В феврале 2020 года Министерством здравоохранения и активным членом Нацио­нальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) Международным фондом Ибн Сино проведен общественный  мониторинг реализации табачных изделий в общественных местах и вблизи школ.

Результаты показали следующее:

  •  почти во всех (94,8 процента) торговых точках отмечена выкладка табачных  изделий;
  •  более чем в половине случаев (61,2 процента) выкладки табачных изделий в торговых точках были рядом с игрушками или сладостями;
  •  более чем в половине случаев (59,7 процента) торговые точки использовали специализированные витрины для размещения табачных изделий;
  •  в каждой второй из пяти (38,1 процента) торговых точек использовались увеличенные пачки сигарет;
  •  почти в половине (46,3 процента) торговых точек установлена подсветка витрин с табачными изделиями;
  •  в каждой второй из пяти (37,3 процента) торговых точек продавались сопутствующие брендированные изделия (к примеру, зажигалки).

В процессе мониторинга отмечены следующие виды стимулирования покупки: подарки, скидки, бесплатные табачные изделия, специальные или ограниченные серии табачных изделий, сладости (конфеты), имитирующие сигареты, а также поощрение продавцов за определенные объемы продаж и другие.

Результаты мониторинга показали и то, что реклама табака в местах продаж служит эффективному продвижению сигарет и других табачных изделий и нацелена прежде всего на наиболее уязвимую группу населения - подростков. В результате жертвами такой пропаганды становится молодежь.

На сайте regulation.gov.uz идет активное обсуждение проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В частности, предлагается внести изменения и дополнения в Закон  «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции».

Стоит отметить, что в 43 странах мира введен запрет на выкладку табачных изделий в местах продаж. Он успешно работает в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Ирландии, Исландии, Норвегии, Финляндии, Хорватии, Таиланде, Индии и многих других государствах. В странах СНГ такой запрет действует в Грузии, Беларуси, России, Таджикистане, Туркменистане. Также данные ограничения приняты законодательно, но еще не вступили в силу в Армении, Молдове и Казахстане.

В целях защиты молодежи Узбекистана от приобщения к вредным привычкам (в частности, к курению) предлагаем предусмотреть в законопроекте полный запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачной продукции. Данная норма будет способствовать существенному снижению уровня курения среди молодежи и являться действенным способом противостояния активному продвижению табака.

Мировой опыт отказа  от навязчивой пропаганды

Красочная выкладка - самый хитроумный ход, важный канал рекламы и маркетинга производителей табачных изделий. Учитывая строгий запрет рекламы табака, производители стали активно использовать элементы упаковки, многорядную выкладку сигарет одной или нескольких марок. Умело применяется дизайн витрин с табачными изделиями, современные материалы, освещение, форма и цветовая гамма - все тщательно продумывается, чтобы привлечь внимание покупателей.

Витрины, занимающие почти всю площадь стены и обычно помещаемые позади касс, обеспечивают табачной продукции наибольшую видимость. Ее хорошо видно как изнутри, так и снаружи заведения розничной торговли. Сигаретная продукция порой размещается рядом с конфетами, шоколадом, жевательными резинками и другими пищевыми продуктами, создавая у потребителей впечатление о том, что табачные изделия являются повседневным товаром, безвредны. Тем самым создается ложное позитивное к ним отношение.

По данным исследований, в Канаде, Австралии, где выкладки табачной продукции запрещены законом, уровень импульсивных покупок ниже, чем в США и Великобритании, где на момент проведения изыcканий такого запрета еще не было. Стоит обратить внимание на то, что выкладка табачных изделий в розничных точках способствует импульсивным покупкам сигарет, - это мнение людей, пытающихся бросить курить.

Запрет на выкладку табачных изделий в некоторых странах вызвал поддержку местного населения. К примеру, исследования в 10 провинциях Канады и Новой Зеландии показали, что большинство курильщиков (от 55 до 83 процентов) поддерживают удаление витрин с табачными изделиями в местах продаж. В свою очередь беседы с бывшими курильщиками доказали, что красочная умелая выкладка табачных изделий вызывает физиологическую и эмоциональную тягу, которая затрудняет отказ от курения.

Исследования показывают: запрет на выкладку табачной продукции не наносит экономического ущерба розничным заведениям и даже оказывает позитивное воздействие.

В Программе мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019-2022 годы, утвержденной постановлением Президента от 18 декабря 2018 года, предусмотрено введение запрета на выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговых объектах и на предприятиях общественного питания.

Роль ННО

Хоть правительственные органы и способны разработать всестороннюю политику в отношении алкоголя и сигарет, при ее выполнении могут возникнуть значительные трудности, если она не пользуется широкой поддержкой со стороны разных негосударственных некоммерческих организаций (ННО). Характер курения сигарет и употребления спиртного в странах мира весьма разнообразен. Поэтому позиция и роль ННО в этой области различаются в зависимости от конкретных политических и социальных условий и от того, поставлена ли на государственном уровне четкая цель в такой области, как охрана общественного здоровья.

