Что является основой хороших результатов в языковом образовании?

    Образование 13 сентября 2023 1261

    Университеты, специализирующиеся на подготовке преподавателей иностранных языков, поставляют на рынок труда высококвалифицированные кадры. Тем не менее до сих пор приходится сталкиваться с определенными трудностями в подготовке выпускников. При этом есть факторы, которые могут изменить ситуацию.

    Нехватка опытных и квалифицированных преподавателей иностранного языка в Узбекистане снижает качество языкового образования. Не помогают эффективному общению традиционные методы обучения, выражающиеся в грамматике и запоминании. При решении данной проблемы преподавателей иностранных языков необходимо инвестировать в образовательные программы, направленные на использование передового опыта, расширение и углубление методологических знаний (ориентированных на преподавание языка), оптимизацию живой коммуникативной среды.

    Методически значимы и обладают высокой эффективностью бесплатные образовательные программы, организованные Министерством дошкольного и школьного образования для преподавателей в регионах, такие как TESOL (преподавание английского языка как второго для преподавателей других языков) и TEFL (преподавание английского языка как иностранного). Благодаря углуб­ленному изучению разных методов обучения и педагогических принципов, адаптированных к конкретным потребностям студентов, участники программ TESOLи TEFL становятся квалифицированными и уверенными в себе преподавателями.

    Чтобы развить навыки безошибочного общения и эффективного использования иностранного языка, необходимо найти баланс между грамматикой и общением, а также пересмотреть методику преподавания. Использование современных языковых ресурсов и технологий дополняет этот сбалансированный подход, делает процесс обучения более интересным и эффективным. У данного процесса есть и другая сторона. Поставлена задача: в ближайшие три года 54 тысячи учителей школ должны получить международные языковые сертификаты.

    У многих моих коллег возник вопрос: сколько из этих учителей продолжат работать в школах после получения такого сертификата?

    Постановлением Президента установлено дополнительное материальное стимулирование учителей, имеющих сертификат уровня С1. Однако зарплаты в школах не могут конкурировать с зарплатами учителей частных учебных заведений. Кроме того, условия работы в школах и частных организациях (в образовательных центрах) существенно различаются. Это тоже проб­лема, которую необходимо принимать во внимание.

    Мониторинг и поощрение результатов учителей, имеющих международный языковой сертификат, может осуществляться несколькими способами. Прежде всего весьма важны мониторинг и оценка. Можно внед­рить систему мониторинга, которая отслеживает изменения в работе учителей после получения государственного сертификата. Это должно включать оценку достижений учащихся в изучении иностранного языка, уровня владения языком и общей эффективности преподавания. Кроме того, анализ данных и исследования поможет оценить эффективность программы и ее влияние на результат обучения, что послужит основой совершенствования стратегии и принятия решений.

    Главная задача в том, чтобы найти баланс между поощрением профессионального роста преподавателей и предоставлением обучающимся высококачественного образования.

    Согласно постановлению главы государства «О мерах по повышению качества педагогического образования и дальнейшему развитию деятельности высших образовательных учреждений по подготовке педагогических кадров» от 21 июня 2022-го, с 2022/2023 учебного года проводится системная практика в порядке «4+2» для студентов высших учебных заведений 2-4-х курсов дневной формы обучения. В рамках этой инициативы еженедельные учебные занятия разделены на четыре дня - в высшем образовательном учреждении и два дня - в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Таким образом, обеспечен конструктивный подход, направленный на подготовку опытных преподавателей. При этом есть необходимость решать некоторые проблемы в системе, чтобы подобная практика была эффективной.

    Изначально при организации практики предусматривалось, что университет прикрепит опытного преподавателя-методиста к небольшой группе студентов. Однако, поскольку часы практики не так квалифицированы, как аудиторные в нагрузке преподавателя, руководство практикой - дополнительная работа для преподавателя и, соответственно, нагрузка на него. В большинстве случаев в те же дни в университете руководители практики должны проводить свои аудиторные часы по расписанию. В результате учитель-методист не может явиться на место практики. Студенты могут проходить ее более продуктивно только под наблюдением руководителя, с помощью его указаний и советов.

