере, а также широкое внедрение цифровых технологий, исключающих человеческий фактор.
В соответствии со Стратегией развития системы обеспечения общественной безопасности в Республике Узбекистан на 2022-2025 годы, а также в целях гарантированной защиты от любых происшествий жизни и здоровья человека на автомобильных дорогах в условиях Нового Узбекистана:
1. Определить актуальными направлениями обеспечения безопасности дорожного движения в стране:
совершенствование инфраструктуры автомобильных дорог и улучшение их качества, создание надежных условий для безопасного движения участников дорожного движения на основе принципа приоритетности «пешеход – общественный транспорт – велотранспорт – автотранспорт»;
поднятие на качественно новый уровень учебного процесса подготовки, переподготовки водителей, повышения их квалификации с внедрением в систему инновационных педагогических технологий;
повышение культуры соблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами, обеспечение неотвратимости наказания за любое правонарушение;
организацию привития основ правил дорожного движения с детства, внедрение данной практики в организациях дошкольного образования и общеобразовательных школах;
полную цифровизацию организации дорожного движения, применение новых систем управления и контроля с внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий.
2. В целях обеспечения безусловного соблюдения правил дорожного движения и предупреждения случаев их повторного нарушения внедрить с 1 декабря 2022 года систему начисления штрафных баллов водителям за нарушения правил дорожного движения, предусматривающую следующий порядок:
начисление отдельных штрафных баллов за каждое нарушение правил дорожного движения в течение 12 месяцев;
лишение водителя права управления транспортным средством на определенный срок в установленном порядке в случае превышения установленного количества штрафных баллов;
применение к водителям, за определенный период не нарушившим правила дорожного движения, мер стимулирования путем сокращения штрафных баллов при последующем начислении.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.), Министерству юстиции (Давлетов Р.К.) в месячный срок с учетом передового зарубежного опыта внести проекты актов законодательства, предусматривающие внедрение системы начисления штрафных баллов водителям за нарушение правил дорожного движения.
3. В целях коренного совершенствования и поднятия на качественно новый уровень системы подготовки водителей установить порядок, в соответствии с которым:
лицензия на осуществление деятельности всем образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой, переподготовкой водителей и повышением их квалификации (далее – автошколы), и экзаменационным центрам независимо от их организационно-правовой формы выдается Министерством внутренних дел;
работа автошкол по разработке учебных программ, основанных на инновационных педагогических технологиях, а также переподготовке и повышению квалификации их преподавателей, водителей-инструкторов и наставников на договорной основе осуществляется Академией Министерства внутренних дел.
Министерству внутренних дел (Икрамов А.И., Абдуллаев Б.Т.): в месячный срок пересмотреть требования и критерии, предъявляемые к автошколам и экзаменационным центрам, внести проект правительственного решения, предусматривающего строгие меры, направленные на повышение качества их учебной деятельности;
в двухмесячный срок создать в Академии Министерства внутренних дел всю необходимую учебно-методическую и материально-техническую базу, связанную с организацией курсов переподготовки и повышения квалификации преподавателей, водителей-инструкторов и наставников автошкол.
Возложить на министра внутренних дел Бобожонова П.Р. персональную ответственность за эффективную организацию внедряемой новой системы деятельности автошкол и экзаменационных центров, а также организацию качественной подготовки водителей.
4. Установить, что:
а) персональная ответственность за полноценный перевод на систему цифрового управления перекрестков в городах Нукус, Ташкент, областных центрах возлагается на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов города Ташкента и областей;
б) подразделения безопасности дорожного движения органов внутренних дел (далее – подразделения безопасности дорожного движения) являются ответственными за регулирование средств дорожного движения в городах Нукус, Ташкент, областных и районных (городских) центрах посредством установки дорожных знаков, указателей и светофоров, нанесения дорожной разметки, определения мест пешеходных переходов;
в) Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты города Ташкента и областей совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.Х.), Министерством внутренних дел (Бобожонов П.Р.) в двухмесячный срок определяют организационные меры по внедрению системы цифрового управления перекрестками, в том числе за счет привлечения инвесторов на основе государственного-частного партнерства, в следующие сроки:
в срок до конца 2023 года – на всех перекрестках столицы, а также основных крупных перекрестках города Нукуса и областных центров с интенсивным движением;
в срок до конца 2024 года – на всех перекрестках города Нукуса и областных центров;
г) хокимиятам районов (городов) предоставляется право установления на автомобильных дорогах соответствующей территории специальных автоматизированных программно-технических средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. 30 процентов сумм штрафов за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные посредством данных программно-технических средств, направляются непосредственно в местные бюджеты районов (городов), данные средства используются для цифровизации дорожного движения, развития дорожной инфраструктуры, а также введения дополнительных штатных единиц сотрудников дорожно-патрульной службы.
