Как сказал на первом мероприятии руководитель делегации гостей из Южной Кореи, губернатор провинции Кёнсан-Пукто Ли Чоль У, текстильная промышленность занимает важное место в экономике, налаживаются тесные контакты с текстильщиками Узбекистана. В этом плане внедрение передовых корейских технологий в данную отрасль нашей страны станет вкладом в укрепление быстрорастущей экономики Узбекистана.
- Корея является одним из основных партнеров Узбекистана, - подчеркнул в интервью для СМИ первый заместитель председателя Ассоциации «Узтекстильпром» Мирмухсин Султанов. - На церемонии открытия маркетингового центра мы обсудили с корейскими партнерами вопросы внедрения в нашей стране высоких корейских технологий по производству текстильной продукции, а также совместного применения учебных программ повышения квалификации персонала профильных предприятий.
- В составе корейской делегации прибыли представители предприятий, производящих нужные для нашего текстильного оборудования запасные части, - добавил начальник отдела открывшегося центра машиностроительной ассоциации DGMC (Daegu Gyengbuk Machinery Cooperative) Рузмамат Болтаев. - Теперь у представителей отечественных текстильных предприятий есть возможность приобретать качественную продукцию по конкурентной цене. В основном наши предприятия нуждаются в оборудовании по покраске тканей, цветной печати на тканях. В ходе встреч подписаны соглашения о взаимо-выгодном сотрудничестве.
Следует отметить, что заместителем Премьер-министра по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей - министром инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Жамшидом Ходжаевым также проведена встреча с губернатором провинции Кёнсан-Пукто Ли Чоль У. Стороны обсудили вопросы промышленной кооперации двух стран не только в сфере текстильной промышленности, но и в «зеленой» энергетике, электронике, автомобилестроении, фармацевтике. В ходе встречи обсуждены перспективы сотрудничества в сфере профессионального обучения. Корейской стороной высказана готовность содействовать обучению студентов Узбекистана в вузах провинции Кёнсан-Пукто и устройству на работу в ведущих компаниях данной провинции.
Координационная встреча по внедрению дуального образования при содействии GIZ в рамках проекта «Поддержка процесса реформирования и модернизации системы профессионального образования Узбекистана» проведена также в Ассоциации «Узтекстильпром» для налаживания сотрудничества между сторонами в области профессиональной подготовки в целях адаптации дуального профессионального образования, обсуждения концепций профессионального обучения и повышения квалификации персонала колледжей, текстильных предприятий.
На встрече с презентацией предварительного варианта концепций по обучению и повышению квалификации персонала колледжей, наставников текстильных компаний и Ассоциации «Узтекстильпром» выступил доцент кафедры Института педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Жамолхон Шасалимов.
Отмечено, что в последние годы к процессу реформирования этой сферы применены современные подходы на основе передового зарубежного опыта, который позволит вывести профобразование на новый уровень развития, тем самым обеспечив его интеграцию с рынком труда. В частности, эти цели отражены в Указе Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования» от 6 сентября 2019-го.
В 2021/2022 учебном году в 76 колледжах и семи техникумах организовано дуальное обучение по 19 профессиям. В предстоящем учебном году определена квота на прием в форме дуального обучения для 3607 человек в 59 техникумах и 4932 человек - в 95 колледжах.
Проведено исследование по определению степени потребностей в этой форме обучения, которым был охвачен контингент пилотных проектов в Ташкенте, Республике Каракалпакстан, Хорезмской и Кашкадарьинской областях. Разработаны соответствующие рекомендации.
Какие проблемы встречались? Во-первых, среди работодателей, самих учащихся колледжей и техникумов, части преподавателей недостаточно знаний о преимуществах дуального обучения. Во-вторых, требуется провести большой объем работы по качественному улучшению программ обучения с акцентом на данную форму. В-третьих, нужно обучить преподавательский состав колледжей и техникумов.
- Традиционная система образования исчерпала ресурс эффективности, - говорит Ж. Шасалимов. - Поэтому делается акцент на дуальном обучении, где учебное заведение дает теоретические знания, а практические навыки будущий специалист получает на производстве. Работодатель формирует при этом преемственность поколений по принципу «наставник - ученик».
Какая проведена работа касательно нормативно-правовой базы по этому вопросу? В Законе «Об образовании» в новой редакции от 2020 года дуальное образование определено в качестве одной из форм непрерывного образования.
Механизмы и правовые детали внедрения дуального образования нашли свое отражение в постановлении Кабинета Министров «О мерах по организации дуального образования в системе профессионального образования» от 29 марта 2021 года.
Принимаются подзаконные акты во исполнение указанных выше документов. Так, Министерством высшего и среднего специального образования совместно с Министерством занятости и трудовых отношений утверждены типовые договоры между учебным заведением и предприятием, учащимся и предприятием.
На встрече представлены концепции обучения и повышения квалификации персонала профессиональных учебных заведений, текстильных компаний и Ассоциации «Узтекстильпром», учитывающие потребности всех заинтересованных сторон, с целью стратегической и организационной ориентации персонала, планирования курсов, ресурсов и мер по улучшению гендерного равенства в текстильной отрасли.
Планируется также организация обратной связи с текстильными компаниями на предмет их готовности участвовать в дуальном образовании. В ходе встречи презентован практический опыт Германии в проведении исследований среди текстильных компаний, участвующих в дуальном обучении, с последующей дискуссией. Рассмотрены затраты и выгоды дуального профессионального обучения. В программе встречи - обмен мнениями и обсуждение с заинтересованными сторонами совместных шагов по внедрению дуального профессионального обучения в процесс подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Акценты вполне понятные. Так, Южная Корея лидирует в Азии по производству текстильного оборудования, а Германия - в Европе по качеству обучения кадров для этой сферы. Узбекистан в процессе своего развития берет от представителей обоих континентов самое лучшее.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».