    С 2022/2023 учебного года установлено, что все вновь нанятые преподаватели иностранного языка должны будут иметь национальный сертификат уровня B2 или эквивалентный международный сертификат соответствующего уровня.

    Во всех отношениях правильно введение требования к нанимаемым учителям: должен быть международный сертификат о владении языком. Но задумывались ли мы всерьез о выпускниках университетов (готовящих специалистов по языку) и их дипломе? Согласно действующим стандартам, абитуриент вуза, где проходят подготовку будущие преподаватели иностранных языков, должен владеть иностранным языком на уровне С1. А значит, наличие диплома в области образования, подготовленного преподавателями иностранного языка, автоматически подтверждает знание этого языка на уровне С1. Стоит обратить внимание на вопросы: реализуется ли данное требование на практике, как оцениваются знания выпускников на уровне С1 перед выдачей диплома, позволяющего студентам преподавать иностранный язык?

    Возможно, было бы логичным перед выдачей документа провести языковую проверку на основе международных стандартов или государственный выпускной экзамен, ввести отдельные формы проверки для оценки педагогической компетентности выпускников. Требование языкового сертификата от учителей иностранных языков при приеме на работу может рассмат­риваться как потенциальная их дискриминация. Ведь выпускникам математического или исторического факультетов не нужно доказывать качество своих знаний по этим предметам при подаче документов.

    Профессиональная оценка, о которой мы говорим, может служить показателем не только высокой квалификации, но и успешного освоения определенных образовательных программ или специальных навыков. Это включает передовые методы обучения, использование инновационных учебных материалов и глубокое понимание современных тенденций в образовании. К тому же наличие языкового сертификата не всегда является гарантией качественного обучения. Помимо теоретических знаний, педагогического опыта, умения адаптироваться к разным стилям обучения, в образовательном процессе также важны индивидуальный подход к каждому из учащихся и эффективное стимулирование их способностей в учебном процессе. Такие навыки не всегда могут быть официально подтверждены сертификатом, но они необходимы для оптимальных результатов в образовании.

    С другой стороны, наличие языкового сертификата только подтверждает знание языка. Но следует помнить, что профессиональная подготовка преподавателя в таких сертификатах может не отражаться. Например, наличие сертификата с оценкой семь баллов и выше по тесту IELTS не означает, что человек обладает методическими навыками в преподавании английского языка, способен контролировать урок и вдохновлять учеников. Важное значение имеют обновление содержания предметов по педагогике и методике, включенных в учебную программу, а также внед­рение системы профессиональной оценки, утвержденной международными стандартами, подтверждающей педагогическое мастерство учителя.

    Конечно же, в нашей стране имеются проблемы с преподаванием иностранных языков, но есть и способы их решения. Значительного прогресса можно добиться через повышение квалификации учителей, решая вопросы разработки учебных программ, хорошего усвоения языка, методологии преподавания и интеграции технологий.

    Предоставление равных возможностей для профессионального развития является ключевым фактором. И анализ эффективности преподавания учителей, имеющих языковой сертификат и не имеющих такого сертификата, может предоставить ценную информацию для совершенствования образовательных стратегий. Благодаря мониторингу, оценке и анализу работы сертифицированных учителей, а также разработке стратегий на основе данных и исследований достигается равновесие между содействием в профессиональном росте учителей и передачей высокого уровня знаний студентам. Основой хороших результатов в языковом образовании станут эффективное сотрудничество всех заинтересованных сторон и регулярное изучение особенностей образовательной системы стран, которые преуспели в этом направлении.

    Нозлия Нормуродова.
    Доктор филологических наук.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates