В целях обеспечения открытости и прозрачности выборов Узбекистан направил приглашение целому ряду авторитетных международных организаций, а также представителям более чем из 45 стран мира. В предстоящих выборах ожидается участие свыше 750 международных наблюдателей. В стране уже осуществляют мониторинг выборов долгосрочные наблюдатели от БДИПЧ ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств.
Создание демократического правового государства и открытого гражданского общества неразрывно связано с реализацией конституционных принципов народовластия, созданием необходимых условий для организации и проведения демократических выборов. В процессе формирования демократического правового государства институт выборов является реальным механизмом осуществления народовластия, что также отражено в нормах Всеобщей декларации прав человека. В частности, статья 21 этого важного международного документа гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Такая норма также отражена в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года.
Выборы являются важным институтом современной демократии, одним из основных средств выражения людьми своей воли и участия в политических процессах, управлении общественными и государственными делами, включая формирование представительных органов власти. Свободные выборы - это не только принцип формирования государственной власти, но и выражение ее ответственности перед народом. В то же время результаты выборов дают объективную оценку уровня влияния политических партий, отражают настроения избирателей, текущие тенденции в политической жизни страны. Регулярное проведение свободных и справедливых выборов считается одним из самых ярких показателей того, что политическая система в стране гармонично сочетается с демократией.
В процессе формирования демократического правового государства институт выборов является реальным механизмом осуществления народовластия.
Авторитет страны в мировом сообществе во многом обусловлен соответствием действующей в ней избирательной системы демократическим принципам. В этом смысле совершенствование избирательного законодательства можно рассматривать как важную составляющую демократических реформ в Узбекистане. В последние годы в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах проделана огромная работа по обеспечению последовательного совершенствования нашего государства на пути демократии, открытости и конкурентоспособности в глазах всего мирового сообщества. В их числе последовательные реформы по обеспечению конституционных прав граждан страны избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти.
Избирательный кодекс - правовая основа демократических выборов
В Узбекистане выбран путь кодификации избирательного законодательства. В 2019 году вместо ранее действовавших пяти законов по избирательному законодательству принят единый Избирательный кодекс Республики Узбекистан.
Документ разработан с участием всех общественно-политических сил страны: политических партий, институтов гражданского общества, а также с учетом соответствующих выводов и мнений иностранных наблюдателей международных и региональных организаций, участвовавших в процессе выборов в Узбекистане. В соответствии с Избирательным кодексом для обеспечения конституционных прав граждан голосовать и быть избранными дополнительно усилены правовые гарантии подготовки и проведения выборов.
Предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан проводятся в соответствии с требованиями законодательства в полном объеме и в условиях дальнейшего углубления демократических реформ и обновления общественной жизни, повышения социальной активности, ответственности граждан, а также возросшего спроса на политические, правовые, социально-экономические реформы, повышение роли политических партий и институтов гражданского общества.
Следует отметить, что Избирательный кодекс Республики Узбекистан полностью соответствует международным избирательным стандартам и разработан в соответствии с ними. Конституция Республики Узбекистан является основой системы демократического избирательного законодательства в нашей стране. Согласно статье 7 Основного Закона народ является единственным источником государственной власти. Демократические принципы избирательного процесса закреплены в Избирательном кодексе и других законодательных актах.
Основные принципы избирательного права
Основные принципы демократических выборов закреплены в Избирательном кодексе. Это всеобщее, равное право на тайное голосование на основе прямого избирательного права, добровольное участие в выборах, открытость и гласность.
Среди основных принципов, закрепленных в международных документах, - всеобщее избирательное право. Это правило признано одним из основных принципов Конституции Республики Узбекистан и Избирательного кодекса. В частности, согласно статьям 3 и 27 Избирательного кодекса выборы в нашей стране проводятся тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Предусмотрено, что в список избирателей включаются имена граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста к дню или на день выборов, постоянно или временно проживающих на момент составления списка на территории данного избирательного участка. Списки избирателей на избирательных участках, созданных при дипломатических и иных представительствах Республики Узбекистан за рубежом в целях обеспечения права избирателей непосредственно участвовать в выборах Президента независимо от их местонахождения, составляются на основе информации, предоставленной руководителями этих учреждений.
