Законопроект возвращен ответственному комитету
На заседании постатейно во втором чтении рассмотрен проект закона «О защите населения от вредного шумового воздействия».
В последние годы в стране созданы эффективные механизмы улучшения экологической ситуации, поддержания благоприятного экологического состояния и охраны окружающей среды. Наряду с этим, такие факторы, как рост численности населения и промышленных предприятий, расширение городов, свидетельствуют об усилении негативного шумового воздействия на повседневную жизнь населения.
Отмечено, данный законопроект, разработанный в целях регулирования отношений в области защиты населения от вредного шумового воздействия, подготовлен ко второму чтению и доработан с учетом предложений фракций политических партий, депутатов, членов общественного совета при комитете и специалистов сферы.
В частности, законопроектом предлагается изменить время, в течение которого не допускается нарушение спокойствия и нормального отдыха граждан, с нынешних семи часов (с 23:00 до 06:00) до восьми часов (с 23:00 до 07:00), а в выходные и нерабочие праздничные дни, установленные законодательством, - с 22:00 до 09:00. В этот период усиливаются меры административной ответственности за нарушение спокойствия и нормального отдыха граждан.
Также законопроектом устанавливается, что строительные и ремонтные работы, уровень шума от которых превышает допустимые нормы, могут проводиться в многоквартирных домах только в рабочие дни с 09:00 до 18:00.
Предусматривается, что ущерб, причиненный вредным воздействием шума, будет возмещаться в судебном порядке. При этом выплата компенсации не освобождает нарушителей от выполнения мероприятий, направленных на предотвращение вредного воздействия шума. Кроме того, для работников, занятых на работах в условиях превышения допустимого уровня шума, заработная плата будет выплачиваться в повышенном размере в соответствии с трудовым законодательством.
После бурных обсуждений законопроект был возвращен ответственному комитету на доработку.
Разрабатывается правовая основа создания платных дорог
Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели проект закона «Об автомобильных дорогах».
Законопроектом вводится механизм «планирования автомобильных дорог», также предусматривается развитие дорожной инфраструктуры в соответствии с растущими потребностями населения и экономики.
Кроме того, при проектировании дорог устанавливаются строгие требования по учету общественного мнения и воздействия на окружающую среду, а также созданию безбарьерной среды для пешеходов.
Документом при строительстве сетей связи предусмотрено покрытие расходов на восстановление дорог до прежнего состояния. Регулируется движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. Устанавливаются требования к размещению объектов оказания услуг на специально отведенных и придорожных территориях.
Законопроектом разрабатывается правовая основа создания сети платных дорог. Так, предлагается разрешать строительство платных автомобильных дорог только при наличии альтернативного бесплатного проезда.
Наряду с этим, предусматривается, что размер оплаты за проезд по платной автомобильной дороге должен быть экономически оправдан
с учетом удовлетворения социально-эконмических потребностей пользователей автомобильными дорогами.
Отмечено, что при подготовке законопроекта ко второму чтению учтены предложения и мнения депутатов, в результате текст документа доработан и совершенствован.
По мнению депутатов, определенные нормы послужат сохранению существующей сети автомобильных дорог в течение длительного времени за счет улучшения качества дорог, созданию сети платных дорог, а также привлечению прямых иностранных инвестиций в отрасль.
Проект закона принят депутатами и направлен в Сенат.
Повысится прозрачность работы с обращениями
В ходе заседания также во втором чтении постатейно рассмотрен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование механизмов рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также на развитие системы усиленной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и их товарные знаки.
Отмечено, при подготовке законопроекта ко второму чтению, исходя из предложений депутатов, внесены изменения, направленные на предотвращение разного толкования, обеспечение четкого и единообразного применения норм закона.
В частности, определено, что форма предупредительной маркировки, указывающей наименование места происхождение товара, зарегистрированного в Республике Узбекистан, будет утверждаться Кабинетом Министров.
Кроме того, для обеспечения прозрачности процесса приема обращений физических и юридических лиц и создания дополнительных удобств разъясняется понятие «телефон доверия». Определено, что государственные органы и организации могут организовать call-центры для централизованного приема обращений.
