В отличие от привычного взяточничества в офлайн-мире, киберкоррупция проявляется через электронные платежи, манипуляции с онлайн-тендерами, хищение средств через компьютерные сети и другие цифровые каналы.
По данным Организации Объединенных Наций, ежегодные потери мировой экономики от коррупции достигают 2,6 триллиона долларов США, при этом значительная часть этих средств проходит через цифровые каналы. В Республике Узбекистан вопросы противодействия коррупции регулируются Законом №ЗРУ-419 «О противодействии коррупции» от 03.01.2017 г., а вопросы кибербезопасности — Законом №ЗРУ-764 «О Кибербезопасности» от 15.04.2022 г., что подчеркивает важность этих проблем на государственном уровне.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев
5 марта 2025 года на заседании Национального совета по противодействию коррупции, «коррупция является самым серьезным препятствием на пути реформ». За последние годы в стране были приняты законы и создана новая система по борьбе с этим пороком: в палатах парламента сформированы ответственные комитеты, учреждены Национальный совет и Агентство по противодействию коррупции.
Цифровизация государственных услуг и бизнес-процессов открыла новые возможности для обеспечения прозрачности и контроля. В Узбекистане, как и во многих странах мира, внедряются:
- Электронные порталы государственных услуг, которые минимизируют прямой контакт граждан с чиновниками, снижая возможности для требования взяток;
- Системы электронных закупок и тендеров, где все действия автоматически документируются, что усложняет проведение коррупционных схем;
- Блокчейн-технологии для учета государственного имущества и регистрации прав собственности, обеспечивающие неизменность внесенных данных;
- Онлайн-порталы для жалоб и обращений граждан, которые позволяют быстро реагировать на возможные нарушения.
Согласно статье 4 Закона «О противодействии коррупции», «обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов» является одним из основных принципов противодействия коррупции, и именно технологии помогают реализовать этот принцип на практике.
Результаты цифровизации в Узбекистане уже впечатляют. Как было отмечено на заседании Национального совета по противодействию коррупции, принятие закона о государственных закупках, цифровизация системы выборов и тендеров, а также установление здоровой конкуренции позволили за прошлый год сэкономить 14 триллионов сумов бюджетных средств. Количество электронных государственных услуг возросло в 15 раз, достигнув 721, а число их пользователей превысило 11 миллионов.
Искусственный интеллект (ИИ) становится мощным союзником в выявлении и предотвращении коррупции благодаря нескольким ключевым преимуществам:
ИИ способен анализировать огромные массивы информации — миллионы транзакций, документов, контрактов — в поисках аномалий, которые человек может не заметить. Например, ИИ может обнаружить необычные закономерности в государственных контрактах: когда одни и те же компании регулярно выигрывают тендеры или когда цены значительно отклоняются от рыночных.
Системы машинного обучения могут не только выявлять уже существующие нарушения, но и предсказывать вероятность возникновения коррупционных схем. Они создают «профили риска» для различных проектов, организаций или даже отдельных чиновников, что позволяет сосредоточить ресурсы на проверке наиболее уязвимых областей.
ИИ сокращает «человеческий фактор» при проведении аудита и проверок. Алгоритмы работают по четким правилам, не поддаются давлению и не вступают в сговор. Это особенно важно в свете статьи 24 Закона «О противодействии коррупции», которая предусматривает проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Банки и финансовые учреждения уже давно используют алгоритмы ИИ для выявления подозрительных транзакций. Подобные системы начинают внедряться и в государственных структурах, например, для контроля за расходованием бюджетных средств. Система автоматически отмечает необычные платежи: крупные переводы, осуществленные в нерабочее время, платежи компаниям, созданным непосредственно перед получением государственного контракта, и т.д.
Например, на сегодняшний день в Узбекистане все банки предоставляют бытовые кредиты до 100 миллионов сумов онлайн за 5 минут без участия человека. В результате тысячи банкиров, ранее занимавшихся обработкой подобных заявок, теперь работают непосредственно в махаллах, предлагая проекты и кредитные программы, что способствует росту клиентской базы и одновременно устраняет потенциальные коррупционные риски.
ИИ может проанализировать условия тендеров на предмет наличия требований, которые необоснованно ограничивают конкуренцию. Например, если в конкурсной документации содержатся очень специфические требования, которым соответствует только одна компания, это может указывать на коррупционную схему.
В соответствии с недавними инициативами Президента Узбекистана, будет создана специальная Экспертная комиссия по предотвращению коррупции в сфере государственных закупок. На основе передового опыта разрабатывается электронная платформа, которая позволит контролировать, чтобы цены на товары и услуги, приобретаемые в рамках государственных закупок, не превышали среднерыночные показатели более чем на 20 процентов.
Чат-боты и виртуальные ассистенты предоставляют гражданам информацию о том, как распознать коррупцию и куда обратиться при обнаружении нарушений. Они доступны 24/7 и могут обрабатывать обращения на нескольких языках, что делает процесс подачи жалобы более доступным.
Статья 14 Закона «О Кибербезопасности» предусматривает, что государственные органы и организации должны осуществлять меры по обеспечению кибербезопасности, что включает и внедрение современных технологий ИИ для обеспечения безопасности цифровых платформ.
Использование ИИ требует обработки огромных массивов информации, что может привести к нарушению права на неприкосновенность частной жизни. Важно найти баланс между эффективностью борьбы с коррупцией и защитой персональных данных граждан, как это предусмотрено в Законах Республики Узбекистан «О Кибербезопасности» и «О персональных данных».