В то же время всеобщее избирательное право не означает, что участие граждан в выборах не ограничивается какими-либо правовыми положениями. В Узбекистане, как и в других демократических странах, законодательство о выборах главы государства имеет ряд ограничений, и они не носят дискриминационного характера. В соответствии со статьей 90 Конституции Президентом может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Закон предусматривает, что граждане, ранее судимые за умышленные преступления, а также профессиональные служители религиозных организаций и объединений не подлежат регистрации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.
В соответствии с принципом равного избирательного права каждый гражданин Республики Узбекистан имеет один голос.
Женщины и мужчины имеют одинаковые избирательные права. Военнослужащие пользуются теми же избирательными правами, что и другие граждане. На выборах никто не имеет приоритета, все равны независимо от социального происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.
Согласно принципу прямого избирательного права граждане непосредственно выражают свою волю на выборах. В процессе голосования избиратели делают выбор исходя из своих личных взглядов и мнений. Если гражданин в момент выборов находится за границей, он может проголосовать на избирательном участке при представительствах Республики Узбекистан в зарубежных странах.
Кроме того, избирательное законодательство Узбекистана предусматривает досрочное голосование. Избиратель, который не может находиться по месту жительства в день выборов по болезни или другим причинам, имеет право проголосовать досрочно. В случае если избиратель не может прийти на избирательный участок по состоянию здоровья или по другим причинам, участковая избирательная комиссия может организовать голосование по месту пребывания избирателей.
Принцип добровольного участия в выборах означает: граждане могут участвовать в этом политическом мероприятии добровольно, без какого-либо принуждения. В Узбекистане избиратель сам решает вопрос о целесообразности и необходимости голосования. На гражданина при осуществлении его избирательного права не налагается никакая обязанность. В отличие от нашей страны в ряде государств голосование на выборах считается обязанностью граждан. И отказ от этого может привести не только к штрафам, но и тюремному заключению.
Право на тайное голосование гарантировано законом: ни одному государственному органу, должностным лицам, а также общественным объединениям не разрешается контролировать волеизъявление избирателей. В законодательстве голосование, в том числе досрочное, а также обеспечение анонимности голосования по месту нахождения избирателя определено в качестве одной из основных обязанностей избирательных комиссий.
Голосование проходит в специально отведенных зданиях, в которых оборудованы кабины или комнаты для тайного голосования. В них гражданин самостоятельно ставит отметку в бюллетене. Кроме избирателя, никто не сможет находиться в кабине во время тайного голосования, запрещается оказывать влияние на избирателя. Еще одним фактором, обеспечивающим свободу выражения гражданами своей воли во время выборов, является недопустимость агитации в день выборов и за один день до начала голосования.
Бюллетени для голосования публикуются на государственном языке, а также на языках большинства населения соответствующего округа по решению окружной избирательной комиссии. Кроме того, предусмотрено приготовление трафаретов для заполнения бюллетеней на основе азбуки Брайля.
Принцип справедливых выборов означает их периодичность, предоставление кандидатам равных возможностей для проведения избирательной кампании, открытость и прозрачность выборов, участие наблюдателей на всех этапах избирательного процесса и независимость судебной системы.
В соответствии с Избирательным кодексом органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять оборудованные помещения для проведения встреч, оказывать помощь в получении необходимых справочных и информационных материалов.
Еще одним международным стандартом в области избирательного права граждан является принцип справедливых выборов. Это означает периодичность выборов, предоставление кандидатам равных возможностей для проведения в избирательной кампании, открытость и прозрачность выборов, участие наблюдателей на всех этапах избирательного процесса и независимость судебной системы.
Независимая судебная система играет важную роль в эффективной защите избирательного процесса от предвзятости, мошенничества. Избирательное законодательство Узбекистана гарантирует возможность обжалования в суде нарушений избирательного права и противоправных действий субъектов избирательного процесса. Таким образом, национальное избирательное законодательство служит основанием полной реализации права граждан Республики Узбекистан на свободный выбор.
Выборы и гласность
Гласность выборов предполагает освещение избирательной кампании в средствах массовой информации. Гласность - это показатель открытости избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, включая подсчет голосов, определение результатов голосования.
Согласно статье 8 Избирательного кодекса, каждый гражданин имеет право искать, получать и распространять информацию о структуре округов и участков, составе избирательных комиссий, их местонахождении и режиме работы, кандидатах в Президенты, голосовании и результатах выборов.
Прозрачность избирательной кампании обеспечивают не только средства массовой информации, но и другой институт - местные и иностранные наблюдатели. Согласно закону наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели международных организаций имеют право участвовать в мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов, присутствовать на избирательном участке в период голосования и при подсчете голосов.
Известно, что эффективность демократической политической системы зависит от условий формирования гражданского общества и многопартийности. Предстоящие выборы готовятся в полном соответствии с избирательным законодательством, определяющим многопартийность как политический стандарт гражданского общества.
Пандемия и выборы
Человечество постепенно адаптируется к жизни в условиях пандемии коронавируса и борется с ней. В таких условиях во многих странах мира также проводятся выборы в высшие органы власти, парламент и местные представительные органы, а также референдумы. Примечательно, что международные наблюдатели признают, что население многих стран более активно участвует в этих выборах, чем в предыдущих.
В условиях пандемии Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан разработала специальные планы безопасности при голосовании и по организации избирательных процессов. Исходя из эпидемиологической ситуации накануне выборов планируют организацию и проведение голосования на основании специальных инструкций.
Принятая Центральной избирательной комиссией Инструкция по предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) во время проведения выборов Президента Республики Узбекистан состоит из шести глав. В ней урегулированы вопросы осуществления превентивных мер в ходе избирательного процесса, организации процесса голосования, в том числе по месту жительства избирателя, проходящего лечение от коронавирусной инфекции в домашних условиях, подсчет голосов на избирательном участке и определение результатов выборов в округе.
Установлены конкретные меры по обеспечению избирательных прав больных коронавирусом, находящихся на лечении в больнице или в условиях карантина дома. В частности, два члена соответствующих избирательных участков отправятся в больницу в специальной одежде и организуют голосование пациентов в соответствии с правилами карантина. Для этого будет установлена отдельная переносная урна для голосования. Избирателям, проходящим лечении дома, также будет обеспечено право на голосование.
Кроме того, для членов избирательных комиссий, электората, наблюдателей и представителей СМИ предусмотрено использование в избирательных округах и на участках, в комнатах для голосования специальных средств (термометр для измерения температуры, пирометр, защитная маска, одноразовые медицинские перчатки, средства защиты и профилактики, антисептики). Также предусмотрено, что участники избирательного процесса должны использовать защитные маски, соблюдать социальную дистанцию, запрещаются рукопожатия или другие формы прямого контакта.
В день выборов медицинский работник измеряет температуру тела избирателей на входе в здание избирательной комиссии, дезинфицирует их руки антисептиком и контролирует их присутствие в защитной маске. Дезинфекцию зданий и помещений, а также санитарно-эпидемиологические меры будут осуществлять сотрудники органов здравоохранения и служб санитарно-эпидемиологического надзора.
Выборы Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 24 октября этого года, связаны с жизнью каждого гражданина нашей страны, и никто не должен остаться равнодушным к этому важному общественно-политическому событию. Следовательно, участвуя в выборах и выражая свою волю, граждане будут способствовать обеспечению последовательного прогресса Узбекистана на пути дальнейшего укрепления правового демократического государства и развития гражданского общества.
Мирзатилло Тиллабаев.
Первый заместитель директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека,
доктор юридических наук.