Депутаты рассмотрели проект Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год»

    Финансы 27 ноября 2024 641

    26 ноября 2024 года на очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год».

    На заседании выступил с докладом заместитель Премьер-министра - министр экономики и финансов Ж. Кучкаров.

    Отмечено, проектом закона о Государственном бюджете на 2025 год предусмотрены достаточные средства для выполнения всех социальных обязательств государства перед гражданами, в том числе своевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, а также их повышение на уровень не ниже инфляции.

    В проекте сохраняется социальная направленность расходов Государственного бюджета для организации системы образования, медицинской и социальной защиты, полностью соответствующей потребностям населения и международным стандартам. В частности, на сокращение бедности выделено 22 триллионов сумов. В проекте отражены меры, направленные на усиление адресности и обеспечение эффективности средств, выделяемых на социальную защиту.

    Законопроектом в 2025 году предусматривается сохранение без изменений основных налоговых ставок, расширение доходной базы за счет сокращения «теневой экономики», поэтапное приведение налогово-бюджетной политики в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

    Отмечено, реальные темпы роста ВВП в экономике Узбекистана в следующем году составят 6 процентов и 3 251 долларов на душу населения по сравнению с 2024 годом. Также в промышленности прогнозируется - 6,1 процента, в сельском хозяйстве - 4,1 процента, в сфере рыночных услуг - 14,5 процента, в строительстве - 14,2 процента. Ожидается, что уровень инфляции составит 7 процентов.

    Подчеркнуто, что в законопроекте основными направлениями налоговой и бюджетной политики являются развитие общества и дальнейшее повышение предпринимательской активности.

    Представители народа отметили, что определение прогноза доходов консолидированного бюджета в 2025 году на уровне 431,1 трлн сумов, прогноза расходов - 480,3 трлн сумов, дефицита консолидированного бюджета - 3 % к ВВП, ограниченного объема внешнего долга - 5,5 млрд долларов, послужит обеспечению финансовой стабильности в стране.

    Внимание депутатов акцентировано на определение в проекте мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование практики инициативного бюджетирования, исполнения бюджетных расходов в соответствии с программами развития в целях постепенного внедрения системы «Бюджет, ориентированный на результат».

    В частности, со следующего года будут определяться конкретные меры против обязательного голосования в ходе процессов инициативного бюджетирования. Кроме того, проект предусматривает ускорение реформ «зеленого» бюджета в среднесрочной перспективе.

    В ходе обсуждений депутаты дали ряд конкретных предложений по увеличению доходов бюджета, дальнейшему расширению налоговой базы, сокращению теневой экономической деятельности, повышению эффективности использования бюджетных средств.

    В частности, фракция УзЛиДеП, концептуально поддержав законопроект, отметила о влиянии отмены льгот по налогу на прибыль и налогу с оборота на доходы от реализации товаров (услуг) на экспорт на экспортный потенциал страны.

    Также депутаты предложили пересмотреть объем средств, выделяемых Общественному фонду поддержки детей, аргументируя это тем, что выделяемые средства недостаточны для выполнения основной задачи фонда по выявлению детей, находящихся в трудной ситуации и нуждающихся в социальной защите, оказания им адресной социальной и материальной помощи.

    Члены фракции Демократической партии «Миллий тикланиш» выступили с мнением об эффективности налоговых льгот и субсидий, выделяемых субъектам предпринимательства, работающим на основе государственно-частного партнерства, в какой степени они влияют на повышение конкурентоспособности в сфере образования и улучшение качества образования.

    Депутаты подчеркнули, что в целях повышения сферы кинематографии на новый уровень, создании серии фильмов, отражающих историю нашей национальной государственности на протяжении более трех тысяч лет, научное, культурное и духовное наследие наших великих предков необходимо увеличить средства на реализацию программы по созданию цикла фильмов «Живая история» и на поддержку деятельности художественных самодеятельных коллективов.

    Особое внимание члены фракции СДП «Адолат» уделили вопросу завершения работы по организации деятельности отдельного медицинского учреждения в каждом отдаленном, труднодоступном районе республики, независимо от численности населения, выделение вновь созданным перинатальным центрам штатных единиц в установленном порядке.

    Члены фракции НДПУ положительно оценивая увеличение с октября текущего года размер заработной платы работающих в бюджетных организациях медицинских работников, а также в дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных и внешкольных образовательных учреждениях и организациях, школах-интернатах, детских домах на 15 процентов, отметили, что из-за относительно низкой заработной платы в этих сферах квалифицированные кадры уходят в частный сектор

    Также депутаты отметили, что определение того, добавляется ли сахар или другие подслащивающие вещества при производстве того или иного вида газированных напитков, на практике это создает сложности в налоговом администрировании, а также в целях уклонения от уплаты налогов или оплаты меньшей суммы от установленного налога целесообразнее сохранить ставку текущего года (500 сумов за 1 литр) для обоих видов напитков, чем устанавливать такой дифференцированный акцизный налог.

    Членами фракции Экологической партии предложено пересмотреть сумму выделенных средств, учитывая важность запланированных мероприятий в следующем году по улучшению экологической ситуации в стране в рамках общенационального проекта «Яшил макон», предотвращению вредного воздействия ветров и пыльно-песчаных бурь на окружающую среду.

    После заслушивания мнений фракций политических партий проект закона о Государственном бюджете концептуально был принят в первом чтении.

    По вышеотмеченным вопросам заслушаны ответы профильных министерств. Подчеркнуто, что ответственному комитету необходимо рассмотреть поднятые вопросы в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению в.

    На основе мнений фракций политических партий, законопроект о Государственном бюджете концептуально принят в первом чтении.

    Ответственному комитету в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поручено доработать документ с учетом мнений и предложений.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates