Об этом, планах коллектива на будущее, возрождении танца и многом другом говорили представители сферы в рамках пресс-конференции, организованной Государственным ансамблем танца «Бахор» имени Мукаррам Тургунбаевой, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, а также Министерством культуры и туризма Республики Узбекистан и Фондом развития культуры и искусства при Кабинете Министров.
Плоды человеческого гения - научные труды, вещи, созданные рукой искусного мастера, тягучие мелодии, исполняемые прекрасными голосами, и другие произведения, как известно, позволяют глубже понять народ, почувствовать его темперамент, желания, устремления. Оттого так важно их сохранение, уважение и приумножение.
Танец в своей классической, гармоничной форме отражает человеческую психологию, высокогуманные чувства и общефилософские размышления. Также, как и другие виды искусства, он считается средством изучения не только человеческой жизни, но и всего мира. В движениях художественный образ создается ритмично гармонирующими, выразительными действиями тела человека.
Завораживающий своей красотой и нежностью узбекский танец - неотъемлемая часть самобытной культуры страны, гордость и достояние нации. В стране танцуют все. На площадях в дни государственных праздников, на семейных торжествах и просто от счастья. Действия отличаются от многих танцев мира своей красотой, они воплощают в себе эмоциональность, простоту, искренность, жизнерадостность, а вместе с тем историю и традиции предков.
Заметны плавность, скользящий шаг, грациозные движения, яркие костюмы. Разнообразие и аутентичность сделали данное направление настолько отличным от всех остальных, что оно вылилось в отдельный жанр национального балета. Однако в самом начале для таких театральных произведений не хватало отечественных кадров с профессиональным образованием. Тогда в 1933 году открылось знаковое для сферы учреждение - Ташкентская балетная школа, подготовившая в итоге за годы деятельности более 70 народных артистов, гениев хореографического искусства. Первым директором стал Матюсуф Харратов, а преподавателями - Усто Олим Комилов, Тамара Ханум и, конечно, Мукаррам Тургунбаева.
Последняя по сей день считается настоящей легендой своего дела. Исследователи сферы говорят о том, что именно она - основатель узбекского балетного искусства. Мукаррам сама исполняла танцы в одном из первых узбекских балетов («Шохида»), внесла огромный вклад в создание таких отечественных постановок, как «Гуландом», «Усердная девушка», «Дучава», «Лазги», «Пилла», «Андижанская полька», «Ферганский рубаи», «Жонон». Также она сотворила жемчужины танцевального искусства «Тановар» и «Муножот», которые в свое время стали определяющими для направления.
М. Тургунбаева родилась 30 апреля (13 мая) 1913 года в Фергане и прошла очень богатый и насыщенный сценический путь. Впервые она выступила на сцене в Самарканде в 1929-м, девушке на тот момент только исполнилось 16 лет. К 1954 году ее имя уже было у всех на слуху. А в далеком 1957-м она отобрала 12 лучших учениц хореографического училища и организовала ансамбль «Бахор», специализирующийся на узбекском народном фольклорном искусстве. Коллектив прославил Узбекистан и его народ на весь мир, войдя в число лучших.
После длительной творческой паузы возрождение ансамбля «Бахор» запустили постановления Президента «О мерах по дальнейшему развитию искусства национального танца» и «О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров и дальнейшему развитию научного потенциала в сфере танцевального искусства» от 4 февраля 2020-го. С этого момента коллектив ведет свой творческий путь под руководством художественного руководителя и главного балетмейстера заслуженной артистки Узбекистана, народной артистки Каракалпакстана Зиёды Мадрахимовой и музыкального руководителя заслуженного артиста Узбекистана Мухамаджона Шакирова.
- Обновленный «Бахор» провел первую презентацию в декабре 2021 года, после чего выступил с концертной программой на площадках Таджикистана, Азербайджана, Турции, Франции, России, Южной Кореи, Индии, Италии и Объединенных Арабских Эмиратов, - говорит директор Государственного ансамбля танца Гульнора Мусаева. - Сегодня идет активная подготовка к юбилею Мукаррам Тургунбаевой. Запланирован ряд важных мероприятий: международная научная конференция, концерт с участием зарубежных ансамблей, издание книги и документального фильма о жизни и творчестве великой артистки.
Также на мероприятии отмечена всесторонняя поддержка, оказываемая ансамблю. Так, создан «Клуб друзей», в который входят Совет Федерации профсоюзов Узбекистана, Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров. Клуб помогает приобретать костюмы, организует и финансирует концертные туры.
- В настоящее время в условиях усиления процесса глобализации по всему миру одной из приоритетных задач как интеллигенции, так и всего государства является сохранение и развитие школ узбекских национальных танцев, передача их в целости и сохранности будущим поколениям, - говорит доктор искусствоведения, профессор Ахмаджон Рахимов. - Поэтому важно проанализировать достижения и недостатки в развитии танцевального искусства, обеспечить отрасли современными техниками, знаниями и условиями, соответствующими времени. За годы независимости проделана большая работа для сохранения национального танца и его традиций. Наряду с этим появилась возможность продемонстрировать всему миру многовековые традиции народа.
Например, постановления Президента «О проведении Международного фестиваля народно-прикладного искусства» и «О проведении Международного фестиваля искусства бахши» от 1 ноября 2018 года стали практическим свидетельством высокого внимания, уделяемого в стране бережному сохранению нематериального культурного наследия. Оба праздника не только создали уникальные площадки для отечественных представителей сферы, но и обратили на творцов и саму страну внимание мирового сообщества.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».