Кроме того, на основе предложений депутатов снижен размер государственной пошлины за внесение изменений в программу, создаваемую для электронно-вычислительных машин, и свидетельство на базу данных.
Отмечено, что принятие законопроекта послужит обеспечению правовой определенности и стабильности в деятельности государственных органов и организаций, ускорению и повышению прозрачности процесса работы с обращениями, повышению уровня правовой защиты в сфере интеллектуальной собственности и укреплению доверия граждан к правовой защите.
Законопроект принят депутатами во втором чтении.
Эффективная защита жизни и здоровья граждан
После этого депутаты во втором чтении рассмотрели проект закона, направленный на создание безопасной среды и раннее предупреждение правонарушений, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.
Отмечено, незаконное ношение холодного оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, в общественных местах, а также повторное их ношение после привлечения к административной ответственности представляет собой серьезную угрозу общественной безопасности, спокойной жизни граждан и правопорядку.
Законопроектом определяются меры ответственности в отношении лиц, повторно совершающих подобные правонарушения.
Кроме того, закрепляется норма, запрещающая предоставление права на приобретение оружия лицам, совершившим преступления, связанные с семейным насилием, а также порядок временного изъятия органами внутренних дел имеющегося оружия у лиц, совершивших насилие в отношении детей.
Еще одно важное изменение, предлагаемое законопроектом, связано с порядком принудительного лечения лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, предусматривается, что лицо, однажды привлеченное к административной ответственности и страдающее наркологическим заболеванием, может быть направлено на лечение по решению суда.
Отмечено, что в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению ответственным комитетом проведена значимая работа, текст документа доработан с учетом предложений фракций политических партий и депутатов.
В частности, подчеркнуто об уточнении определения Министерством здравоохранения порядка создания и деятельности межрайонных специализированных медицинских комиссий для проведения наркологических экспертиз в отдаленных районах.
Отмечено, что нормы, предусмотренные законопроектом, послужат профилактике правонарушений, предупреждению преступлений, стабилизации криминогенной ситуации в махаллях и более эффективной защите жизни и здоровья граждан.
После бурных обсуждений законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.
Совершенствуется сфера государственных закупок
На заседании концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона, направленный на предупреждение правонарушений в сфере государственных закупок.
Законопроектом предлагается внести дополнения в статью 1758 Кодекса об административной ответственности, не обеспечивших проведение комплексной экспертизы по заключению прямых договоров по осуществлению государственных закупок, подлежащих обязательной комплексной экспертизе.
В ходе обсуждений депутаты отметили случаи нарушения действующего законодательства о государственных закупках, в частности, заключение прямых договоров государственными заказчиками без разработки закупочной документации, установления требований к поставщикам, проведения экспертизы документов и обеспечения конкурентной среды.
На заседании подробно рассмотрены вопросы предотвращения случаев не проведения комплексной экспертизы прямых договоров в сфере государственных закупок, а также регулирование вопросов административной ответственности в отношении должностных лиц, допустивших это.
Как отметили депутаты, нормы законопроекта значимы тем, что направлены на обеспечение прозрачности и законности при осуществлении государственных закупок.
После обсуждений законопроект был принят депутатами во втором чтении.
Усилится охрана окружающей среды
Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на усиление охраны окружающей среды, животного и растительного мира, а также на обеспечение рационального использования природных ресурсов.
В стране реализуются мероприятия по охране окружающей среды, животного и растительного мира, улучшению экологической ситуации, рациональному использованию природных ресурсов, предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека.
Законопроектом предусматриваются нормы, направленные на внесение в режиме реального времени данных автоматических станций мониторинга в единую геоинформационную базу данных, а также на повышение ответственности физических и юридических лиц в сфере охраны окружающей среды.
Кроме того, устанавливается ответственность за незаконное предоставление земель лесного фонда и строительство на них зданий и сооружений, самовольное бетонирование прилегающего к многоквартирному жилому дому земельного участка с грунтовым и зеленым покрытием, а также возведение на данном земельном участке сооружений и конструкций.
В ходе заседания депутаты, особо подчеркнув важность и необходимость законопроекта, подняли ряд вопросов и выступили с предложениями по отдельным его нормам. Инициаторы законопроекта дали подробные разъяснения по ним.
Принятие данного законопроекта послужит дальнейшему улучшению экологической ситуации, обеспечению чистоты атмосферного воздуха, предотвращению жестокого обращения с животными, а также созданию правовых гарантий рационального использования природных ресурсов.
По итогам обсуждения законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.
Какие меры принимаются для эффективного использования водных ресурсов?
На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, состоявшемся 9 сентября 2025 года, был направлен парламентский запрос министру водного хозяйства Ш. Хамраеву о ходе работ по эффективному использованию водных ресурсов, внедрению водосберегающих методов и технологий орошения, а также бетонированию магистральных и внутренних каналов.
На очередном пленарном заседании нижней палаты депутаты подробно рассмотрели ответ на парламентский запрос.
Согласно ответу, в целях расширения охвата водосберегающими технологиями в стране созданы механизмы выделения льготных кредитов и субсидий производителям сельскохозяйственной продукции для поддержки проектов по внедрению водосберегающих технологий.
В республике водосберегающие технологии внедрены на общей площади 2,6 млн гектаров. В 2025 году капельное орошение внедрено на 101 тыс га, дождевое - на 29 тыс га, дискретное - на 13,6 тыс га. Кроме того, на 444 тыс га проведена работа по лазерному выравниванию полей. В результате удалось сэкономить 2 млрд кубометров воды.
В 2025 году на поддержку сельхозтоваропроизводителей, внедривших технологию капельного и дискретного орошения на хлопковых полях, выделено 189,8 млрд сумов субсидий.
Особое внимание уделяется локализации производства оборудования для водосберегающего орошения. Сегодня в стране действуют 60 отечественных производителей, уровень локализации достиг 80%, а годовые производственные мощности составляют 250–300 тыс га.
Это позволяет снизить себестоимость комплектующих на 15-20 процентов за счет экономии на транспортных расходах из-за рубежа, обеспечить производство качественной импортозамещающей продукции, полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка и экспортировать продукцию в соседние страны.
Также в регионах проведена масштабная разъяснительная работа по внедрению водосберегающих технологий. Так, разъяснено, что согласно законодательству, для земель, на которых внедрены водосберегающие технологии, предоставляется 30-процентная льгота по налогу на воду, а также освобождение от налога на землю сроком на пять лет.
Как отмечалось, общая площадь орошаемых земель в республике составляет 4,3 млн гектаров. В среднем 90% имеющихся водных ресурсов используется в сельском хозяйстве, остальные 10% - в коммунально-бытовой, промышленной и других отраслях экономики. Кроме того, в стране насчитывается 173,5 тыс км оросительных сетей для орошения сельскохозяйственных культур.
Кроме того, с 2024 года активно организуется работа по бетонированию каналов с целью снижения потерь воды. В частности, в 2025 году за счет средств государственного бюджета в рамках 95 проектов забетонировано 518,7 км каналов, установлено 25,3 км лотков, построено и реконструировано 49,1 км закрытых оросительных сетей. Наряду с этим, кластерами и фермерскими хозяйствами забетонировано 18 тыс км внутренних оросительных сетей.
В ответе министерства также подробно предоставлены сведения о работе по снижению себестоимости водосберегающих технологий, повышению качества при локализации производства, расширению сервисных услуг, выделяемых субсидиях, эффективности работ по бетонированию каналов, а также мерах по стимулированию фермерских хозяйств к участию в этих работах.
Ответ на парламентский запрос принят к сведению.
Внедрение возобновляемых источников энергии: как организована работа на местах?
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса министру энергетики Ж. Мирзамахмудову «О мерах по расширению объемов работ по развитию возобновляемых источников энергии, в том числе по установке солнечных панелей».
Отмечено, что в последние годы в стране реализуются масштабные реформы по внедрению возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий, достигнуты значительные успехи в обеспечении экологической устойчивости и предотвращении изменения климата.