Некоторым ННО в Европе, зародившимся еще в XIX веке в результате движения трезвенников, исполнилось уже более 100 лет. А более молодые организации, такие как Socidrogalcohol в Испании, были созданы с учетом современных научных данных. Число такого рода организаций увеличилось в результате социально-политических потрясений в странах Восточной Европы. Большинство ННО были созданы, потому что люди считали, что государственные структуры малоэффективны в решении комплекса проблем, связанных с употреблением алкоголя и курения сигарет. Этим частным инициативам удалось привлечь интерес органов государственной власти, которые часто берут на вооружение их идеи и поощряют развитие партнерских взаимоотношений.

Профилактические программы имеют дело с поведением людей, а в этой области те или иные проблемы никогда не могут быть решены раз и навсегда. Поэтому для борьбы с новыми аспектами риска профилактические меры должны обновляться на регулярной основе. ННО прекрасно понимают это и строят свою работу на долгосрочной основе, в то время как госструктуры должны прежде всего решать повседневные вопросы и вновь возникающие неотложные проблемы.

Поскольку действия ННО не ограничены  какими-либо временными рамками, то они могут делать акцент на обеспечении устойчивого проведения мероприятий в долгосрочной перспективе, в отличие от политиков. ННО успешно  преодолевают административные или бюджетные ограничения и барьеры, легко сотрудничают с местными группами, не навязывая им свыше ту или иную систему. Такого рода работа, осуществляемая методом «снизу-вверх», приветствуется даже в странах с централизованными политическими системами.

ННО обладают рядом особых достоинств, которые делают их ценными парт­нерами для правительства, а именно они:

  • готовы сотрудничать с органами в таких секторах, как здравоохранение, социальное обеспечение, образование и просвещение, промышленность;
  • располагают эффективными способами мобилизации общественных ресурсов и привлечения людей, готовых отдать свое время, силы и способности решению той или иной проблемы;
  • способны своевременно и гибко выявлять и реагировать на новые потребности, так как их оперативную деятельность не замедляют тяжеловесные и чрезмерно иерархические механизмы принятия решений, которые не дают простора для развития новаций.

Например, общество «Анонимные алкоголики» предлагает своим участникам не только лечебную помощь, но и нечто гораздо большее, а именно: философию, социальное движение, друзей, а также своего рода открытое для всех лечебное учреждение. Хотя работа этого общества и является эффективной в ряде стран, его влияние на общие показатели заболеваемости и смертности зависит от числа членов, принимающих активное участие в соответствующих программах.

В странах Северной Америки выявлена взаимосвязь между количеством членов этого общества и проблем, обусловленных алкоголем, включая заболеваемость циррозом печени. К примеру, повышение на один процент числа членов общества сопровождается снижением смертности от цирроза печени на 0,06 процента.

Самая большая организация в Казахстане, занимающаяся борьбой с курением, - Национальная коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма». Ежегодно проводит крупные мероприятия, посвященные этой теме. Ее представители предлагали правительству принять законодательные поправки, которые запретят частным магазинам торговать сигаретами. Эксклюзивное право продавать табачные изделия должно быть только за специализированными табачными лавками.

О важности запрета продажи через интернет

Сегодня население все чаще приобретает необходимые товары и продукты питания через интернет. Данный способ позволяет купить нужное в любое время суток, в достаточном количестве и с доставкой на дом.

Хотя продажа табачной продукции через интернет запрещена согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления сделок в элект­ронной коммерции» от 2 июня 2016 года, некоторые предприниматели осуществляют реализацию электронных сигарет и систем нагревания табака через интернет-магазины.

Открытая продажа табачной продукции через сеть является прямой рекламой и стимулирует продажи. Это не только затрудняет отказ от курения, напротив, распространяет погубную привычку среди молодежи.

Как упоминалось выше, в настоящее время на regulation.gov.uz обсуждается внесение изменений и дополнений в Закон «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции», где не предусмотрено запрещение продажи табачной и алкогольной продукции через интернет.

Важно отметить, что реализация табачных изделий через всемирную сеть законодательно запрещена более чем в 34 странах Европейского региона, а также в странах СНГ (Беларусь, Молдова, Россия, Туркменистан).

В статье 16 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака указано, что «Каждая сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры на соответствующем правительственном уровне для запрещения продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста, установленного внутренним законодательством, национальным законодательством, или восемнадцати лет».

 Также в статье 11 Протокола о ликвидации незаконной торговли табачных изделий говорится о необходимости запрета на розничную продажу табачных изделий через интернет.

Реализация алкогольной и табачной продукции с помощью электронной коммерции служит повышению ее доступности (географическое, ценовое) и нелегальной торговле (отказ от уплаты налогов). При этом невозможно обеспечить государственный контроль за ограничениями, установленными законодательством. Кроме того, реализация товара через интернет расширяет его рекламные позиции и стимулирует продажи.  А значит, будет способствовать увеличению потребления табачной и алкогольной продукции населением, особенно молодежью, что нанесет непоправимый ущерб здоровью граждан и экономике страны.

В связи с этим надеемся на то, что в процессе разработки законопроекта будет внесена норма, предусматривающая запрет на реализацию табачной и алкогольной продукции через интернет.

Насимжон Алимов.
Председатель Совета Национальной ассоциации негосударственных
некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз),
кандидат экономических наук, доцент.