Министерству внутренних дел (Абдуллаев Б.Т.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок на основе анализа потоков транспорта и пешеходов, дорожно-транспортных происшествий, связанных с участием пешеходов, утвердить и обеспечить полное исполнение адресной программы, предусматривающей установку до конца 2023 года на пешеходных переходах светофоров, управляемых пешеходами, на густонаселенных территориях районов и городов.
5. Одобрить предложения Министерства внутренних дел о:
переводе в двухмесячный срок специальных эксплуатационно-монтажных подразделений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей и Центра организации дорожного движения хокимията города Ташкента (далее – эксплуатационно-монтажные подразделения) в ведение управлений безопасности дорожного движения территориальных органов внутренних дел соответственно;
предоставлении министру внутренних дел права на привлечение за счет внебюджетных средств к деятельности подразделений безопасности дорожного движения квалифицированных зарубежных специалистов в качестве советников на договорной основе;
налаживании на Государственном унитарном предприятии «Uzavtomotobelgi» производства технических средств организации дорожного движения и формировании конкурентной среды в данной сфере;
образовании за счет предельной численности штатных единиц органов внутренних дел в структуре Службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Управления контроля за дорожной инфраструктурой, в структурах территориальных управлений безопасности дорожного движения – отделов контроля за дорожной инфраструктурой.
6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам города Ташкента и областей при передаче эксплуатационно-монтажных подразделений в ведение управлений безопасности дорожного движения:
принять меры по передаче зданий и сооружений, прилегающих территорий и материально-технической базы эксплуатационно-монтажных подразделений с обеспечением их, в том числе, новой современной специальной техникой;
обеспечить погашение имеющихся кредиторской и дебиторской задолженностей, списание морально устаревших и пришедших в непригодное состояние материально-технических средств эксплуатационно-монтажных подразделений.
Министерству внутренних дел (Абдуллаев Б.Т.):
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, регламентирующего деятельность эксплуатационно-монтажных подразделений;
организовать прием зданий и сооружений, прилегающих территорий эксплуатационно-монтажных подразделений, обеспеченных необходимой материально-технической базой;
в трехмесячный срок критически пересмотреть деятельность эксплуатационно-монтажных подразделений, внедрить новые методы работы по полной установке и обеспечению постоянного функционирования технических средств организации дорожного движения.
Министерству финансов (Ишметов Т.А.) в месячный срок:
совместно с Министерством внутренних дел обеспечить преобразование должностей начальников эксплуатационно-монтажных подразделений и по одному их заместителю в должности сотрудников офицерского состава за счет имеющейся штатной численности указанных подразделений;
внести соответствующие изменения в смету расходов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов города Ташкента и областей и Министерства внутренних дел в соответствии с настоящим постановлением.
7. Создать с 5 апреля 2022 года Республиканский фонд «Безопасная дорога и безопасный пешеход» при Службе безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел без образования юридического лица (далее – Фонд).
Определить источниками формирования средств Фонда:
штрафы, сборы и платежи, взыскиваемые в сфере организации дорожного движения, в размерах согласно приложению № 1;
средства, ежегодно предусматриваемые в бюджетных параметрах на отдельные мероприятия для эксплуатационно-монтажных подразделений на основе программ;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;
гранты, выделяемые государственными, зарубежными и международными организациями;
спонсорские и благотворительные средства физических и юридических лиц;
кредиты, выделяемые международными финансовыми институтами и банками;
иные средства, не запрещенные актами законодательства.
Определить, что средства Фонда используются в целевом порядке исключительно для:
приобретения технических средств организации дорожного движения, их запасных частей, конструкций и строительных материалов, предусмотренных для установки, а также специальных красок;
финансирования нанесения в городах и других населенных пунктах дорожной разметки, установления, замены, хранения, демонтажа технических средств организации дорожного движения и оказания технического обслуживания;
укрепления материально-технической базы эксплуатационно-монтажных подразделений, в том числе обеспечения современными специальными техническими средствами, введения на определенный срок дополнительных штатов, исходя из объема работ, а также привлечения на договорной основе специалистов, внедрения системы ежемесячного и разового материального стимулирования их сотрудников, рабочих и служащих;
изучения передового зарубежного опыта в сфере безопасности дорожного движения, финансирования проектов в направлении развития дорожной инфраструктуры;
финансирования мер по созданию материально-технической и учебной баз, направленных на формирование начальных знаний правил дорожного движения у воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся общих средних образовательных учреждений, подведомственных Министерству дошкольного образования и Министерству народного образования соответственно, а также установлению дорожных знаков и нанесению дорожной разметки на площадках по практическому обучению детей правилам дорожного движения в махаллях.
