В Стратегии развития нашей страны в 2022-2026 годах определены цели по переходу к «зеленой» экономике, в том числе по производству электромобилей. На совещании, состоявшемся 14 февраля текущего года, главой государства были даны конкретные указания по данному направлению.
В ходе сегодняшней презентации руководство акционерного общества «Узавтосаноат» представило информацию о достигнутых договоренностях и моделях, производство которых планируется освоить. Обсуждены вопросы налаживания выпуска электромобилей, расширения сети зарядных станций, локализации комплектующих частей.
- Электромобили стремительно входят в нашу повседневную жизнь. Импорт растет. Почему? Потому что есть спрос. Расходы, связанные с эксплуатацией таких автомобилей, меньше, сервис обходится дешевле. Самое главное, наши люди предпочитают их. Поэтому нам необходимо обеспечить население доступными, малозатратными, современными электромобилями, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Действительно, электромобили в 10 раз дешевле в эксплуатации, чем обычные автомобили, и оказывают в 3 раза меньше вреда окружающей среде. Популярность таких транспортных средств в развитых странах растет.
Вместе с тем электромобили требуют наличия определенной инфраструктуры. Например, на каждые 20 электромобилей в мире приходится одна зарядная станция. В нашей стране таких станций всего 50, они расположены в основном в Ташкенте и Самарканде. Нет центров технического обслуживания электромобилей.
- В каждом нашем решении мы должны смотреть не на один год, а на десятки лет вперед. Поэтому, учитывая экологическую повестку и ради будущего, нам нужно развивать эту отрасль сейчас. Чем раньше мы это сделаем, тем больше конкуренции появится на рынке автомобилей, - сказал Президент.
Подчеркнута необходимость создания предприятия совместно с иностранной компанией, имеющей опыт работы в этой сфере, и организации производства популярных моделей электромобилей.
Глава государства обратил особое внимание на то, чтобы электромобили были доступны по цене. А это зависит от степени локализации компонентов.
Так, 30 процентов себестоимости электромобиля составляют аккумуляторы, 10 процентов - электропередатчики. В ходе презентации перечислены возможности для производства таких частей в нашей стране, используя имеющиеся запасы лития, меди и графита.
Сегодня в Ташкенте курсируют 20 электробусов. В следующем году планируется привезти еще 200 электробусов в столицу и 100 в Самарканд. Президент указал на необходимость начать соответствующую работу и в других городах.
Также был затронут вопрос расширения сети пунктов сервисного обслуживания электромобилей. Поставлена задача установить в ближайшие два года две тысячи зарядных станций на парковках, топливных заправках и трассах. К этим станциям будут применяться льготы по земельному налогу, налогам на имущество и прибыль. Предпринимателям-владельцам зарядных станций будет предоставлено право продавать электроэнергию по свободной цене.
Подчеркнута важность подготовки специалистов для отрасли. Представлены планы по организации научной лаборатории электромобилей в Туринском политехническом университете, повышению квалификации преподавателей и специалистов в Китае, Германии, США, Южной Корее и других странах.