Автомобильный трафик в нашей стране за последние годы вырос в несколько раз. Соответственно, состояние дорожного полотна стало ухудшаться в связи с увеличившимися нагрузками. А отсутствие долгосрочной стратегии привлечения инвестиций в дорожную отрасль возлагало основное финансовое бремя расходов на Государственный бюджет.
Хотя некоторые отечественные дороги до сих пор далеки от совершенства, ситуация постепенно меняется. В частности, в последние четыре года строительство дорог активизировалось, когда по инициативе главы государства строить и ремонтировать магистрали в нашей стране стали по новым стандартам с учетом передового мирового опыта и с привлечением крупнейших европейских компаний. Начала создаваться собственная автодорожная промышленность - производство материалов и техники для строительства автобанов, стали внедряться общепризнанные мировые стандарты и лучшие практики в области проектирования и строительства автомобильных дорог. Реализации новых приоритетов способствовало постановление Президента «О мерах по внедрению передовых зарубежных методов организации работ в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог» от 27 ноября 2018 года, а долгосрочной стратегии привлечения инвестиций в дорожную отрасль - Указ главы государства «О мерах по глубокому реформированию системы дорожного хозяйства Республики Узбекистан» от 9 декабря 2019 года. Таким образом, отрасль получила существенные ресурсы на собственное восстановление.
Как показывает опыт многих развитых стран, строительство дорог само по себе - одно из самых эффективных вложений, способное результативно «тянуть» экономику региона на платформе привлечения инвестиций, организации новых предприятий и рабочих мест по обслуживанию, а также прекрасная перспектива для развития частного предпринимательства в сфере автозаправки, ремонтного обслуживания, общественного питания, мест размещения.
Территориальное управление по автомобильным дорогам Навоийской области при поддержке регионального отделения Союза журналистов Узбекистана инициировало пресс-тур, чтобы рассказать и показать на примере отдельного региона области реализацию конкретных мероприятий, связанных с системой управления автомобильными дорогами общего пользования, повышением эффективности использования средств, направляемых на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог, а также с нынешним состоянием автомобильных дорог общего пользования.
По данным, протяженность автомобильных дорог в Навоийской области составляет 9474 км, из которых 4017 км - дороги общего пользования, 5457 км - внутрихозяйственные. 32 процента имеющихся дорог, а это 3064 км, нуждаются в ремонте, включая 803 км дорог общего пользования и 2261 км - внутренние дороги (1388 км - с асфальтобетонным покрытием и 1676 км - грунтовые). Также реконструкции подлежат 49 процентов мостовых сооружений в области.
В рамках реализации государственных программ в течение 2022 года в Навоийской области будут построены, реконструированы и отремонтированы автомобильные дороги общей протяженностью 1112 км.
Как сообщил в ходе пресс-конференции начальник территориального управления по автомобильным дорогам Навоийской области Эркин Камолов, за счет средств республиканского бюджета в размере 171,1 млрд сумов за прошедший с начала текущего года период выполнены работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог протяженностью 192 км, по программе полной реконструкции ведется строительство и монтаж на трех автомобильных дорогах общего пользования стоимостью 9,7 млрд сумов, по программе предупреждения чрезвычайных ситуаций осуществлены строительство и монтажные работы на шести объектах общей стоимостью 18,3 млрд сумов. В настоящий момент отремонтировали три моста и 12 км автомобильных дорог в Хатырчинском районе. Завершены реконструкция и ремонт дорог на центральных улицах городов и внутрихозяйственных общей протяженностью 206,8 км, на 580 км автомагистралях обозначены дорожные линии, построили пешеходные дорожки протяженностью 24,6 км, установлено 2572 интенсивных светоотражающих дорожных знаков и 560 ночных придорожных фонарей, реконструированы и капитально отремонтированы четыре моста и один дорожный переход.
В национальном плане по развитию автодорог предусмотрена модернизация автомагистралей, в том числе в городах и сельской местности. Ведь именно автодороги местного значения формируют в конечном итоге облик страны в глазах рядовых граждан и иностранных гостей.
7 апреля текущего года на видеоселекторном совещании по вопросам улучшения внутренних дорог, озеления в рамках общенационального проекта «Яшил макон», упрощения оказания государственных услуг Президент уделил отдельное внимание обращениям от населения, поступающим через портал «Инициативный бюджет». Подчеркивалось, почти 25 процентов всех обращений связано с предложениями по улучшению качества внутренних дорог. Как вариант, глава государства инициировал распространение на всю страну успешно реализованного в Андижанской области эксперимента по улучшению качества дорог. Тамошние предприятия - производители цемента - организовали кластер, который покрыл цементобетонной смесью 23 километра дорог в 31 махалле. Использование цемента вместо асфальта сэкономило 600 млн сумов при строительстве и 350 тысяч долларов - на импорте битума. Кластер обязался содержать построенные им дороги в течение десяти лет.
Стоит отметить, популярность цементобетонных дорог сегодня во всем мире растет. Многие страны активно развивают строительство дорог именно с жестким покрытием. Учитывая, что климат в нашей стране идеален для использования бетонных магистралей, сегодня запущены проекты по строительству и ремонту внутренних дорог с цементобетонным покрытием кластерным методом с привлечением производителей цемента или бетона.
Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению сети автомобильных дорог с цементобетонным покрытием» от 18 мая 2022 года предусмотрены параметры строительства внутренних дорог с цементобетонным покрытием в областях в текущем году.
Для реализации поставленных задач навоийские дорожные строители задействуют все имеющиеся ресурсы. Асфальтобетонный завод унитарного предприятия по эксплуатации автомобильных дорог Навбахорского района - одно из восьми подобных производств в структуре территориального управления по автомобильным дорогам Навоийской области, где освоено производство холодного и горячего асфальта. Производительность завода, мощности которого запущены в 2018 году, - 100 тонн в час. Этим объемом можно уложить два километра автомобильных дорог и пользоваться дорожным покрытием не менее десяти лет, а при качественной эксплуатации - все двадцать лет. На заводские элеваторы поступает отечественное сырье: песок и щебень из собственных карьеров, а также битум, часть которого приобретается за рубежом. Готовая продукция отгружается дорожным строителям Навбахорского, Канимехского и Нуратинского районов.
- Адресный перечень по строительству внутренних дорог с цементобетонным покрытием кластерным методом формировался на основании предложений руководителей секторов с учетом мнения и требований общественности на местах и утвержден Кенгашем народных депутатов области, - комментирует начальник территориального управления по автомобильным дорогам Навоийской области Эркин Камолов. - Заказчиком строительства является ИК ГУП «Служба единого заказчика» при хокимияте области, кластерным предприятием - АО «Кизилкумцемент». Согласно постановлению Президента общая протяженность таких дорог в Навоийской области в 2022 году составит 130 км. На эти цели аккумулированы бюджетные, средства международных финансовых институтов, а также за счет оптимизации действующих программ.
Так, по программам «Обод кишлок» и «Обод махалла» ведется текущий ремонт 186 км внутрихозяйственных дорог, из которых 41,7 км будут покрыты асфальтом, 32 км - цементобетонным кластерным методом и 112,3 км - гравием. Суммарные затраты составят 58,6 млрд сумов. В последующие годы мероприятия по расширению сети автомобильных дорог с цементобетонным покрытием кластерным методом затронут также самые отдаленные территории Навоийской области - Тамдынский и Учкудукский районы, после строительства здесь асфальтобетонных заводов.
Из заложенных в программу параметров в Навбахорском районе будут уложено кластерным методом 10 км, Хатырчинском районе - 13 км, Карманинском районе - 9,9 км внутрихозяйственных дорог, которые не ремонтировались десятки лет. Если в прежние годы навоийские дорожные строители в год реконструировали 30-40 км автомобильных дорог, то в 2017-м этот показатель составил 120 км, 2018-м - 470 км, 2019-м - 534 км, 2021-м - 780 км, в нынешнем году - более 902 км с учетом ремонта методом хашара.
О том, как идет ремонт сельских дорог с применением эффективного укладчика со скользящей формой, участники медиамероприятия ознакомились, посетив махалли «Бургут» и «Арабхона» Навбахорского района. Как отмечали представители сферы, минимальные затраты на постоянные ремонты и содержание позволяют эффективно эксплуатировать эти дороги, а асфальтобетон, в котором используется высокомарочный цемент марки минимум 500, не меняет своих прочностных характеристик в жаркое время года. По информации начальника унитарного предприятия по эксплуатации автомобильных дорог Навбахорского района Навоийской области Дилшода Пирназарова, в соответствии с предложениями, выдвинутыми гражданами и набравшими наибольшее количество голосов в процессах инициативного бюджетирования, в нынешнем году в Навбахорском районе асфальтированы и уложены гравием 3,5 км дорог в пяти махаллях, в том числе по проекту «Менинг йулим».
К слову, в первом полугодии 2022-го за счет почти двух млрд сумов местного бюджета выделено 194,5 тысячи литров дизельного топлива и с эффективным использованием специальной техники дорожных предприятий методом хашара уложено гравием свыше 230 км грунтовых дорог на внутренних улицах районов и городов области. Дорожные строители региона также задействованы на ремонте внутренних дорог протяженностью 20 км в семи махаллях и аульных сходах граждан Чимбайского района Республики Каракалпакстан. Также до конца нынешней осени будут сданы в эксплуатацию дополнительно 350 км внутренних дорог, преимущественно в сельских территориях, которые покроют гравием.
Благоустройство придорожных полос определено приоритетным направлением в деятельности дорожных строителей. В соответствии с постановлением главы государства «О мерах по совершенствованию системы озеленения и архитектурно-ландшафтного конструирования автомобильных дорог» от 11 сентября 2017 года в регионах республики организованы специализированные питомники декоративных растений по выращиванию саженцев. Представители СМИ посетили специализированный питомник территориального подразделения УП «Навоийулкукалам», где на орошаемой земле в махалле «Коражон» Навбахорского района площадью 2,2 га выращиваются высококачественные декоративные породы древесно-кустарниковых растений для посадки вдоль автомобильных дорог. Как сообщил заместитель директора УП «Навоийулкукалам» Толиб Бобоев, это пятнадцать разновидностей 50 тысяч саженцев декоративных деревьев, адаптированных к местным климатическим условиям. Нынешней весной высадили 26 тысяч, осенью - 25 600 декоративных растений, рекомендованных Академией наук Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству. Наряду с традиционными видами кустарников и хвойных деревьев, это разновидности высоких деревьев, обеспечивающие эффективную защиту прилегающих к автомобильным дорогам территорий от транспортных загрязнений и выбросов.
Дилфуза Гулямова.
«Правда Востока».
Фото Сергея Никоненко.