Частное предпринимательство: новые возможности для инновационного развития

    Важным шагом на пути дальнейшего реформирования экономической стези в Узбекистане сегодня стало создание условий, стимулирующих развитие бизнеса, значительно расширяющих финансовые возможности этого сектора.В стране принимаются значимые меры по формированию максимально благоприятной деловой среды, что в свою очередь содействует малому бизнесу (МБ) и частному предпринимательству. А ведь данные направления - источник доходов значительной части населения, поглощающий достаточно большие трудовые ресурсы: тех, кто желает иметь гибкий график и стабильный заработок. Зачастую именно здесь создаются рабочие места для уязвимых слоев населения - женщин и молодежи, не имеющих опыта занятости.

    Как развивается сфера, что изменится в ближайшем будущем и какой зарубежный опыт мог бы внедрить Узбекистан?

    Сегодня для каждого гражданина, изъявившего желание заняться предпринимательством, открыты широкие возможности. Для отечественных бизнесменов и инвесторов создан ряд благоприятных условий, а в национальной экономике продолжается процесс либерализации. Это весьма положительно влияет на рост всех показателей. Ведь успешное экономическое развитие создает предпосылки для улучшения благосостояния сограждан. Реализуются и меры по дальнейшему совершенствованию бизнес-среды, предпринимательства.

    Таким образом, МБ стал одним из важных факторов экономического развития в республике. Его рост - одно из главных направлений структурных преобразований в Узбекистане. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способствует созданию дополнительных рабочих мест и увеличению доходов.

    Для претворения в жизнь смелых проектов у нас имеются большие возможности: узбекский народ испокон веков занимается ремесленничеством, передавая мастерство из поколения в поколение. Среди приверженцев прикладного искусства - гончары, ювелиры, кондитеры, ткачи и другие. Основная часть товаров отправлялась на продажу по Великому шелковому пути. Развитию малого бизнеса способствовали благоприятные природно-­климатические условия, трудолюбие народа, богатые сырьевые ресурсы. В современных реалиях данную отрасль представляют индивидуальные предприниматели, микрофирмы, малые предприятия, а также дехканские и фермерские хозяйства.

    Определяют важность реформ официальные документы. Так, в 2017-м приняты Указ лидера страны «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях» и постановление Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства», способствовавшие активизации деятельности субъектов малого бизнеса и давшие им возможность снизить риски в своем деле.

    Кроме того, в феврале 2017 года подписан Указ Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Респуб­лики Узбекистан». В основу легли концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны, а также улучшение делового климата в экономических отношениях.

    Для обеспечения максимально благоприятной бизнес-среды в республике субъектам предпринимательства оказывается всесторонняя поддержка, предоставляются льготы и преференции. Приватизация - основа формирования многоукладной экономики и дальнейшего развития рыночных отношений. Более того, правительством Узбекистана осуществляется определенная работа в деле создания всесторонне благодатной среды для предпринимательской деятельности и инвестиционного климата. В том числе совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение целостности льгот и преференций, создаваемых для субъектов малого бизнеса и иностранных инвесторов, пресечение бюрократических преград, возникающих в налаживании и ведении предпринимательской деятельности.

    Принципы стимулирования, обеспечивающие развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, - это применение упрощенной системы налогообложения, льготное кредитование, сокращение периодичности и сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности в государственные налоговые и статистические органы, пути уменьшения периодичности налоговых и других проверок.

    Зарубежный опыт показывает: в развитых государствах малые предприятия составляют от 80 до 97 процентов от общего числа, обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения, производят до 70 процентов национального продукта.

    К примеру, в Сингапуре в малом бизнесе занято около 80 процентов всего населения страны, которое обеспечивает примерно четыре-пять процентов прироста ВВП. А политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса производится из структурных фондов, таких как Европейские фонд регионального развития и социальный фонд.

    Так, МБ за границей стимулирует развитие конкуренции, вынуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, ведь работоспособность всей экономики напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансировать интересы государства и бизнеса, обеспечить оптимальные условия для деятельности, увеличить конкурентоспособность малого бизнеса. В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию среднего класса как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.

    Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. В первую очередь к таким объектам относят инновационные предприятия и инфраструктурные объекты, такие как научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-­инкубаторы и так далее. Что можно наблюдать и на примере нашей страны.

    Вместе с тем необходимо научиться соблюдать баланс. Поддержка не означает контроль, что руководство Узбекистана понимает и всецело поддерживает. Это отразилось и в одном из самых знаковых для республики документе - Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В цели, в частности, 29 (Создание условий для организации предпринимательской деятельности и формирования постоянных источников доходов населения, доведение доли частного сектора в валовом внутреннем продукте до 80 процентов, в экспорте - до 60 процентов) указывается на необходимость сокращения участия государства в экономике и расширения условий для развития частного сектора. Этим же пунктом предусмотрено широкое внедрение принципов свободной рыночной экономики.

    Данной целью стратегии также предусмотрено ежегодное проведение открытого диалога Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, развитие факторинговых услуг на основе передового зарубежного опыта, поддержку бизнес-сектора, совершенствование деятельности структур в регионах по сокращению безработицы и бедности. Станет обеспечиваться свободный доступ к сведениям, необходимым для начала осуществления предпринимательской деятельности. Устранятся проблемы и недостатки в строительной сфере.

    В регионах за 2022-2026 годы будет создано 200 новых промышленных зон, получит свое развитие система бизнес-инкубаторов. Запланировано создание еще более благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в районах с «тяжелой» социально- экономической ситуацией. Документом предусмотрено и снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства (с 27,5 до 25 процентов к валовому внутреннему продукту к 2026-му).

    Как считают эксперты сферы, дальнейшие перспективы МБ связаны с пониманием того факта, что он занимает в экономике одну из двух ниш. Первая - старт новых направлений бизнеса. Вторая - помощь среднему, но чаще всего большому бизнесу.

    Другими словами, МБ - помощник большого и зависит от него. Например, автосервисы - посредники производителей автомобилей и запасных частей к ним. Сфера торговли - это соратники производителей товаров. Турагентства - туроператоров. То есть организация маркетинга в малом бизнесе должна исходить из этого факта.

    Перспективы малого бизнеса из первой ниши зависят от развития экономики в целом, а также от развития научной мысли и технологий. Однако весь секрет в том, что наука и технологии зависят от идей. Это значит, что в конечном итоге перспективы малого бизнеса связаны с распространением передовой мысли.

    Малый бизнес может внедрять новые идеи и становиться большим бизнесом или интегрироваться с таковым либо заниматься продвижением чужой идеи, что и есть помощь. Любой путь имеет свои преимущества и недостатки. Соответственно каждый решает для себя, что выбрать.

    Сабина Алимова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates