Человеческий капитал в системе просвещения

    Образование 7 сентября 2023 1407

    В условиях глобализации стремительно меняющаяся эпоха ставит перед нами новые задачи и требует совершенствования всех направлений. Однако в любой цепочке развития система образования считается важным звеном, и ее реформирование стало жизненной необходимостью в этом процессе.

    Большинство реформ в отечественном образовании приходится на систему высшего образования. Ведь IT, финансовая грамотность, информатизация и знание языков считаются приоритетными в экономическом развитии. И именно этим направлениям уделяется основное внимание при качественной организации высшего образования, изучении и применении опыта развитых зарубежных стран.

    Важным программным документом в этом плане считается Указ главы государства «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года, предусматривающий включение в данный период не менее десяти вузов республики в первые тысячи позиций перечня высших образовательных учреждений в рейтинге международно признанных организаций (Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Нigher Education или Academic Ranking of World Universities), а также поэтапный перевод учебных процессов во всех воу на кредитно-модульную систему. А именно: к 2030 году 85 процентов вузов страны будут переведены на кредитно-модульную систему и получат финансовую независимость.

    Следует отметить, что эффективность системы образования тесно связана с уровнем подготовки и опытом кадров, содержанием образовательных программ, а также с формированием механизма независимого образования. Поскольку подготовка передовых и творчески мыслящих кадров, повышение их конкурентоспособности в соответствии с требованиями рынка труда определяют эффективность реализуемых в высших учебных заведениях реформ. Поэтому преобразования осуществляются с целью не только повысить интерес молодого поколения к иностранным языкам, создать благоприятные условия для их изучения, но и вывести нацию на международную арену и получить признание, повысить конкурентоспособность. А значит, необходимо проведение системных реформ на всех уровнях сферы образования.

    Таким образом, впервые в нашей стране в 2017-м было создано Министерство дошкольного образования (ныне - Министерство дошкольного и школьного образования), а количество дошкольных образовательных организаций за короткий период (с 2017 по 2022 годы) выросло в три раза. Уровень охвата детей дошкольного возраста увеличился с 27,7 до 60 процентов за счет созданных более чем 14 тысяч ДОО. А с внедрением в сферу механизма государственно-частного партнерства создано 7,4 тысячи частных дошкольных организаций более чем на 223 тысячи мест.

    За этими цифрами - начальный шаг, сделанный на пути повышения качества образования и воспитания на основе применения альтернативных методов подготовки детей к школе, внедрения опыта развитых стран. Ведь именно в первые годы жизни быстро развиваются физические и умственные способности: думать, говорить, понимать окружающую среду, общаться и решать проблемы. Пропуск даже одного дня этого периода также оказывает непосредственное влияние на уровень и темпы формирования способностей ребенка. Словом, реформы в системе дошкольного образования обусловили ее определяющую роль в жизни страны. В частности, сформированы первые формы человеческого капитала, в которых основное внимание не ограничивается удовлетворением только интересов ребенка. Важной задачей является определение стимула к получению образования путем повышения у мальчиков и девочек интереса и постоянной мотивации.

    Созданные в ДОО благоприятные условия предоставили возможность для качественной реализации этих задач.

    Следующий этап - реформирование общего среднего образования, восстановление в нашей республике 11-летней системы школьного образования. Одновременно осуществлен ряд социально-экономических нововведений, связанных с повышением качества обучения, укреплением в обществе статуса учителей и наставников. Результаты этого очевидны. В частности, запрет на привлечение учителей к работам, не связанным с их трудовой деятельностью (сбор хлопка, хашары, строительные работы и т. п.), освобождение от разного рода оформления документов и обязательных денежных сборов и тому подобное. Также в эти годы планомерно повышалась ежемесячная заработная плата школьных учителей в соответствии с их потенциалом, что явилось для отечественных педагогов стимулом для поиска и работы над собой в выполнении своих важнейших задач - передачи глубоких знаний учащимся, воспитании их физически и духовно зрелыми личностями.

    Одновременно с внутренними реформами в сфере просвещения реализуется ряд внешних преобразований, которые сегодня признаются международным сообществом. Например, в 2018-м в нашей стране действовали 9774 школы. В 2022/2023 учебном году количество общеобразовательных школ составило 10 522. В последние годы созданы Президентские, школы для одаренных детей имени Мирзо Улугбека, Мухаммада аль-Хорезми, творческие школы имени Хамида Алимджана и Зульфии, Эркина Вахидова, Абдуллы Орипова, Ибройима Юсупова, Исхокхона Ибрата, Мухаммада Юсуфа, Халимы Худойбердиевой, школы Темурбеков и другие. Реконструированы 1383 общеобразовательные школы, капитально отремонтированы 1543, подключены к широкополосному интернету 9114 учебных заведений. Создано 145 негосударственных школ, количество которых за короткий период увеличилось в шесть раз. Заработная плата педагогов, работающих в школах, увеличена в среднем в 2,5 раза. Должным образом поощряется труд учителей, трудящихся в отдаленных районах и махаллях, внедрена практика выплаты им дополнительных ежемесячных надбавок до 50 процентов.

