Обсуждение проекта закона о Государственном бюджете в текущем году принципиально отличалось от предыдущих. В частности, депутаты принимали активное участие в заседаниях ответственного комитета, а также на обсуждениях во фракциях политических партий. Правительственные ведомства и министерства тоже подошли к обсуждению документа со всей ответственностью. На заседаниях депутатами задано более 100 вопросов, получены подробные ответы от профильных министерств и ведомств.
Отмечалось, структурные реформы по либерализации экономики, осуществление программ развития отраслей, сфер, малого бизнеса и регионов, реализации взаимосогласованных налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики позволяют смягчить негативные последствия внешних угроз для экономики страны.
На заседании внимание акцентировано на углубленный анализ доходов и расходов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, мероприятий, предусмотренных в проекте по местным бюджетам и Государственным целевым фондам, а также информации об их источниках финансирования.
При подготовке ответственным комитетом проекта закона ко второму чтению было изучено соответствие норм статей документа указам и постановлениям Президента и постановлениям Правительства. Также уточнены вопросы финансирования мероприятий, определенных в 2024 году в реализации целей и задач, предусмотренных Стратегией «Узбекистан - 2030».
Также отдельное внимание уделено заключениям Счетной палаты в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. С учетом мнений депутатов по данным заключениям, изучен вопрос отражения обоснованных предложений в Налоговом и Бюджетном кодексах.
С участием ответственных профильных министерств и ведомств сферы здравоохранения, образования, сельского хозяйства, культуры и других отраслей проведены обсуждения по предложениям депутатов по планированию бюджетных средств, повышению эффективности их использования и совершенствованию межбюджетных отношений. Также даны разъяснения по вопросам, поднятым каждым депутатом.
Особое внимание в обсуждениях депутаты уделили увеличению доходов бюджета. Депутатами отдельно отмечен тот факт, что многие предложения и рекомендации, направленные на максимальное сокращение теневой экономики, отмену с целью создания равных возможностей для предпринимателей неэффективных налоговых льгот, негативно влияющих на конкурентную среду, тем самым расширяя налоговую базу, эффективное и целевое использование бюджетных средств, выделяемых министерствам и ведомствам, обеспечивая их эффективность, были детально изучены и большая их часть нашла отражение в проекте.
В частности, предусмотрено установление дифференцированных тарифов на проезд для автотранспортных средств грузоподъемностью более 10 тонн. При этом предусмотрено взимание платы в размере от 5 до 10 раз суммы базовой расчетной величины в зависимости от грузоподъемности.
Предложение, внесенное депутатами в первом чтении по акцизному налогу, тщательно изучено с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с учетом влияния предлагаемого акциза на стоимость продукции и финансовые результаты деятельности субъектов предпринимательства предлагается установить акцизный налог в размере 2000 сумов за литр энергетических напитков.
Также, учитывая высокую потребность населения в медицинских услугах определено системе здравоохранения выделить дополнительно 25,8 миллиарда сумов. С учетом важности реформирования сферы физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни среди населения, как одного из важных направлений государственной политики, на реализацию программ по популяризации и развитию спорта дополнительно выделено 54 миллиарда сумов.
Отмечено, в целях создания соответствующих условий для пользования молодежью библиотекой в вечернее время планируется выделить дополнительные средства на расходы Фонда развития информационно-библиотечных учреждений при Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои - информационном ресурсном центре.
На заседании даны разъяснения на вопросы, поднятые депутатами по здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству, культуре и другим сферам. Также обсуждена проводимая работа по выделению субсидий, обеспечению открытости бюджета, совершенствованию системы финансового контроля и внутреннего аудита, внедрению медицинского страхования.
Депутаты поддержали, что во избежание превышения ограниченного размера дефицита консолидированного бюджета предлагаемым законопроектом определяется, что дополнительные расходы из Государственного бюджета и государственных целевых фондов Республики Узбекистан будут осуществляться только при наличии дополнительного источника доходов или за счет сокращения других расходов.
На заседании законопроект был принят депутатами и направлен в Сенат.