Существенный вклад в сохранение великого наследия народа Узбекистана вносит руководство республики. Практическим свидетельством высокого внимания к нематериальному культурному наследию стали, в частности, Указ Президента «О мерах по проведению Международного фестиваля народно-прикладного искусства» от 3 октября 2019-го и постановления главы государства «О подготовке к II Международному фестивалю искусства бахши и дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для развития искусства бахши» от 10 апреля 2021-го, «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и поддержке ремесленников» от 28 ноября 2019 года.

На торжественной церемонии открытия Международного фестиваля искусства бахши в 2019 году глава государства отметил: «Несомненно, сохранить и передать будущим поколениям огромное духовное богатство - классическое искусство, редчайшие образцы народного творчества - является благородной миссией для всех нас, государственных и общественных деятелей, культурной и научной интеллигенции».

Именно на это и направлены решения руководства страны, которые возвращают к корням, просвещают, дают возможность каждому узнать больше об истории родного края, приобщают к этому ценителей самобытного искусства из других стран.

Народно-прикладное творчество - среди главных визитных карточек республики. Уникальное дело ремесленников, передающих секреты мастерства из поколения в поколение, пользуется невероятной популярностью. Вкладывая в каждое творение частичку души, наши умельцы на протяжении веков создают неповторимые изделия, будь то утварь для дома или бесценное украшение, играющая бликами ткань для праздничного наряда, свое­образная посуда.

Вот и мастерская творческой личности - это всегда увлекательно, ведь она и есть сам человек. По интерьеру и атмосфере можно узнать интересы, мысли, переживания хозяина обители. Такой личной, но открытой и завораживающей является частная экспозиция работ, а по совместительству и мастерская члена Ассоциации «Хунарманд» Нусратбека Рустамбекова «Резьба по дереву малых форм».

Со стороны это ничем не примечательная квартира в столице. Тихий двор, аккуратный палисадник, никаких вывесок. Но именно тут скрывается настоящий тайник, сокровищница. Стоит только зайти, как тебя встречает терпкий запах древесины и лака. Стены увешаны деревянными статуэтками, поделками, масками. Нет ни одной полочки, не уставленной какими-нибудь интересными вещицами. Все здесь наш герой сделал своими руками.

Нусратбек Насырбекович родился в семье, где никто никогда особенно не тяготел к творчеству: занимались точными науками, исследованиями. А он все свои ученические годы изрисовывал-­исчерчивал поля и последние листы тетрадей. В итоге как послушный сын по совету отца поступил в Ташкентский политехнический институт (ныне - Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова), стал кандидатом наук, доцентом. Три десятка лет преподавал гидравлику, которая уж точно никак с искусством и «высокими материями» не связана. Но это не заставило забросить любимое дело: со второго курса он занимается резьбой по дереву. Работая, строгий костюм и кипенно-белую рубашку непременно дополнял беретом - популярным головным убором в среде творческих людей.

Продолжал интересоваться культурой и искусством, изучал журналы, издаваемые известными во всем мире галереями, знакомился с уникальными работами легендарных скульпторов Бурделя, Матисса, Конькова, вдохновлялся абстракционизмом Дали и Пикассо. Помимо всего, он настоящий поклонник деревянных масок. И, видя в основном вокруг лишь керамику, всегда задавался вопросами: «Почему в африканских племенах, где никто ничему не учится, могут делать такие вещи? Почему это не распространено у нас?»

Первая работа до сих пор хранится у Нусратбека: небольшой деревянный неотшлифованный бюст, лицо с крупными чертами и серьезным выражением. А сзади фигурка подписана карандашом: «1970 г.»

Трудно поверить, что этот человек не оканчивал академий искусств - научился всему сам. Но, как он признается, путь был долгим и гораздо более тяжелым, чем если бы поступил, например, в Институт художеств и дизайна. Пусть в основном наш собеседник и предпочитает идеальным пропорциям интересные и необычные, все равно ему приходилось учить особенности человеческого тела по учебнику анатомии матери-врача. Иногда Нусратбек рассматривал себя в зеркале, чтобы понять, какое расстояние должно быть между глазами, какой длины руки, каково соотношение между ногами и туловищем.

Также приходилось методом проб и ошибок искать способы сделать свои творения лучше и качест­веннее. Сначала придумал, как делать дерево гладким, потом начал задумываться об окрашивании. Пытался обжигать, использовал йод и марганцовку, а затем пришел к морилке - специальному материалу для придания деревянным изделиям цвета.

Частенько то, что в Узбекистане сравнительно немногие занимаются резьбой по дереву, объясняют нехваткой ресурсов. Мол, не найти хорошей древесины, да и затратно слишком. На это мастер только смеется. У него в коллекции статуэтки и из строительных материалов, и из небольших брусьев, которые в процессе работы склеивает. Даже из ножки стула смог сделать искусное и утонченное украшение.

На изготовление разных предметов уходит разное количество времени. В создании определенного объекта играют свою роль сноровка, опыт, сложность идеи, вопросы технического плана: как придать неподатливой и волокнистой сосне тот или иной вид, как скрепить несколько узких жердочек и так далее. Уже выработалась собственная, удобная для мастера система.

- Когда идет рабочий процесс, никто не должен тревожить, - рассказывает Н. Рустамбеков. - Сначала нужно запечатлеть мысль на бумаге. Однако никогда результат полностью не соответствует изначальной идее. Выражение лиц, их черты - это все рождается, когда непосредственно творишь.

Этим мастер и объясняет, почему не ставит производство на поток. Невозможно по заказу создать, например, сотню идентичных статуэток. Разве что найти другого мастера или предпринимателя, который использует новаторские идеи. Одна из таких - предметные портреты, включающие в себя все, что описывает определенную личность или явление: слова, предметы, животных, даже других людей.

Мастер и не продает свои работы. Создает их для души, дарит близким. Пополняет свою частную экспозицию, которая есть не только в Ташкенте. Скажем, по дороге из Самарканда в Шахрисабз можно увидеть порядка сотни произведений, которые привлекают как туристов, так и местных жителей, не имеющих возможности часто посещать вернисажи и ходить на концерты. А выставка стала для них, как говорит Н. Рустамбеков, своеобразным «культурным уголком».

Это лишь малая часть деятельности мастера резьбы по дереву. Он любит детей и обучает их лепке из глины в детских оздоровительных лагерях, увлекается папье-маше, не перестает искать новые источники вдохновения, обязательно ставит перед собой очередные цели. С уверенностью можно сказать, что Нусратбек Насырбекович - человек, который не просто нашел дело своей жизни, но и безмерно в него влюблен.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».