По мнению автора, в Конституции должны быть заложены идеи доступности и подготовки детей в дошкольные образовательные организации. Ведь именно в детском саду ребенок познает окружающий мир, приобщается к другим детям.
Дети - наше будущее! Поэтому любая страна заботится об их развитии. Ведь сегодняшние дети завтра станут взрослыми. И от того, какими личностями они будут, зависит наше общество. А общество - это ядро народа. В конце концов, народ является источником власти. Поэтому вопрос образования детей является насущным.
Детские сады в Узбекистане, как и во многих странах, являются первым местом, откуда ребенок начинает получать знания. Учиться читать, писать и знакомиться с окружающим миром начинается именно в детском саду.
Детский сад выделяется как первая ступень в большом образовательном кругу. Поэтому не зря в последние годы можно увидеть все больше усилий государства именно в этом направлении. В конце 2019 года был принят отдельный Закон Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании». Само название Закона свидетельствует о том, что детский сад - это не только место для обучения, но и воспитание детей. Чтобы работа в этой сфере была организованной и эффективной, было создано Министерство дошкольного образования.
Были законодательно закреплены гарантии здорового питания. Государство следит за качеством питания. На уровне Правительства страны был введен метод аутсорсинга для улучшения качества питания, определены нормы питания и механизм отбора кандидатов.
Ключевое достижение - это расширение охвата детскими садами. По данным статистики, если в 2016 году в республике насчитывалось 5211 детских дошкольных организаций, то в настоящее время их количество к концу 2021 года достигло 19 316, то есть увеличилось практически в четыре раза. Охват дошкольным образованием составил 62 процента, а среди детей в возрасте 6 лет - 77 процентов.
Однако возникает вопрос - везде ли хватает детских садов? Конечно, есть проблема в отдаленных районах. Отсутствие детсадов заставляет родителей отдавать детей в другие дошкольные образовательные организации, расположенные в других местах, или вообще не отдавать их в ДОО. Поэтому принимаются меры по созданию детсадов в районах с низким уровнем охвата. Так, до конца текущего года планируется создание 2150 детских дошкольных заведений. В них можно будет охватить более 68 тысяч детей.
Одним из спорных вопросов для населения являются вопросы частных садов. Некоторые смотрят на частные детсады как бизнес-проект, а некоторые предпочитают отдавать детей именно в эти ДОО. Сегодня мы замечаем доверие государства к частному сектору в этом вопросе. Для удобства родителям законодательство позволило частным детсадам принимать детей с раннего возраста (от 1 года до 3 лет). Сейчас обсуждается вопрос выделения субсидий для финансирования обучения детей в частных детсадах. То есть можно сказать, что государство не возлагает свою ответственность на частный сектор. В любом случае частные детсады не должны рассматриваться как полная замена государственных ДОО. Так как не все семьи могут позволить себе отдавать детей в такой сад. Поэтому в каждом районе или городе должны быть государственные дошкольные образовательные организации.
Интересна позиция в этом вопросе Сингапура и Германии. В статье 16 Конституции Сингапура указано, что государство финансирует частные детсады и школы для поддержки получения всеми качественного образования. В статье 7 Конституции Германии отдельно упомянуто, что частные детсады и школы могут заменять публичные только с разрешения государства и если частные школы по своим учебным целям и организации, а также по научной подготовке преподавательского состава не отстают от публичных школ, и если в них не поощряется обособление учащихся в зависимости от имущественного положения родителей.
На мой взгляд, с учетом имеющегося опыта и важности решения проблем следует закрепить основополагающие идейные нормы о доступности и подготовки детей в детсадах. В частности, следует закрепить гарантию о всестороннем развитии, образовании и воспитании детей.
Думаю, также следует обсудить закрепление в Конституции вопроса о праве ребенка на подготовку к школе именно в государственных детсадах. Так как на родителей возложено обеспечение прохождения детьми обязательной годичной подготовки к школе. С точки зрения закона, возложение ответственности будет справедливым, когда будет закреплено право ребенка, а также обязанность государства по реализации этого права.









