В стране участились случаи нарушения ПДД, которые становятся причиной травм разной степени тяжести, порчи автотранспорта, гибели людей...
Как отметил глава государства на видеоселекторном совещании, посвященном вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 11 февраля текущего года, в 2021-м в Узбекистане произошло более десяти тысяч дорожно-транспортных происшествий. При этом пострадали свыше девяти тысяч человек, погибли - около 2,5 тысячи. Причина большинства ДТП - игнорирование правил, неопытность водителей, а также несоблюдение правил пешеходами.
В стране участились случаи нарушения ПДД, которые становятся причиной травм разной степени тяжести, порчи автотранспорта, гибели людей...
Как отметил глава государства на недавнем видеоселекторном совещании, посвященном вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в 2021-м в Узбекистане произошло более десяти тысяч дорожно-транспортных происшествий. При этом пострадали свыше девяти тысяч человек, погибли - около 2,5 тысячи. Причина большинства ДТП - игнорирование правил, неопытность водителей, а также несоблюдение правил пешеходами.
Количество транспортных средств в нашей стране с каждым годом растет, а культура взаимоуважения и квалификация водителей, наоборот, снижаются. Так, 75 процентов дорожно-транспортных происшествий совершены водителями моложе 35 лет. Учебные программы и учебники, по которым преподают в автошколах, не соответствуют современным требованиям.
Более того, все чаще встречаются в повседневной жизни оскорбление и даже насилие в отношении сотрудников службы безопасности дорожного движения. За последнее время эта проблема приобрела острый характер. Практика показывает: число инцидентов с проявлением водителями агрессии и грубого обращения к инспекторам увеличивается.
Тяжело ответить, влияет ли на такое поведение только человеческий фактор (воспитание, образование, морально-нравственные качества личности). Или же низкой культуре водителей, их плохому вождению, проявлению неуважения друг к другу, дорожному хулиганству существует другое объяснение?
Сегодня управлять автомобилем и соблюдать ПДД все сложнее: обязательно найдутся те, кто нарушает закон. Безответственных граждан, к сожалению, становится все больше. Что же является тому причиной?
Как отмечалось на совещании, в связи с игнорированием правил как водителями, так и пешеходами в этом году во всех регионах страны будет реализована национальная программа «Безопасные дороги и безопасность пешехода». Законодательной палате и компетентным ведомствам глава государства указал на необходимость пересмотра и коренного совершенствования правовых норм в области дорожного движения с учетом участившихся случаев грубого и повторного нарушения правил. Так, в целях обеспечения неотвратимости наказания планируется ввести систему штрафных баллов.
Еще одна проблема, с которой сталкиваемся в последнее время, - дорожное хулиганство. Новый вид ответственности будет введен за безответственное вождение автомобиля и создание препятствий другим участникам движения.
Кроме того, стоит отметить, что действующие Правила дорожного движения устарели. В связи с этим глава государства поручил обновить их в соответствии с международными стандартами с учетом мнений специалистов и водителей.
Основное направление обеспечения безопасности дорожного движения - неукоснительное соблюдение прав водителями и пешеходами, а также следование правилам культуры поведения и этики взаимоотношений. Так, выражение явной агрессивной неприязни к сотрудникам органов внутренних дел должно расцениваться как проявление неуважения к государственной системе правопорядка в целом.
Назрела необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности и в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих ответственность за проявление неуважения к сотрудникам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Так, внутренние приказы МВД Республики Узбекистан определяют исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения соответствующих правил, выявлению и пресечению правонарушений, наделению сотрудников полномочиями производить проверки и составлять процессуальные акты, а также порядку их проведения.
В этих нормативно-правовых актах закреплены определенные правила безопасности, нарушение которых чревато тяжелыми последствиями. Далеко не каждый водитель знаком с такими требованиями, и реакция на действия сотрудников, выполняющих свои служебные обязанности, как правило, у автовладельцев разная.
Яркими примерами могут служить следующие случаи. Так, 20 января 2020-го водитель в течение одного дня сбил двоих инспекторов ДПС в Ташкенте. 8 июля того же года трое жителей Аккурганского района столичной области напали на инспектора ДПС во время исполнения им служебных обязанностей, сорвав с него боди-камеру и погоны. Как оказалось, они были в нетрезвом состоянии. 2 апреля 2021-го в Ташкентской области водитель, проехавший на красный свет, пытался нанести побои инспектору ДПС, который в установленном порядке оформил протокол. В августе в Ургенче водитель устроил перепалку с сотрудниками ДПС, отказавшись выполнять их законные требования. А 17 февраля 2022 года мужчина, оскорбив сотрудника ДПС, снова сел за руль…
Как видим, уровень психологической напряженности между сотрудниками службы безопасности дорожного движения и другими участниками дорожного движения очень высок. Здесь необходимо отметить, что большая ответственность лежит на плечах сотрудников, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Агрессивно настроенные водители все чаще игнорируют требование остановить транспортное средство, выражают отказ в предоставлении документов... И какой же пример такие «опытные» водители подают молодежи? Разумеется, что положения одного закона не решат всех проблем. И далеко не каждого человека остановит санкция, предусмотренная за осуществленное правонарушение. Тем не менее наша деятельность сейчас сконцентрирована на вопросах совершенствования системы взаимодействия с автолюбителями и другими участниками дорожного движения. Необходимо наладить эффективную просветительскую работу.
Зачастую с проблемами на дорогах водители сталкиваются по причине отсутствия элементарных представлений о культуре, правилах этикета. Правосознание автовладельцев и их воспитание будут служить залогом спокойной обстановки на проезжей части, предотвратят ДТП, тем самым сохранив жизни тысяч людей.
Наше общество должно избавиться от таких тенденций, как проявление агрессии к сотрудникам органов правопорядка, грубое и агрессивное отношение к другим участникам дорожного движения. Важно помнить, что поведение взрослых зеркально отражается в поступках подрастающего поколения. Главная задача - подавать молодежи пример почтительного отношения к окружающим, особенно тем, кто стоит на страже безопасности граждан и их благополучия.
Светлана Селиманова.
Доктор юридических наук, заведующая кафедрой Университета
общественной безопасности Республики Узбекистан, профессор.









