На переговорах с руководством Ассоциации «Узтекстильпром» соучредитель коалиции Cotton Campaign Беннет Фриман подчеркнул, что с большим оптимизмом следит за реформами в Узбекистане, и выразил надежду на то, что они принесут благо народу страны. Он отметил также, что разделяет стремление правительства Узбекистана к преобразованиям.

Коалиция признала, что выгоды от бойкота не получает никто. Поэтому основной деятельностью данного объединения на ближайшие два-три месяца является создание системы справедливых взаимоотношений между ответственными производителями (в лице узбекистанских текстильных предприятий) и ответственными покупателями (представители брендов).

Обращено внимание на то, что деятельность коалиции теперь будет направлена прежде всего на построение системы работы с брендами, так как порой политика брендов   дискриминирует интересы производителей. Поэтому сегодня объединение ставит задачу по защите интересов производителей на внешних рынках. Кроме того, отмечено, что у узбекской текстильной промышленности большие перспективы в плане сотрудничества с брендами в связи с отказом от закупки отдельными мировыми компаниями хлопка из СУАР Китая.

Председатель вышеназванной ассоциации Илхом Хайдаров выразил признательность за эту оценку и уверенность в том, что три года совместной работы должны привести к логичному результату. В небольшой презентации им был сделан подробный анализ усилий нашей страны за последние годы в сфере перевода хлопководства в частные руки. Так, в 2020 году был полностью прекращен экспорт хлопка-сырца, а в 2021-м страна впервые закупила его в соседнем Таджикистане. Это говорит о росте возможностей местной текстильной отрасли. А сертификация продукции европейскими системами контроля качества повысила возможности ее поставки в ЕС.

Реализация социальных проектов совместно с международными экспертами позволила достичь положительных результатов в сфере соблюдения международных трудовых стандартов и норм в Узбекистане. В рамках проекта Международной финансовой корпорацией (IFC) введены нормы, содействующие реформам в хлопковом секторе в отдельных регионах Узбекистана и внедрению системы социально ответственного и экологически устойчивого хлопка (SCSS), основанных на принципах системы стандартов Better Cotton Initiative (BCI). Также реализуется проект Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) «Устойчивое развитие и увеличение добавочной стоимости в хлопковой промышленности». Своевременное обеспечение отечественных предприятий стандартами социальной ответственности сыграло важную роль в решении Еврокомиссии о предоставлении Узбекистану статуса бенефициара GSP+. Проведена цифровая трансформация деятельности предприятий, широко внедрены в отрасль передовые информационно-коммуникационные технологии.   Созданы в регионах новые промышленные зоны и развиваются системы бизнес-инкубаторов.

Как видим, в этих санкциях был некий плюс для нашей страны. За эти годы мы добились полной переработки хлопка-сырца внутри Узбекистана. В республике получила развитие собственная текстильная промышленность, при этом отечественные предприятия добиваются соответствия своей продукции европейским стандартам качества. Мы даже, как отмечалось выше, стали приобретать хлопок-сырец в Таджикистане, то есть мощности позволяют сделать это.

Еще один положительный эффект от санкций заключается в окрепших возможностях по защите своих прав людьми, занятыми в ручном сборе хлопка-сырца. Об этом говорил заместитель председателя Федерации профсоюзов Узбекистана Бахтиёр Махмадалиев. Он отметил, что при содействии МОТ при федерации открыли юридическую клинику для оказания бесплатных услуг по защите прав трудящихся. Ведется мониторинг процессов уборки хлопка совместно с Генеральной прокуратурой Узбекистана. Причем временно привлекаемые к сбору хлопка граждане могли вступать в профсоюз работников агропромышленной сферы. В 2021 году 63 процента сборщиков так и сделали. Это позволило добиться повышения оплаты их труда, заметного улучшения условий питания. При возникновении случаев нарушения прав сборщиков хлопка об этом незамедлительно сообщалось в Государственную трудовую инспекцию Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и оперативно принимались соответствующие меры воздействия.

Исполнительный директор Конфедерации работодателей Узбекистана Элико Маргишвили отметила, что сейчас в Узбекистане активно ведется деятельность по разработке социального диалога в текстильной отрасли, налаживанию конструктивных производственных отношений, между поставщиками, профсоюзами и брендами, в частности, поднятию этой отрасли на уровень соблюдения международных трудовых стандартов. В Узбекистане рассматривается реализация программы Better Work, которая является совместной инициативой МОТ и Группы Всемирного банка. Достигнута договоренность о реализации проекта (на первом этапе в пилотном режиме) на предприятиях текстильной и швейно-трикотажной отраслей Узбекистана, с целью повышения стандартов труда и повышения конкурентоспособности в глобальных цепочках поставок. По заявлению генерального директора МОТ Гая Райдера, проводится технико-экономическое обоснование программы Better Work для его реализации в Узбекистане. 

После встречи в Ассоциации «Узтекстильпром» у Б. Фримана были еще встречи с Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилой Нарбаевой. Затем в Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан состоялась встреча с соучредителем коалиции Патрисией Юревич, главой НПО «Сеть ответственных поставщиков». По итогам принято историческое решение.

Вот как цитирует пресс-служба «Узтекстильпром» со ссылкой на пресс-службу Минтруда Узбекистана слова П. Юревич: «После того, как за последние 12 лет мы убедили сотни компаний не закупать узбекский хлопок, мы рады объявить, что пришло время снять с себя эти обязательства. Теперь компании сами должны проводить оценку соблюдения трудовых прав и принимать решения в отношении закупок в Узбекистане».

Теперь у текстильной сферы Узбекистана начинается новый этап развития.

Аблай Камалов.

«Правда Востока».

При содействии пресс-службы Ассоциации «Узтекстильпром».

Фото пресс-службы Ассоциации «Узтекстильпром».