8. В целях повышения эффективности деятельности в сфере организации, управления и обеспечения безопасности движения
на автомобильных дорогах образовать Республиканскую специальную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения и ее территориальные специальные комиссии (далее – специальные комиссии) согласно приложениям №№ 2 и 3.
Возложить на специальные комиссии следующие основные задачи:
надежную защиту жизни и здоровья граждан в сфере безопасности дорожного движения, обеспечение полного соответствия дорожной инфраструктуры требованиям безопасности;
оценку состояния эффективности организации дорожного движения в регионах на постоянной основе, осуществления контроля за адресной деятельностью государственных органов и местных хокимиятов в данной сфере;
глубокое изучение причин дорожно-транспортных происшествий, создание системы подготовки научно обоснованных предложений по предупреждению аварий посредством утверждения перечня опасных аварийных участков дорог;
определение мер по внедрению современных информационных технологий в сферу обеспечения безопасности дорожного движения, популяризации автоматизированных систем контроля, исключающих человеческий фактор и коррупционные проявления;
организацию разработки и согласование проектов программ по улучшению дорожной инфраструктуры, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий в регионах.
Утвердить Положение о Республиканской специальной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения согласно приложению № 4.
Республиканской специальной комиссии (Арипов А.Н.):
в месячный срок утвердить типовое положение территориальных специальных комиссий под председательством Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов города Ташкента и областей;
ежеквартально проводить критическое обсуждение работ, проводимых государственными органами и местными хокимиятами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, имеющихся недостатков и обеспечить принятие соответствующих мер;
ежегодно утверждать и обеспечивать строгий контроль за исполнением «дорожных карт», включающих адресные меры местных хокимиятов, предусматривающие конкретные механизмы совершенствования инфраструктуры автомобильных дорог на соответствующей территории и резкого сокращения дорожно-транспортных происшествий.
9. Установить порядок, в соответствии с которым:
подразделения безопасности дорожного движения являются рабочим органом специальных комиссий;
рабочие органы на постоянной основе проводят анализ работы, осуществляемой соответствующими государственными органами по обеспечению безопасности дорожного движения, и подготавливают документы для обсуждения на заседаниях специальных комиссий;
территориальные специальные комиссии ежемесячно на основе анализа состояния дорог и имеющейся инфраструктуры, очагов аварий, совершенных правонарушений критически изучают деятельность руководителей органов, ответственных за безопасность движения, транспортную и дорожную сферы, и вносят для обсуждения в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента с предоставлением по их результатам отчета в республиканскую специальную комиссию.
10. В целях оценки эффективности организации дорожного движения и повышения ответственности местных органов власти в регионах в данном направлении внедрить с 1 июля 2022 года практику ведения индекса «Безопасная дорога» (далее – индекс) в разрезе каждого района (города) республики.
Определить, что:
в рамках индекса состояние соблюдения правил дорожного движения и дорожной инфраструктуры оценивается специальными комиссиями по 29 индикаторам по итогам каждого квартала согласно приложению № 5;
районы (города) исходя из состояния организации дорожного движения на основе результатов индекса подразделяются на «зеленые», «желтые» и «красные» категории;
задача ведения индекса возлагается на подразделения безопасности дорожного движения.
Кабинету Министров (Арипов А.Н.) в двухмесячный срок
с привлечением ведущих научных организаций, ученых и специалистов обеспечить разработку и утверждение методологии ведения индекса.
11. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.Р.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в целях надежного обеспечения безопасности дорожного движения, раннего предупреждения дорожно-транспортных происшествий организовать комплексную пропагандистскую и разъяснительную работу под девизами «Жизнь важнее скорости» и «Ремень безопасности – гарантия жизни»;
б) в месячный срок внести проект правительственного решения, направленного на усиление пропаганды правил дорожного движения среди учащихся, предусматривающий:
обучение воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся школ основам движения на дорогах, перекрестках и пешеходных переходах под девизом «Дисциплина дорожного движения начинается с детства» в практическо-показательной форме, а также привитие им сознания дисциплины дорожного движения начиная с раннего детства;
создание в школах кабинетов безопасности движения, в махаллях – площадок обучения дорожному движению;
в) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
12. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан в соответствии с приложением № 6.
13. Возложить на министра внутренних дел Бобожонова П.Р., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
4 апреля 2022 года