Указ Президента от 16 февраля 2023 года «О мерах по ускорению внедрения возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий в 2023 году» стал важной правовой основой для широкого применения возобновляемой энергии в социальной сфере, сфере жилищно-коммунальных услуг и в различных отраслях экономики.
В результате реализации данного документа в информационной системе «Яшил энергия» подтверждены сведения о солнечных панелях общей мощностью 1 748 МВт, установленных на 133 786 объектах по всей республике. В частности, на 20 416 объектах социальной сферы и государственных учреждений установлены солнечные панели мощностью 385 МВт, на 30 713 объектах субъектов предпринимательства – 948 МВт, на 2 155 многоквартирных домах - 27,5 МВт, а также на 80 502 домохозяйствах - 388 МВт.
Вместе с тем, проведенные изучения показали, что в этой сфере остаются вопросы требующие решения: на 2 139 объектах не установлены своевременно солнечные панели мощностью 29 МВт, а установленные на 281 объекте панели мощностью 6,1 МВт находятся в нерабочем состоянии.
Хотя сегодня по республике на семи предприятиях налажено производство солнечных панелей годовой мощностью 770 МВт, а также на 5 предприятиях в год производится более 200 000 солнечных водонагревательных коллекторов, до сих пор не налажено производство ветровых генераторов.
Кроме того, несмотря на быстрый рост спроса на солнечные панели, до настоящего времени не создан механизм переработки и утилизации панелей, срок службы которых истек или которые пришли в непригодное состояние.
Исходя из этого, на заседании принято решение направить министру энергетики парламентский запрос о предоставлении обоснованных разъяснений о проводимой работе по широкому внедрению возобновляемых источников энергии, организации производства оборудования для возобновляемых источников энергии в республике, а также предотвращению негативного воздействия на окружающую среду солнечных панелей вышедших из строя или пришедших в негодное состояние.
Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства направлен парламентский запрос
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ш. Хидоятову: «О проводимой работе по закреплению зеленых зон, детских и спортивных площадок на прилегающих территориях многоквартирных домов за управляющими сервисными компаниями, выявлению и устранению правонарушений в этой сфере».
Отмечено, что в последние годы в стране последовательно проводятся реформы, направленные на создание комфортных условий для жителей многоквартирных домов, а также на всестороннее и гармоничное воспитание подрастающего поколения.
За истекший период принято более 10 нормативно-правовых актов, направленных на организацию качественного коммунального обслуживания граждан, проживающих в многоквартирных домах, и реформирование сферы.
На видеоселекторном совещании под председательством Президента 16 июня текущего года, посвященном анализу эффективности проводимых реформ, состояния дел на местах и волнующих население вопросов, отмечено, что выполнение поручений по закреплению зеленых зон, детских и спортивных площадок за управляющими сервисными компаниями осуществляется неудовлетворительно.
Кроме того, в ходе контрольно-аналитического изучения исполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих отрасль, депутаты выявили ряд нерешенных вопросов. В частности, строительство на территории спортивных и детских площадок, а также на прилегающих к домам зеленых зон вызывает недовольство граждан.
По результатам изучений, проведенных в первом полугодии текущего года, выявлено 1 306 случаев незаконного строительства на прилегающих территориях многоквартирных домов: 274 - в Ташкентской области, 219 - в городе Ташкенте, 186 - в Ферганской области, 91 - в Республике Каракалпакстан, 89 - в Хорезмской, 65 - в Бухарской областях и почти 300 случаев в других регионах. Если 519 из них уже снесены, по остальным необходимо принять соответствующие меры.
Также выявлены случаи самовольного захвата мест общего пользования на территориях многоквартирных домов: 95 - в Андижанской области, 79 - в Ташкентской области, 54 - в городе Ташкент, 31 - в Бухарской области, всего по стране - 368 случаев.
Исходя из вышеотмеченного, принято решение направить министру строительства и и жилищно-коммунального хозяйства парламентский запрос о предоставлении обоснованных разъяснений о проводимой работе по содержанию и благоустройству зеленых зон, детских и спортивных площадок на прилегающих территориях многоквартирных домов управляющими сервисными компаниями, а также по предотвращению незаконного захвата прилегающих к ним территорий.