ИИ не застрахован от ошибок. Алгоритмы могут «научиться» воспроизводить существующие предубеждения или неправильно интерпретировать данные. Проблема «черного ящика» в ИИ означает, что иногда даже разработчики не могут объяснить, почему система пришла к определенному выводу.
Для разработки и обслуживания систем ИИ требуются высококвалифицированные специалисты. Согласно статье 32 Закона «О кибербезопасности», государственная поддержка субъектов кибербезопасности включает в себя «оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров в сфере кибербезопасности, а также повышении их квалификации».
Как отметил Президент Республики Узбекистан на заседании Национального совета по противодействию коррупции, правоохранительные органы зачастую сосредоточены на выявлении и наказании коррупционных деяний, в то время как превентивные меры, направленные на искоренение коррупционных факторов, игнорируются. Для эффективной борьбы с киберкоррупцией необходим комплексный подход, включающий как карательные, так и превентивные меры, в том числе с использованием искусственного интеллекта.
В Эстонии система электронного правительства e-Estonia использует блокчейн для обеспечения целостности данных и предотвращения коррупции. В Южной Корее система KONEPS для государственных закупок позволила сэкономить миллиарды долларов и значительно снизить уровень коррупции в этой сфере.
Международное сотрудничество критически важно для борьбы с киберкоррупцией, поскольку цифровые преступления не знают границ. Узбекистан активно участвует в международных инициативах, что соответствует статье 32 Закона «О противодействии коррупции», предусматривающей международное сотрудничество в области противодействия коррупции.
Полное искоренение киберкоррупции, скорее всего, невозможно, но технологии ИИ могут значительно снизить ее масштабы и сделать коррупционные схемы более рискованными и менее выгодными.
Необходима разработка единых международных стандартов использования ИИ в борьбе с коррупцией и обеспечение взаимного признания результатов расследований, проведенных с использованием ИИ. Это особенно актуально для Узбекистана, который, согласно планам руководства страны, стремится к 2027 году создать условия для выдвижения своей кандидатуры на проведение конференции UNCAC (Конвенции ООН против коррупции).
Повышение цифровой грамотности населения и подготовка специалистов по ИИ и кибербезопасности — ключевые условия успешной борьбы с киберкоррупцией. Это соответствует третьей главе Закона «О противодействии коррупции», которая предусматривает образование и воспитание в сфере противодействия коррупции. Как подчеркнул Президент Узбекистана, важно прививать идеи честности в образовательных учреждениях для воспитания нового поколения, не терпимого к коррупции.
Технологии дают гражданам новые инструменты для выявления и доказательства коррупционных действий. Общественные инициативы, такие как платформы для сообщения о коррупции и независимые расследования с использованием открытых данных, играют важную роль в общей стратегии. Как отметил Президент Узбекистана: «Если мы все объединим усилия, то обязательно добьемся значительных положительных результатов. Именно поэтому активисты махалли, старшее поколение, интеллигенция, писатели и поэты, работники сферы искусства и культуры, предприниматели, известные деятели, руководители, депутаты и сенаторы – вся общественность должна стать единым целом и рассматривать коррупцию как «язву на теле общества».
Искусственный интеллект и современные технологии представляют мощный набор инструментов в борьбе с киберкоррупцией. Они повышают прозрачность, облегчают выявление нарушений и делают коррупционные схемы менее жизнеспособными. Однако технологии сами по себе не являются панацеей — они должны быть частью комплексной стратегии, включающей совершенствование законодательства, международное сотрудничество и активное участие граждан.
В Республике Узбекистан созданы правовые основы для внедрения современных технологий в борьбу с коррупцией. Законы «О противодействии коррупции» и «О кибербезопасности» предусматривают использование информационных технологий для обеспечения прозрачности и предотвращения коррупционных правонарушений.
Как показывает опыт Узбекистана, применение цифровых технологий уже дает ощутимые результаты. Цифровизация сократила количество обращений в системе образования в 2,5 раза, благодаря переводу более 10 видов услуг в электронный формат. В системе высшего образования автоматизированное получение 35 видов документов позволило сократить число обращений в 2,2 раза. А обслуживание населения и предпринимателей, организованное на основе принципа «государства, служащего народу», привело к появлению на рынке почти 200 тысяч новых предпринимателей, а число предприятий с иностранным участием увеличилось почти в 5 раз.
Самое важное, что благодаря этим мерам, как отметил Президент Республики Узбекистан, укрепилась вера населения, предпринимателей, зарубежных партнеров, международных организаций и инвесторов в проводимые реформы. За последние семь лет привлечено свыше 120 миллиардов долларов инвестиций, а экономика страны увеличилась вдвое, достигнув 115 миллиардов долларов в прошлом году.
Каждый гражданин может внести свой вклад в борьбу с киберкоррупцией: сообщать о подозрительной активности через официальные порталы, повышать свою цифровую грамотность и требовать прозрачности от государственных органов и коммерческих организаций. Только совместными усилиями государства, бизнеса и общества мы сможем создать среду, в которой коррупция, в том числе и в цифровом пространстве, станет неприемлемой и неэффективной.
Как справедливо отметил Президент Узбекистана, в результате активной борьбы с коррупцией и внедрения современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, повысится правовое сознание населения, особенно молодежи, а в обществе сформируется сопричастность к борьбе с коррупцией, что является ключевым фактором успеха в создании прозрачного и справедливого общества.
Исламбек Рустамбеков,
доктор юридических наук, профессор
и.о. ректора Ташкентского государственного юридического университета