    Сегодня с большой гордостью можно отметить, что результаты этих нововведений наши дети демонстрируют на международных олимпиадах и конкурсах. Престижные образовательные учреждения и высшие учебные заведения мира выражают желание к сотрудничеству.

    Например, ученик школы № 8 города Навои Фозилбек Сафаров стал студентом одновременно 12 вузов США, Европы, Южной Кореи и Узбекистана и обладателем гранта в размере 382 тысяч долларов. Выпускник специализированной школы-интерната № 1 города Навои Сухроб Халилов завоевал бронзовую медаль на Международной математической олимпиаде в Китае. Также ученик 3-го класса (ныне 4-го) школы № 7 города Навои Жасурали Шодиев набрал шесть баллов по международному сертификату IELTS и стал единственным в истории Узбекистана самым юным знатоком иностранного языка, за что награжден специальными подарками главы нашего государства.

    Поскольку образование - это экономическая стабильность страны, то профессиональное образование является прочным звеном в данном направлении. Здесь следует отметить, что соответствующие реформы осуществляются не только с целью обеспечения трудоустройства молодежи, но и с планированным внедрением в экономику производств на основе наукоемких достижений. Ведь нынешние темпы развития, наряду с управлением роботами промышленных станков, повышают потребность в высококвалифицированных кадрах, постоянно находящихся в поиске и обладающих креативным мышлением. Другими словами, сегодняшний размах экономики требует от специалиста не столько сильного плеча, сколько постоянного поиска ума. Реформы в отечественной системе профобразования проводятся на основе подготовки востребованных кадров и их адаптации к рыночным условиям. К примеру, начались процессы отбора, обучения и переподготовки кадров в связи с открытием рудника «Пистали» в Нуратинском районе Навоийской области. Подготовка специалистов для предприятия ГМЗ-6 началась одновременно с началом строительства рудника и предприятия по переработке ископаемых. Значительная часть принятых на работу прошла обучение в профессиональных центрах системы АО «НГМК».

    Талантливая молодежь - важный фактор и украшение нации, обеспечивающая социально-­экономическое развитие нашей страны и ее достойное место в мировом сообществе. Высший этап поиска одаренных юношей и девушек, их выявление и целевая подготовка зависят от ряда критериев в деятельности системы высшего образования. Прежде всего это отбор и обучение интеллектуальной молодежи, желающей развивать свой научный и творческий потенциал; создание для обладателей высокого таланта широких возможностей, позволяющих им проявить и развить природные способности в соответствующих областях знаний и конкретных направлениях науки, реализовать уникальные способности. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что рост охвата системой высшего образования в нашей стране, то есть поэтапное увеличение квот, также является важным историческим шагом.

    Следует отметить, что в республике уровень охвата выпускников высшими образовательными учреждениями за последний период существенно увеличился. Если в 2016 году квота приема на бакалавриат высшего образования составила 58 022 - девять процентов на 645 тысяч выпускников, в 2020-м на бакалавриат было выделено 148 114 квот, то есть 25 процентов на 597 тысяч выпускников.

    Также в 2017-2023 годах количество государственных, негосударственных и иностранных высших учебных заведений в нашей стране увеличилось с 77 и достигло более чем 200. Уровень охвата молодежи высшим образованием вырос с девяти до 38 процентов. Создано 47 новых высших учебных заведений, включая филиалы зарубежных университетов, развернута деятельность негосударственных высших учебных заведений на основе государственно-частного партнерства. С изучением мнения населения восстановлены заочная и вечерняя формы обучения, из года в год увеличиваются квоты приема.

    Абитуриентам предоставлено право выбора до пяти образовательных направлений бакалавриата с одинаковыми набором и последовательностью предметов. Кроме того, с 2019/2020 учебного года исходя из потребности в высокообразованных кадрах в регионах запущен целевой набор в сферы народного образования, здравоохранения, ветеринарии и другие. В частности, постоянно проживающим в Tамдынском, Kанимехском и Учкудукском районах абитуриентам выделены льготы (с результатом 68 баллов и выше по итогам тестирования зачисление на основе государственного гранта, с 56,7 балла - на платно-контрактной основе.)

    Все это - результат идеи «Во имя чести и достоинства человека», выдвинутой руководителем нашей страны. В результате с 2021 года выделены дополнительные квоты для поступления в высшие учебные заведения двум тысячам девушек из малообеспеченных семей. В ближайшей перспективе планируется довести уровень охвата выпускников школ, лицеев и колледжей высшим образованием до 50 процентов. Кроме того, расходы за обучение девушек в магистратуре покрываются средствами из Государственного бюджета.

    Такие возможности позволяют нашей молодежи идти в ногу со временем. Перемены и новые условия открывают перед юношами и девушками - будущими строителями Нового Узбекистана - широкие двери перспектив, чтобы самим строить свою судьбу, искать счастье и успех в собственном мышлении. Ведь реформы, реализуемые в системе образования, все перспективные планы не только выводят сферу на новый уровень качества, соответствующий мировым стандартам, но и являются результатом глубокого взгляда на неисчерпаемые богатства человеческого капитала.

    Баходир Собиров.
    Ректор Навоийского государственного педагогического института,
    профессор, доктор технических наук.

    Фото УзА.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates