Дороги, которые будут служить десятки лет

    Дорожное строительство является приоритетом в развитии инфраструктуры Навоийского региона, учитывая, что общая протяженность автомобильных путей составляет 9444,9 километра. Из них 4006 км - общего пользования, включая международного, государственного и местного значения, 5438,9 километра - внутренние дороги. Нельзя не признать: в последние годы активно ремонтируются старые трассы, строятся новые. И это дело - социально значимое.

    Фото Сергея Никоненко.

    Нынешний год, как и предыдущий, отметился в отрасли открытием значимых объектов и стартом реализации новых проектов, в том числе инвестиционных.

    Власти региона продолжают масштабные работы по ремонту дорожного покрытия и связывают с этим в перспективе развитие регионов (имея в виду в первую очередь туризм), через которые они будут проходить. И будь это дорога длиной всего в километр, она должна строиться качественно, чтобы прослужить десятки лет. Как отмечает руководитель страны, на сферу выделяются немалые средства. Поэтому на первом месте должен стоять не объем работ, а их качество.

    Измененные подходы к строительству и ремонту автомобильных дорог учтены при разработке основных параметров ввода объектов транспортной инфраструктуры в 2020-2022 годах, утвержденных постановлением главы государства «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2020-2022 годах» от 10 января текущего года. Концепция дорожного строительства в числе других обозначена в формате реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также дальнейшей модернизации социальной, инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах, повышения уровня и качества жизни населения. Таким образом, можно говорить о наметившемся прорыве в ремонте и строительстве, приведении в нормативное состояние наряду с магистральными трассами внутренних дорог, связывающих регионы, кишлаки и аулы. Последние особенно в приоритете, учитывая, что в прежние годы внимание уделялось в основном цент­ральным магистральным дорогам.

    - В 2020-2022 годах запланированы работы по реконструкции на семи объектах, - сообщил заместитель начальника главного территориального управления автомобильных дорог Навоийской области Алишер Халимов. - В текущем году на их реализацию будет направлено 29 миллиардов сумов. Все заявленные объекты, по которым в настоящее время завершены тендеры, считаются новым строительством, подписаны соответствующие подрядные договоры. Сдача шести из них, а это исключительно дороги государственного значения, ожидается в 2022 году. За прошедший период с начала этого года объем выполненных строительно-монтажных работ превысил 15 миллиардов сумов.

    В частности, Навоийское унитарное предприятие по эксплуатации автомобильных дорог реализует три крупных проекта в дорожном строительстве с учетом современных требований. На объектах автодороги «Кизилкумхалка» («Кызылкумское кольцо»), проходящей по территории Навбахорского района, - десятикилометровый участок «Автомобильная дорога A379» и прилегающая к ней восьмикилометровая трасса «Автомобильная дорога Бешработ - Навои - Нурота», а также реконструкция на 127-133 км отрезке автомобильной дороги государственного значения - 4Р48 (Зарафшанский тракт), проходящий через Хатырчинский район. Раньше ширина этих магистралей составляла шесть-девять метров. У новых дорог только сплошное асфальтовое полотно занимает 19,1 метра, а вместе с водоотводными лотками и пешеходными тротуарами - 25 метров. Кроме того, между дорогами будут установлены ночные фонари, работающие на солнечных батареях.

    Еще один аспект, на который обращают внимание специалисты сферы: постепенный перевод отечественных автомобильных дорог на 13-тонную осевую нагрузку. Раньше на наших трассах не было столь огромного трафика большегрузного автотранспорта, как сейчас. Соответственно, нагрузка на одну ось составляла 9-10 тонн. Ситуация перестала отвечать действительности.

    Чтобы эксплуатировать дороги длительное время без ремонта, заодно не потерять имеющиеся, а также создать транзитные коридоры для международных автоперевозчиков, на строящихся трассах стали вводить новые стандарты, несмотря на высокую затратность. Хотя, с другой стороны, утверждают эксперты, подобные вложения стимулируют смежные производства, такие как выпуск щебня, железобетонных изделий.

    - Также унитарным предприятием по использованию автомобильных дорог Хатырчинского района за счет реконструкции участка автомобильной дороги государственного значения 4Р56 (Октош - Янги­рабод - Лангар - Чуя) начато расширение моста, расположенного на территории объекта, - продолжает А. Халимов. - Навоийское унитарное предприятие по эксплуатации мостов реконструирует участки автомобильных дорог 4Р55 (Метан - Кушрабод - Нурота) и 4Р63 в направлении Когон - Кызылтепа - Тошрабод - Янгикургон. В этом году ожидаем завершить реконструкцию трассы местного значения Навои - Нарпай - Чордара - Жалойир - Абрабон.

    Как сообщили в профильном ведомстве, в текущем году в рамках инвестиционной, антикризисной и программы по ликвидации последствий стихийных бедствий будет реконструировано более 137 километров автомобильных дорог общего пользования и внутрихозяйственных, а также один мост. Сформирован адресный список центральных улиц районов, районных поселков, кишлаков и уличных дорог городов, находящихся на балансе местных хокимиятов. И за счет средств, предусмотренных параметрами местного бюджета до конца года, будет отремонтировано внутренних дорог общей протяженностью 58,2 километра. На многих до сих пор нет никакого покрытия, и по ним невозможно ездить.

    Подрядные организации осуществляют текущий ремонт, с каждым днем наращивая темпы. Кроме того, профильные предприятия сферы задействованы на ремонте 250 километров дорог общего пользования для обеспечения круглосуточного безопасного движения автотранспортных средств, на 500 километрах разлинованы дорожные горизонтальные линии, установлено более 1700 новых светоотражающих знаков.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».
    Навоийская область.