Так, в столице состоялся официальный запуск Стратегии развития электронной коммерции Республики Узбекистан, организованный по инициативе Министерства инвестиций, промышленности и торговли РУз (МИПТ) совместно с Европейским союзом и Международным торговым центром. В мероприятии приняли участие представители заинтересованных министерств и ведомств, отечественных деловых кругов, эксперты сферы и другие партнеры по совершенствованию и координации усилий и мобилизации ресурсов для развития цифровой торговли в нашем государстве.
Цель - информирование общественности о планируемых реформах в сфере и привлечение международных организаций и стран-доноров к реализации утвержденной стратегии. Как отмечают организаторы, встреча позволила представить ключевые направления, определенные в документе, что фундаментально важно для ее успешной реализации и привлечения технической поддержки.
В рамках встречи отдельно отмечен вклад главы Узбекистана в цифровизацию всех отраслей и развитие электронных взаимоотношений. Например, в ходе первого открытого диалога Президента Шавката Мирзиёева с предпринимателями, состоявшегося 20 августа 2021 года, была озвучена потребность в разработке мер дальнейшей поддержки платформ электронной коммерции. В связи с этим Министерством инвестиций и внешней торговли (ныне - МИПТ) совместно с другими государственными учреждениями, а также представителями бизнес-кругов проведена целенаправленная работа по подготовке предложений и комплекса мер, которые в результате были включены в постановление главы государства «О совершенствовании администрирования электронной коммерции и создании благоприятных условий для ее дальнейшего развития» от 17 ноября 2021-го.
В нормативно-правовом акте одно из наиболее значимых нововведений - предоставление права самозанятым лицам осуществлять электронную коммерцию с целью либерализации порядка осуществления электронной коммерции, привлечения к предпринимательской деятельности широких слоев населения и, как результат, - обеспечения их занятости.
Также в документе определено, что к налогоплательщикам, осуществляющим электронную торговлю товарами (услугами), применяются сниженные ставки по налогу на прибыль и налогу с оборота независимо от включения или невключения их в Национальный реестр участников электронной коммерции.
В результате принятых за последние шесть лет мер сегодняшняя интернет-инфраструктура достаточно хорошо подготовлена для поддержки цифровизации, создан Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park), развиваются ИКТ-навыки у населения в регионах, усовершенствованы платежные онлайн-услуги и появились первые национальные маркетплейсы (в том числе два государственных - tradeuz.com и unisavdo.uz). В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено пересмотреть требования к современным технологиям и цифровой деятельности в рамках повышения конкурентоспособности и мобилизации новых драйверов экономики, в которой электронная коммерция занимает одно из основных мест. Все это свидетельствует о признании правительством важности и актуальности направления.
Обсужден и зарубежный опыт. Последней тенденцией развития цифровой экономики в таких странах, как США, Китай и Россия (именно в них функционируют успешные проекты мирового масштаба: Alibaba Group, «Яндекс», Amazon и другие), стало развитие основанных на технологии единого входа открытых цифровых экосистем (среда, в которой субъекты электронной коммерции осуществляют взаимодействие на принципах сотрудничества и конкуренции).
Иными словами, электронные платформы и сервисы, интегрируясь в экосистему, мгновенно получают доступ к большой базе данных потенциальных клиентов. А услугополучатели могут воспользоваться разными цифровыми сервисами, используя единый персональный кабинет и осуществляя расчеты с одного лицевого счета. В конечном итоге конкуренция платформ обеспечивает снижение цен на продукт и повышение его качества.
Как заявили международные эксперты, страна за короткое время добилась значительного прогресса во внедрении онлайн-экономики в разные сферы. Многие задачи, сформулированные руководством государства в Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030», продолжают реализовываться. Выступая с презентацией «Стратегии электронной коммерции Республики Узбекистан и их реализация», директор Центра цифровой трансформации Шерзод Содиков детально проинформировал участников о ходе развития электронной коммерции и ее плюсах, о новых проектах и планах центра.
- В целях поддержки усилий по построению экосистемы электронной коммерции МИПТ в 2021-2022 годах руководило процессом разработки Стратегии электронной коммерции Республики Узбекистан с широким участием отраслевых министерств и ведомств, включая частный сектор, представленный Ассоциацией электронной коммерции Узбекистана и ключевыми игроками отрасли, - говорит Ш. Содиков. - Эта инициатива осуществлена в рамках проекта «Центральная Азия готова к торговле» (Ready4Trade Central Asia), финансируемого Европейским союзом и направленного на поддержку развития внутрирегиональной и международной торговли в пяти странах ЦА. Реализуется он Международным торговым центром - совместным агентством Всемирной торговой организации и Организации Объединенных Наций.
На основе разработанной МТЦ методологии проведен анализ экосистемы электронной коммерции по девяти компонентам, определены ключевые приоритеты развития электронной коммерции в Республике Узбекистан и разработана «дорожная карта» Стратегии электронной коммерции РУз с планом действий и целевыми показателями для дальнейшего успешного развития экосистемы в стране. В результате документ утвержден Кабинетом Министров 27 декабря 2022-го. Центр цифровой трансформации совместно с МИПТ будет руководить процессом реализации и отвечать за мониторинг данного процесса.
- Стратегия определяет ключевые мероприятия, способствующие созданию благоприятной среды электронной коммерции, в том числе развитию навыков для успешной цифровой трансформации компаний, - отметил первый заместитель министра цифровых технологий Республики Узбекистан Олег Пекось. - Это позволит отечественным компаниям получить доступ к новым рынкам с минимальными финансовыми затратами и даст возможность усовершенствовать свои бизнес-модели, процессы и операции.
Среди актуальных вопросов современности и увеличение доли информационно-коммуникационных технологий и доходов электронной коммерции в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. Отрадно, что количество интернет-магазинов растет и покупатели подстраиваются под это. Однако требуются более обширное изучение и сравнительный анализ системы. В связи с этим выдвигается ряд предложений.
Например, как подчеркнули участники презентации, необходимо совершенствовать коммуникационную и телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую информационную безопасность при электронных формах взаимодействия предпринимательских субъектов. Дальнейшему развитию электронной коммерции послужат также пересмотр и согласование действующей нормативно-правовой базы в сфере электронной коммерции; разработка онлайн-приложений, поддерживающих электронную коммерцию для бизнеса; проведение постоянной агитационной деятельности, направленной на повышение грамотности в области электронной коммерции среди соотечественников; развитие рынка электронных денег и популяризация электронных кошельков.
Как считают эксперты, реализация предусмотренных стратегией мероприятий позволит:
- электронным платформам быстро и без особых затрат получить доступ к клиентской базе, предложить свои услуги тысячам потенциальных клиентов;
- продавцам и покупателям заключать сделки из единого персонального кабинета и вести расчеты с одного лицевого счета;
- гарантировать исполнение договорных обязательств, снизить риск недобросовестности партнеров и уменьшить расходы на транспортировку;
- повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках и инвестиционную привлекательность регионов;
- расширить рынки сбыта продукции отечественных товаропроизводителей.
* * *
Сфера по праву считается ведущей и одной из наиболее перспективных. И в настоящий момент, когда в стране появилась новая плеяда высококвалифицированных специалистов, их потенциал направлен на разработку многообещающих проектов. В данном контексте становится очевидно, что доля электронной коммерции в экономике страны будет только увеличиваться. Это оказывает положительное влияние не только на деятельность отраслей экономики и предпринимателей, но и на уровень жизни граждан.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».