Для молодежи Нового Узбекистана открыты все двери

    Современный Узбекистан, находясь на пути инновационного развития, совершенствует подходы к подготовке кадров для рынка труда. Ведь соответствие требованиям наукоемкой экономики является приоритетным фактором.

    Так, развитие сферы профессионального образования в стране - одно из важных направлений государственной политики за последние годы. В результате выросли показатели охвата молодежи Узбекистана высшим образованием, что стало возможным благодаря открытию новых вузов и переходу на кредитно-­модульную систему действующих образовательных учреждений. Присутствие частного сектора в сфере также выросло. В республике успешно функционируют сеть негосударственных вузов и филиалы зарубежных университетов, а в рамках сотрудничества с зарубежными партнерами на регулярной основе запускаются совместные образовательные программы.

    В вузах страны дан старт новому учебному году. По итогам приема в бакалавриат рекомендованы свыше 180 тысяч студентов. По данным Министерства высшего образования, науки и инноваций РУз, в стране действуют 211 вузов, из которых 112 - государственные, 30 - иностранные и 69 негосударственные. Охват молодежи высшим образованием составляет на сегодня 43 процента. В 2024/2025 учебном году в государственных высших учебных заведениях республики планируется обучение более 1 млн 167 тысяч студентов. В первом полугодии будут работать 39 476 профессоров-преподавателей, в том числе 17 389 профессоров и преподавателей с учеными степенями (3357 докторов наук (DSc), 14 032 кандидата наук (PhD)).

    В этом году также произошло множество изменений, обновлены подходы к организации учебного процесса. Новшества коснулись и порядка приема студентов в вузы. В частности, с 2024/2025 учебного года экзамены по приему в государственные высшие и профессиональные образовательные учреждения проводились одновременно по принципу «в начале тест, затем выбор». Так, абитуриенты по собственному выбору и исходя из набранных в результате тестовых испытаний баллов участвовали в конкурсе на поступление на учебу сначала на направления образования бакалавриата, а затем в профессиональные образовательные учреждения.

    Процесс приема в бакалавриат проходил в два этапа. С 5 по 25 июня юноши и девушки проходили регистрацию для сдачи тестовых испытаний, выбирали блок предметов, язык обучения и регион сдачи экзамена. А также, если в составе вступительных экзаменов есть профессиональный (творческий) экзамен, выбирали соответствующий государственный вуз. На втором этапе абитуриенты после полного завершения тестовых испытаний в течение 15 дней выбирали высшее образовательное учреждение, направление образования бакалавриата и форму образования.

    Наши вузы имеют возможность привлекать к деятельности отечественных и зарубежных профессоров-преподавателей и специалистов, способных применять современные педагогические технологии в образовательном процессе, проводить научные изыскания.

    Наряду с этим за счет собственных средств высшие образовательные учреждения выделяют стипендии и гранты для студентов, осуществляют прямую закупку учебной и научной литературы и учебных пособий из зарубежных стран, в том числе у производителей, имеющих авторские права. А для повышения качества получаемых студентами знаний обеспечен доступ государственных вузов к международным базам научно-технических данных. Произведен полный перевод в элект­ронную форму учебной литературы, имеющейся в фондах библиотек всех государственных высших образовательных учреждений, и запуск единой платформы «Электронная библиотека».

    Президент Шавкат Мирзиёев поставил важные цели по коренному реформированию системы подготовки кадров. Главой государства четко обозначены четыре направления развития высшего образования:

    • повышение роли управляющих советов и расширение полномочий кафедр высших образовательных учреждений;
    • приведение процесса обучения в соответствие с требованиями рынка, увязка его с производством и создание среды, в которой студенты могут работать над собой;
    • повышение научного потенциала вузов, развитие науки и инноваций;
    • сокращение бюрократии и коррупции за счет цифровизации сферы.

    Для эффективного выполнения этих задач высшие учебные заведения наделены полномочиями принимать самостоятельные решения по академическому и организационному управлению. Соответствующие цели и задачи закреплены и в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В программном документе обозначены меры по пересмотру требований к современным технологиям и цифровизации, налаживанию деятельности бесплатных кружков, обеспеченных необходимым оборудованием, в целях приобщения молодежи к миру искусства, овладения ею знаниями и навыками в сфере компьютерных и IТ-технологий.

    Сегодня в вузах страны свыше 300 направлений бакалавриата и 600 - магистратуры. Тем не менее некоторые не соответствуют международным стандартам и требованиям современного рынка труда, что создает сложности в формировании полноценной квалификации у выпускников и их трудоустройстве. Так, минимальный проходной балл для поступления был установлен на уровне 94,5 балла по направлениям здравоохранения, права, бизнеса и управления и 75,6 балла - по остальным направлениям. Государственный грант же выделяется студентам, набравшим наивысшие баллы по результатам зачисления на первый курс, а начиная со второго - по рейтинговым показателям в виде образовательного гранта и социально-поощрительного гранта.

    Вместе с тем социально-поощрительный грант присуждается студентам, зачисленным на основе целевого приема и льготы на весь период обучения. С этого учебного года также отменяется обязательство отработки в течение трех лет после окончания обучения на основе образовательного гранта.

    - В последние годы под руководством Президента страны проводится комплексная работа по совершенствованию системы высшего образования, и результаты этих усилий дают свои результаты, - отметил министр высшего образования, науки и инноваций Респуб­лики Узбекистан Конгратбай Шарипов. - В частности, в целях дальнейшего усиления критериев прозрачности и справедливости процесса приема в этом учебном году вступили в силу новые реформы. Введен новый порядок приема, утверждены специальности бакалавриата и магистратуры. Это облегчает студентам выбор образования, а также трудоустройство специалиста в будущем. Чтобы наши студенты могли учиться по передовым мировым образовательным стандартам, быть в курсе последних научных достижений, на узбекский язык переведено много учебной литературы. В частности, особое внимание уделяется переводу зарубежных изданий, связанных с направлениями в области техники, энергетики, информационных технологий и искусственного интеллекта.

    Обеспечение жильем студентов также является важным. И в этом году для создания удобства для них введен онлайн-сервис подачи заявления на размещение в общежитиях государственных высших учебных заведений. В частности, сегодня по всей республике реализуются проекты по строительству 68 студенческих общежитий на 35 820 мест. К началу 2024/2025 учебного года в вузах сдано в эксплуатацию 11,3 тысячи общежитий. К 2026-му планируется повысить уровень охвата студентов жильем.

    Также в соответствии с регламентом отдельные категории студентов принимаются в общежитие на приоритетной основе. Это в первую очередь воспитанники домов «Мехрибонлик», дети-сироты и студенты, лишенные родительской опеки; дети из семей, включенных в «Единый реестр социальной защиты», а также в «железную», «женскую» и «молодежную» тетради; студенты с I и II группами инвалидности; дети из одной семьи, обучающиеся по очной форме на основании двух и более договоров; победители международных и республиканских предметных олимпиад, проводимых Министерством высшего образования, науки и инноваций РУз. В отдельные категории также войдут студенты, победившие на республиканском этапе конкурсов «Студент года» и «Студенческие теат­ральные студии», интеллектуальной игры «Заковат».

    Для эффективного выполнения всех поставленных задач ведется колоссальная практическая работа, предполагающая развитие человеческого капитала, построение сильной системы подготовки кадров, которые в свою очередь обеспечивают рост национальной экономики и повышение уровня благосостояния граждан. Этот путь требует высокой ответственности. И приоритетная задача на сегодня - внести вклад в создание фундамента для третьего Ренессанса через качественное высшее образование и достижение общей цели.

    Евгения Юн.

    «Правда Востока».

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates