Узбекистан традиционно усилил акценты на экономической составляющей деятельности ШОС, продвигая новые инициативы в сфере развития внутренней торговли, транспорта и инфраструктурного сотрудничества, промышленной инновации и кооперации.

В 2021 г. товарооборот со странами ШОС вырос на 24% и составил 21,2 млрд долл., экспорт вырос на 29% до 7,2 млрд долл. и импорт вырос на 21% до 13,9 млрд долл. США.

Особую актуальность в данном контексте приобретает выдвинутая Президентом Республики Узбекистан инициатива о проведении на ежегодной основе «Большой торговой ярмарки ШОС» с созданием на ее базе единой электронной платформы.

Как отмечают эксперты, значимость данной инициативы, как никогда велика именно сейчас, когда государства-члены ШОС переживают не простой период реабилитации национальных экономик от последствий пандемии коронавируса.

Позиции и подходы Узбекистана по отношению к приоритетам и перспективам ШОС всегда были однозначными и ясными.

Официальный Ташкент последовательно выступает за внеблоковый статус этой Организации и считает целесообразным акцентировать внимание на экономическом направлении в ее деятельности.

Так, за последние пять лет товарооборот Узбекистана со странами ШОС вырос в 1,7 раза, экспорт в 1,2 раза, импорт в два раза. При этом доля товарооборота со странами ШОС в общем внешнеторговом обороте страны также выросла с 47,2% до 50,2%.

Наибольшие доли товарооборота Узбекистана в рамках объема внутренней торговли со странами ШОС приходятся на Россию - 35,7% и Китай - 35,2%, а акже Казахстан - 18,5% и Кыргызстан - 4,5%.

Экспертно-аналитические круги едины во мнении, что для дальнейшего наращивания торгово-экономической кооперации среди стран-участников ШОС необходимо повсеместное внедрение современных информационных технологий на всей территории ШОС.

С этой точки зрения, предложение Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о создании единой электронной торговой площадки ШОС весьма своевременно.

Внедрение данного механизма будет способствовать:1) дальнейшему развитию торгово-экономических отношений; 2) привлечению иностранных инвестиций в национальные экономики; 3) консолидации усилий деловых кругов; 4) внедрению современных механизмов безбумажной торговли; 5) совершенствованию транспортно-логистических маршрутов.

ШОС входит в новый, еще более ответственный этап своего развития в качестве динамично развивающейся международной организации на международной арене. В этой связи, озвученные главой Узбекистана инициативы необходимо рассматривать как одни из активных звеньев развитии торгово-экономического потенциала пространства ШОС.

 Закир Абдуллаев,

руководитель отдела

Института стратегических и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан.