Дошкольное образование - важная составляющая непрерывного образования. Оно направлено на формирование здорового и самостоятельно мыслящего ребенка, реализацию его способностей и постоянное стремление к новым знаниям.

В целях эффективной организации системы МДО в короткие сроки принято 76 нормативно-правовых актов.

В стране проводится широкомасштабная работа по охвату детей в возрасте от трех до семи лет дошкольным образованием: в 2017 году - 27,7 процента, в 2018-м - 37,7, в 2019-м - 52,3, в 2020-м - 60,9, по состоянию на июнь 2021-го - 62,4 процента. Цифры растут из года в год.

В соответствии с постановлением Президента «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбеки­стан до 2030 года» от 8 мая 2019 года к 2030-му планируется охватить дошкольным образованием 80,8 процента детей. В связи с этим уместно сказать, что если в 2017 году в стране насчитывалось 5211 ДОО, то сегодня их число составляет 18 254. В 2021-м охват детей в возрасте от трех до семи лет дошкольным образованием должен достичь 65 процентов. Также согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию» от 9 марта 2020 года в 2025-м, планируется охватить шестилетних детей дошкольными группами обязательной подготовки на 100 процентов.

Стоит отметить, что исходя из постановления Кабинета Министров «О мерах по поэтапному переходу на обязательную годичную подготовку детей к начальному образованию» от 8 декабря 2018 года Минис­терство дошкольного образования Республики Узбекистан успешно осуществило первоначальный проект. В частности, 11 103 ребенка из 494 групп, созданных в Республике Каракалпакстан, Ферганской области (в Фергане и Кувасае, Фуркатском районе) и городе Ташкенте, прошли обязательную годичную подготовку, что является положительным результатом таких усилий.

Сегодня министерство решает важные задачи по разработке и реализации единой государственной политики в области дошкольного образования, по применению инновационных педагогических технологий в образовательном процессе, укреплению материально-технической базы, расширению сети ДОО, обеспечению их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышению квалификации педагогических работников. МДО также обеспечивает гибкость в предоставлении услуг в сфере, внедряет альтернативные формы дошкольного образования в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.

Следует отметить и то, что в рамках государственно-частного партнерства внедрена альтернативная модель в форме семейных детских садов. По всей стране в ДОО внедряется крат­косрочная форма обучения: то есть создаются группы, рассчитанные на неполный день.

Министерство дошкольного образования активно развивает двустороннее сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями. Это создает благоприятную возможность освоить опыт зарубежных стран, охватить наших детей образовательным процессом, соответствующим мировым стандартам. При этом воспитать их физически и духовно зрелыми личностями.

С 2017 года с зарубежными партнерами подписано свыше 60 меморандумов о взаимопонимании и рамочных соглашений, направленных на развитие системы дошкольного образования в Узбекистане. Кроме того, МДО наладило тесное сотрудничество в этой области с Республикой Корея, Китаем, Россией, Японией, Сингапуром, Турцией, Польшей и другими странами. Работает также с международными организациями и финансовыми институтами, такими как ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, KOICA, JICA, TIKA, ОБСЕ, Группа Всемирного банка, Саудовский фонд развития, Россотрудничество. В связи с этим стоит отметить, что реализован ряд крупных совместных проектов по внедрению инновационных методов, созданию равных возможностей для детей с особыми потребностями, повышению качества образовательного процесса и подготовке высококвалифицированных специалистов.

 На сегодня разработан план внедрения альтернативных форм дошкольного образования, согласно которому в 2020 году было намечено апробировать их совместно с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). В перспективный план включено тестирование игровых команд детских групп в Касансайском, Туракурганском, Чустском и Нарынском районах Наманганской области, а также в Багатском и Кошкупырском районах Хорезмской области.

Кроме того, программой предус­мотрен ряд тренингов по работе с разными возрастными группами. В рамках проекта «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста», который реализуется с 2020 года совместно со Всемирным банком, предусмотрено опробовать альтернативные формы дошкольного образования: посещение на дому (с упором на детей в возрасте от трех до семи лет, проживающих в отдаленных районах страны), центры раннего развития (для детей, нуждающихся в специальном образовании).

Согласно соответствующему постановлению Кабинета Министров во всех регионах республики осуществ­ляется деятельность мобильных ДОО «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве предварительного проекта при поддержке АК «Узавтосаноат» организовано 16 автобусов. Кроме того, построены 44 детские площадки (оснащенные необходимым оборудованием) с наличием дидактических материалов в целях обеспечения безопасности и создания условий для игры с воспитанниками в мобильных группах.

Стартовавший в свое время пилотный проект охватил 1556 детей, которые ранее не посещали ДОО в связи с тем, что проживают в труднодоступной отдаленной местности. Такие альтернативные формы создают основу для повышения качества и привлекательности услуг дошкольного образования, предоставляемых населению.

По проекту мобильных детских садов «Аклвой» возможно проведение занятий в несколько смен стоимостью около 7,7 млн сумов для организации одного места для каждого ребенка. Один автобус может курсировать по трем махаллям. Стоимость строительства и оборудования типовой государственной дошкольной организации - 44 млн сумов на одного ребенка. То есть мобильные детские сады «Аклвой» также экономичны с точки зрения расходов.

Разработано предложение по продолжению внедрения мобильных ДОО на базе переоборудованных автобусов ISUZU в отдаленных районах респуб­лики. В частности, в 2021 году там введено в эксплуатацию 49 автобусов ISUZU и построено 98 детских пло­щадок.

Великий мыслитель Абдулла Авлони сравнивал ребенка с водой в емкости. В зависимости от цвета и размера сосуда вода приобретает такой же размер и оттенок. Этот факт до сих пор не утратил своей сути. Ведь благодаря вниманию к детям закладывается прочный фундамент их будущего. А мы, взрослые, станем крыльями для множества прекрасных мечтаний в сердцах маленьких граждан респуб­лики. Поэтому наша главная задача - еще больше расширить охват детей дошколным образованием, дать им качественные знания.

Баходиржон Онорбоев.
Первый заместитель министра дошкольного образования
Республики Узбекистан.