В частности, количество легковых автомобилей в республике в 2021 году составило 3,14 млн единиц, в то время как в 2023-м оно достигло 4,6 миллиона. Сегодня в среднем за день по Ташкенту двигаются 730 тысяч транспортных средств, при этом от 160 тысяч до 300 тысяч легковых автомобилей разных типов въезжают из других территорий. А технические средства, использующие бензин марки АИ-80, который не соответствует международным стандартам, выделяют в атмосферу в разы больше вредных выбросов.

Количество транспортных и пешеходных перекрестков в городе не сокращено, не утвержден процесс регулирования их состава и скоростного режима, не оптимизировано должным образом дорожное движение. В результате в столице появляются большие пробки. Автомобили, попавшие в такие заторы, выбрасывают в атмосферу намного больше выбросов, чем движущиеся.

В целях снижения негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду министерство предложило: запретить использование моторного топлива экологической категории ниже стандарта «Евро-5» (бензин типа АИ-80); для уменьшения заторов на дорогах и обеспечения безопасности дорожного движения в Ташкенте в часы пик (утром с 7.00 до 10.00 и вечером с 17.00 до 20.00) ограничить движение транспортных средств массой 3,5 и более 12 тонн; запретить движение всех типов автомобилей, выпущенных до 2010 года; стимулировать переход на электромобили, предоставив преференции и субсидии; а чтобы сократить пробки на дорогах, в качестве эксперимента ввести порядок управления транспортными средствами в четные и нечетные дни.

Вскоре после этого Генеральная прокуратура и специалисты Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата рассмотрели вопрос о загрязнении воздуха в Ташкенте. Как сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры, по итогам совещания решено разработать и внедрить такие предложения, как день без автомобиля, введение в качестве эксперимента правила вождения автомобилей в нечетные и четные дни; расширение пользования общественным транспортом, повышение действующего минимального стандарта топлива до «Евро-5».

Цена и качество бензина

Давайте сосредоточимся прежде всего на цене и качестве бензина, которые вызывают много дискуссий и возражений. Президент отреагировал на этот вопрос 16 января текущего года на видеоселекторном совещании по приоритетным задачам обеспечения макроэкономической стабильности и экономического развития в 2024-м.

После введения ограничений на деятельность газозаправочных пунктов из-за аномальных холодов, наблюдавшихся в прошлом году, правительство ввело «нулевую» ставку акцизного налога в качестве льготы для бензина марки АИ-80. В результате цена на бензин была снижена с 6800 до 5700, а позже установлена на уровне 6050 сумов.

Первоначально заявлялось, что льгота будет действовать до марта 2023 года, но затем сообщалось, что она продлится до конца 2023-го. С января текущего года цена вновь установлена на уровне 6800 сумов в связи с окончанием действия льготы, применяемой к бензину марки АИ-80.

Министерство энергетики сообщило, что, хотя это исключение частично решило проблему с метаном, позже им воспользовались частные автозаправочные пункты и получили доходы. Например, благодаря свободному формированию объемов продаж и стоимости бензина посредством биржевых торгов на рыночных принципах цена АИ-80 в них достигала 8400, а в некоторых случаях и 8800 сумов. От обнуленного акциза выиграли не столько потребители, сколько частные автозаправочные пункты. Из-за льгот по акцизному налогу в Государственный бюджет не поступил 1 трлн 229 млрд сумов.

С 1 апреля текущего года в Узбекистане будет повышена ставка акциза на бензин марки АИ-80, в то время как для других марок высокооктанового топлива она останется неизменной. Это предусмотрено Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2024 год». В соответствии с ним в поправках к Налоговому кодексу акциз на бензин марки АИ-80, который содержит много вредных газов, повышается на 12,2 процента - с 303 тысяч до 340 тысяч сумов за тонну. При продаже бензина этой марки конечному потребителю ставка акциза увеличивается с 425 до 476 сумов за литр, или с 565 тысяч сумов до 633 тысяч сумов за тонну.

Отмечается, что бензин марки АИ-80 уже выведен из употребления и запрещен во многих странах (в том числе в Кыргызстане и Таджикистане), которые полностью импортируют нефтепродукты. В регионе этот бензин продолжают использовать только Узбекистан и Афганистан.

По данным министерства, к 2025 году производство АИ-80 на Ферганском НПЗ будет прекращено, а к 2026-му Бухарский НПЗ полностью перейдет на производство более качественного топлива.

Подобные меры объясняются негативным воздействием на здоровье населения и необходимостью снижения вреда, наносимого природе. Этот аспект вызывает ряд дискуссий в социальных сетях. Так, возникает вопрос: почему акциз на более экологически чистое топливо тоже увеличен? Например, на сжиженный газ поднимется с 425 до 476 сумов за литр (с 807,5 тысячи до 904 тысяч сумов за тонну), а на сжатый газ - с 605 до 678 сумов за кубометр.

Ограничения для движения авто

В декабре прошлого года обсуждался вопрос дальнейшего совершенствования системы транспортного обслуживания населения, работы по расширению сети маршрутов общественного транспорта. В ходе обсуждения заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз Алишер Кодиров высказал мнение, что сегодня проводится большая работа касательно решения проблем общественного транспорта, но пока не будет урегулирован вопрос со статусом личного автотранспорта, этой цели не достичь.

Был приведен опыт Китая. Купить там машину несложно, поскольку существуют требования ВТО, и производители не могут сами определять цену. Однако услуги, связанные с обслуживанием и использованием автомобиля, стоят очень дорого (налоги, платные парковки и дороги, прочее).

Действительно, это так. Например, процесс получения государственных номерных знаков для автомобилей в Пекине довольно-таки сложный. Купить номер можно только приняв участие в лотерее и ожидая годами или через аукцион, внеся платеж в размере 100 тысяч юаней (13,8 тысячи долларов) и выше. Также важен ряд нюансов: необходимо проживать в Пекине последние пять лет, платить налоги, иметь социальную страховку и так далее.

В Китае в дни с чрезвычайно высоким уровнем загрязнения воздуха требования к дорожному движению ужесточены. Так, введено правило, согласно которому личным автомобилем можно пользоваться до четырех дней в неделю. У транспортных средств, которым разрешено движение по нечетным дням, номерной знак начинается с нечетных цифр, а по четным дням - с четных.

Администрация Пекина приняла решение выдать государственные номера в количестве 100 тысяч единиц в 2023 году, из них 70 тысяч - для электромобилей. При этом зеленые номерные знаки (для электрических и гибридных транспортных средств) можно получить бесплатно.

- На самом деле пробки на дорогах - проб­лема крупных городов по всему миру, и каждый из них пытается решить вопрос по-своему, - рассказывает кандидат экономических наук, доцент Абдурахмат Боймуродов. - В Париже более половины городских дорог отведено под общественный транспорт, для частных автомобилей остается лишь узкая полоса. В Сингапуре личные авто невероятно дорогие. Вдобавок ко всему необходимо оплатить пошлину, которая в три-четыре раза превышает стоимость самой машины.

Имеются также примеры экспериментов, не приведших к желаемым результатам. Например, воздух Мехико - столицы Мексики - входит в число самых чистых городов. Основную причину этого видели в реализации программы, согласно которой в определенные дни недели грузовым и легковым автомобилям движение разрешено попеременно. Но тщательный анализ показал: наоборот, воздух в городе ухудшился. Данная программа не сработала, потому что богатые семьи купили еще по машине и ездили на одной по четным дням, а на другой - по нечетным. Программу отменили, заменив на обязательный замер количества выбрасываемого автотранспортом газа и соответствующее увеличение штрафа в случае, если он превышает норму.

По мнению экспертов, на самом деле эффект от работы по улучшению качества воздуха и предотвращению пробок на улицах на основе рыночных рычагов возрастает в разы. Это также подтверждается мировым опытом. Например, были свидетелями следующего проекта в Лондоне: в часы пик во избежание дорожных пробок стоимость вождения автомобиля в городе увеличивается. В 2003 году установлен сбор в размере пяти фунтов стерлингов (восемь долларов) для водителей, въезжающих на территорию площадью 21 квадратный километр в центре Лондона с 7.00 до 18.00. В 2005-м сумма увеличена до восьми фунтов стерлингов. А в 2007 году зону, доступ к которой был платным, расширили. Около 700 видеокамер сканировали номера автомобилей и сравнивали их со списком оплативших водителей. На тех, кто не оплатил, налагался штраф в размере 80 фунтов стерлингов (130 долларов).

Через месяц после запуска программы в Лондоне произошло 20-процентное сокращение транспортного движения. Средняя скорость на дорогах, обозначенных как зона пробок, увеличилась вдвое, задержки автобусов сократились вдвое, а количество пользователей автобусов увеличилось на 14 процентов. Естественно, воздух в Лондоне стал чище.

Практические результаты и предложения

Примечательно, что общественному транспорту в Ташкенте уделяется приоритетное внимание, особенно расширяется строительство экологически чистого метро. За последние годы для расширения охвата метрополитена построено дополнительно 32 километра путей, введены в эксплуатацию 21 станция и 15 современных поездов метро. Новые маршруты проходят через столичные Яшнабадский, Мирабадский, Сергелийский, Янгихаётский и Юнусабадский районы столицы, обеспечивая удобство для ежедневного передвижения населения.

К концу 2023 года количество пассажиров, пользующихся метро, увеличилось в пять раз, а ежедневный трафик дошел до 720 тысяч. В часы пик время прибытия поездов сокращено с прежних пяти-семи минут до двух. Согласно полученным данным, пробки на прилегающих к нему улицах уменьшились на 10-15 процентов в результате ввода в эксплуатацию станций ветки «Олмазор - Сергели» и надземной кольцевой линии «30 лет независимости Узбекистана».

После завершения второго этапа работ появилась возможность обслуживать 40 тысяч и более пассажиров в течение дня. В свою очередь потребность в личном транспорте на этих маршрутах сократилась, а пробки на дорогах в значительной степени устранены. В частности, говорится, что количество ежедневных автомобилей, движущихся по маршруту Куйлюк - Сергели, сократилось до 32 тысяч.

- Столица всесторонне развивается, - рассказывает руководитель Проектного офиса комплексного развития транспортной системы города Ташкента при Министерстве транспорта РУз Мурад Обидов. - По подсчетам, ежедневные потребности населения составляют более шести миллионов транспортных поездок. Из них 1,7 миллиона, то есть 28 процентов, приходится на общественный транспорт. В среднем в городах - мегаполисах мира эта цифра составляет 50-60 процентов. Так что нам еще многое предстоит сделать в данном отношении.

Начальник Управления общественного транспорта Министерства транспорта РУз Миракбар Икрамов отмечает, что в целях развития системы в 2022 году для Ташкента закуплены 200 автобусов средней вместимости и 190 - большой, а также впервые 20 современных электробусов. В 2023-м поставлена еще тысяча автобусов (из них 302 - электробусы). Намечен постепенный переход на аналогичные экологичные транспортные средства в городе. В целом количество автобусов в столице за последние два года увеличилось вдвое, а средняя пропускная способность выросла на 74 процента. Интервал их движения сокращен в два-три раза и сейчас составляет восемь-­десять минут. Ежедневный пассажиропоток достиг миллиона человек. А время, необходимое людям, въезжающим в столицу, чтобы добраться до центра города, уменьшилось с 45 минут до 30.

Брутто-контрактная система и другие проекты

Данные за прошлый год показывают, что уровень автомобилизации в нашей стране составляет около 90 на тысячу человек, а в Ташкенте - более 240. При этом основная часть населения, которая передвигается на легковом транспорте, не имеет личного транспортного средства.

Следует иметь в виду, что население столицы увеличивается до 100 тысяч человек в год, в то время как количество транспортных средств выросло до 76 тысяч в 2022-м и до 100 тысяч - в прошлом году. Это значит, что нагрузка на основные транспортные артерии, где наблюдаются пробки, возрастет еще больше, особенно в период учебного года.

- В постановлении Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию системы общественного транспорта города Ташкента» от 2 февраля 2022-го поставлены задачи по развитию инфраструктуры общественного транспорта; организации современных транспортно-пересадочных узлов; перепланировке перекрестков и улиц для организации приоритетного движения общественного транспорта; увеличению в два раза доли частного сектора путем совершенствования системы финансирования перевозчиков и тарифной политики, - продолжает М. Обидов. - Эти вопросы решаются поэтапно. В частности, осуществляется переход на новую брутто-контрактную систему финансирования общественного транспорта. В ее основе лежит договор, заключаемый между компетентным органом и перевозчиком, который предусматривает расчет услуг по перевозке пассажиров по ограниченным тарифам по направлениям исходя из пройденного расстояния и критериев качества. Закрепление маршрутов за перевозчиками вводится на тендерной основе.

В ходе реализации брутто-контракта вводятся новые тарифные планы, позволяющие населению пользоваться несколькими видами транспорта в течение часа на условиях льготной оплаты до достижения пункта назначения, создаются места для посадки и высадки пассажиров легковых автомобилей вблизи остановок, также будет осуществляться регулирование беспорядочных остановочных зон в пути. Например, внедрение вышеуказанных комплексных мер на расстоянии шести километров на одной из улиц обеспечит увеличение пропускной способности общественного транспорта в 2,5 раза, а за счет создания скоординированной системы перекрестков будет сэкономлено до 19 тысяч литров топлива в сутки, также снизятся выбросы большого количества вредных газов в воздух. Главное, можно достигнуть эффекта без влияния на поток транспорта, движущегося по этой дороге.

В столице протяженность основных дорожных сетей, по которым постоянно перемещаются транспортные средства, составляет 470 километров, и они рассчитаны на 380-400 тысяч транспортных средств. Однако обычно это число достигает миллиона, что более чем в два раза превышает пропускную способность одновременного движения транспортных средств. А значит, главные улицы загружены более чем в два раза.

Чтобы решить эту проблему, создаются отдельные полосы для автобусов. Их длина в 2023-м составила 44,8 километра.

Недавно при сотрудничестве Министерства транспорта и представительства ПРООН в Узбекистане состоялась презентация проекта «Ташкент - ускорение привлечения инвестиций в низкоуглеродный автотранспорт (TAILEV)». Согласно проекту, подсчитано, что в результате введения этого коридора средняя скорость движения автотранспорта увеличится на 11 процентов, а загрязнение атмосферного воздуха снизится на 12,3 процента. Ведь по коридору в основном будут передвигаться электробусы большой вместимости. Таким образом, уровень транспортного покрытия увеличивается не только за счет количества, но и за счет расширения вместимости.

Другой примечательный аспект проекта - то, что автобусные остановки будут располагаться в центре улицы, а не сбоку. При этом в целях обеспечения безопасности пассажиров светофоры и пешеходные дорожки на каждой остановке должны регулироваться надлежащим образом.

Разумеется, трудно достичь поставленных целей без создания необходимой инфраструктуры. Однако там, где есть поиски, будет и эффект. Кроме того, наиболее актуальные задачи на сегодня - сокращение пробок на дорогах и обеспечение свободного передвижения автобусов. Конечная цель - довести охват общественным транспортом Ташкента до двух миллионов пассажиров.

С другой стороны, хорошая транспортная инфраструктура сократит путь на работу и домой, а это значит, что у нас появится больше личного времени.

Как видим, масштаб планов и предложений широк. Это день без автомобиля, разделение авто с четными и нечетными номерами по дням недели, расширение использования общественного транспорта, повышение стандартного минимума топлива до «Евро-5» и так далее. Их внедрение прежде всего улучшит наши здоровье и быт, продлит жизнь. Каждый может внести посильный вклад в разрешение этого вопроса, изменив свои повседневные привычки. Допустим, если проводить один-два дня в неделю без машины, приходя на работу пешком или занимаясь другими делами, воздух, где мы живем, и наше здоровье улучшатся в разы.

Абдурауф Коржовов.
Экономический обозреватель.