В мероприятии приняли участие руководители ряда отраслевых управлений Государственного таможенного комитета.
Участники отметили, что в последние годы проводится большая работа по реформированию таможенных органов, повышению их эффективности и внедрению передовых, современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность службы. В частности, налажено проведение таможенного контроля через систему управления рисками на выборочной основе, в несколько раз сократилось время, затрачиваемое на таможенное оформление и выпуск товаров, внедрен институт уполномоченных экономических операторов, ведется работа по приведению приграничных таможенных постов в соответствие с мировыми стандартами, оснащению их современным контрольным оборудованием и инспекционно-досмотровыми комплексами и другие. Логическим продолжением начатых реформ можно считать Указ главы государства «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» от 5 июня 2020 года, в рамках которого утверждена Концепция по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020-2023 годах.
В концепцию включены подходы, основанные на рекомендациях Всемирной таможенной организации, а также на опыте передовых стран в реформировании таможенного администрирования. В ее рамках будут осуществлены следующие мероприятия:
- пересмотр нормативно-правовых актов с учетом рекомендаций и стандартов Всемирной таможенной организации (ВТамО), Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза;
- проведение работы по имплементации в национальное законодательство стандартов и рекомендаций Всемирной торговой организации, ВТамО, а также других международных организаций, требующих совершенствования таможенного администрирования и упрощения таможенных процедур;
- отмена чрезмерных административных барьеров и упрощение таможенных процедур;
- внедрение передовых методов таможенного администрирования;
- сокращение затрат участников ВЭД;
- совершенствование порядка предварительного декларирования товаров и транспортных средств;
- внедрение порядка досудебного урегулирования в таможенных органах споров в области таможенного дела, позволяющего минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и участниками ВЭД.
С учетом вышеизложенного разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан об утверждении Положения о порядке организации и проведения таможенного аудита. Данный проект в первую очередь нацелен на упрощение внешнеторговых процессов и ускорение проведения таможенного контроля в отношении товаров.
Как известно, сегодня грузовые таможенные декларации на таможенных постах внешнеэкономической деятельности оформляются с применением коридоров системы управления рисками («зеленый» коридор - 24,9 процента, «желтый» - 40,8, «красный» - 34,3). Внедрение таможенного аудита уменьшит финансовые затраты и время участников ВЭД.
Участники подчеркнули, что в настоящее время принимается ряд мер по приведению таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами и нормами. Пересматриваются нормативно-правовые акты с учетом рекомендаций и стандартов ВТамО, Всемирной торговой организации, а также основываясь на лучших практиках зарубежных стран. В частности, постановлением Президента «О присоединении к международному договору» от 24 апреля 2020-го Республика Узбекистан стала участником Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 года). В соответствии с требованиями этой конвенции временный ввоз товаров в нашу страну осуществляется в упрощенном порядке.
Кроме того, отмечено, что при вступлении Республики Узбекистан во Всемирную торговую организацию национальное законодательство должно соответствовать требованиям соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Ведь ВТО - это международный орган, отвечающий за регулирование международной торговли, обеспечивая беспрепятственный поток торговли через границы. Членство во Всемирной торговой организации помогает повысить конкурентоспособность, увеличить объемы торговли и тем самым обеспечить последовательное применение правил и процедур во всем мире.
Однако членство в этой организации подразумевает под собой соблюдение ряда условий и требований. В частности, выполнение обязательств Соглашения об упрощении процедур торговли Всемирной торговой организации. Одним из основных требований настоящего соглашения является организация применения таможенного контроля на основе аудита в этой стране.
В то же время согласно Стандарту 6.6 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) системы таможенного контроля должны включать в себя контроль на основе методов аудита.
Многие зарубежные страны, такие как США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея, а также Европейского союза, и Евразийского экономического союза, внедрили систему таможенного аудита в практику с 1990 года. На сегодня в них таможенный контроль после выпуска товаров составляет 90 процентов от общего объема таможенного контроля.
Что касается Узбекистана, то в целях реформирования системы таможенного дела и внешнеэкономической деятельности Всемирный банк совместно с международными экспертами разработал проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан об утверждении Положения о порядке организации и проведения таможенного аудита, предварительный образец которого 29 августа текущего года размещен на портале обсуждения проектов нормативно-правовых документов Республики Узбекистан для обсуждения. Цель - изучение общественного мнения и предложений участников внешнеэкономической деятельности.
Крайний срок обсуждения проекта истек 13 сентября, и по нему дан ряд положительных отзывов. Важно отметить, что проект будет окончательно доработан с учетом предложений профильных министерств и ведомств, а также общественного мнения. Основной целью является принятие проекта постановления, отвечающего международным требованиям, поддерживающего субъектов предпринимательства и отвечающего национальным интересам.