Фото Музаффара Абдуллаева.
Не секрет, что ряд системных проблем в области подготовки детей к школе сохранялся на протяжении долгого времени. Тем не менее за сравнительно небольшой срок удалось поднять показатели, реализовать немало проектов, направленных на обеспечение маленьких граждан Узбекистана качественным дошкольным образованием. Для реализации этих задач образовано профильное министерство, к слову, единственное в мире. Сейчас перед МДО стоят важные задачи по разработке и практической реализации единой государственной политики в области дошкольного образования, внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укреплению материально-технической базы и расширению сети ДОО, обеспечению их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышению квалификации педагогических кадров.
Почти за три года проведена колоссальная работа. В результате дошкольным образованием охвачены 1,5 млн детей, что в два раза превышает показатель 2017 года. До конца 2020-го этот результат планируется довести до 59,5 процента. Растет и число дошкольных образовательных организаций. Если в 2017-м в республике работали пять тысяч ДОО, то сейчас их количество уже превышает 14 тысяч.
Третий Ренессанс: подъем просвещения и духовности
- Все мы являемся свидетелями ярких перемен, которые происходят сейчас в нашей стране, - отметила на конференции, организованной по случаю начала нового учебного года, министр дошкольного образования Агриппина Шин. - Узбекистан уверенно вступил в совершенно новый этап своего развития, когда по всем приоритетным направлениям реализуются широкоформатные реформы и уже имеются определенные достижения. Как справедливо отметил Президент в поздравительной речи по случаю празднования 29-летия Независимости, в Узбекистане сегодня закладывается фундамент новой эпохи Возрождения - третьего Ренессанса. Как мы знаем, отличительная ее черта заключается в светскости, гуманизме, антропоцентризме, когда интересы человека ставятся превыше всего. Этот период характеризуется подъемом науки, просвещения, раскрытием талантов, высокой духовностью.
В самом начале крупных преобразований, обозначенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития главой нашего государства был обозначен основной принцип: «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу». В этом деле большую роль играет своевременный вклад в потенциал молодежи так как опорой для развития всегда служит именно человеческий капитал.
- Президент отмечал, что реформировать сферу просвещения необходимо с детских садов. Дошкольное образование - первое звено цепочки непрерывного образования. Именно на этом этапе ребенок получает базовые знания, обретает навыки коммуникации с окружающими, познает мир, - говорит А. Шин. - Учеными доказано, что 70 процентами информации, получаемой в возрасте от трех до семи лет, дети станут пользоваться в дальнейшем на протяжении всей жизни. Это своего рода основа, фундамент их успешного будущего. Еще Эйнштейн говорил, что каждый ребенок - гений. Но для реализации потенциала детей необходима соответствующая среда. На создание комфортных условий в детских садах и направлена наша деятельность. К примеру, сейчас в сфере действуют 67 документов, которые служат прочной базой для претворения в жизнь наших смелых идей и проектов. Хочу подчеркнуть, что самым прогрессивным нормативно-правовым актом стал Закон «О дошкольном образовании и воспитании», принятый 16 декабря 2019 года. Еще на стадии разработки этого документа мы инициировали включение такого направления, как воспитание. Это важно для формирования в маленьких гражданах высокой духовности, чувств ответственности, любви и преданности Родине.
Глава нашего государства неоднократно подчеркивал, что внимание, оказываемое воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в повышение качества получаемых молодежью знаний служат повышению уровня благосостояния народа и процветания всей страны. Цель - создать равные условия для всех детей. Ребята из разных социальных слоев должны иметь одинаковый доступ к дошкольному образованию. И несмотря на разразившуюся в мире пандемию коронавируса, по всему Узбекистану продолжаются строительство и реконструкция дошкольных образовательных организаций. Программами 2020 года предусмотрены строительство 18 новых объектов, введение в эксплуатацию 129 пустующих зданий и реконструкция 261 государственных ДОО. Это создаст 32,7 тысячи новых мест.
Помимо прочего, продолжается стимулирование частного сектора в дошкольном образовании. Так в 2018-2019 годах МДО заключило соглашения о государственно-частном партнерстве на сумму 3,9 трлн сумов (из них 1,1 трлн сумов выделены за счет средств предпринимателей и 2,8 трлн сумов за счет льготных кредитов).
Общая мощность запланированных к вводу в эксплуатацию негосударственных ДОО составляет 147,9 тысячи мест. В текущем 2020-м запланировано открытие еще двух тысяч семейных и 420 ДОО в рамках ГЧП.
Поиск решений и анализ проблем
Нынешнее состояние и уровень подготовки детей шестилетнего возраста в Узбекистане требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования. Для этого в марте текущего года принято постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию». Полностью охватить всех детей шестилетнего возраста предшкольной подготовкой планируется к 2025 году. В этом направлении уже имеется опыт, так как в течение 2018-2019 годов данный проект пилотировался в 494 группах, созданных в районах и городах Республики Каракалпакстан, Ферганской области и города Ташкента. В рамках него обязательную годичную подготовку прошли 11 103 ребенка. Одной из основных целей являлось предоставление будущим первоклассникам равных возможностей для получения начального образования.
Преобразования в сфере не ограничиваются лишь расширением сети ДОО и совершенствованием материально-технической базы. Министерство дошкольного образования активно работает над привлечением инвестиций и дальнейшим внедрением механизмов ГЧП. Кроме того, существенным образом пересмотрена кадровая политика, так как в связи с увеличением количества детских садов по всей республике появилась необходимость в компетентных специалистах, воспитателях.
- Мы хорошо понимаем, что рост числа дошкольных образовательных организаций влечет за собой потребность в педагогах, - отмечает Агриппина Шин. - Поэтому начались соответствующие реформы. Так, при педагогических вузах страны открыты краткосрочные курсы переподготовки кадров, которые работают по сей день. Благодаря этому удалось привлечь в сферу ДО 18,5 тысячи специалистов. Гибкий вход в систему подразумевает задействование в процессе кадров, уже имеющих высшее, но не профильное образование. Большую поддержку в этом плане оказал Президент, одобрив переведение под юрисдикцию МДО 97 педагогических колледжей страны. Это оказывает нам огромное подспорье. Так, на базе данных учреждений ведем подготовку специалистов среднего звена. Уже в этом году в систему дошкольного образования смогли влиться 27 тысяч педагогов. По окончании колледжа с ними заключены трехсторонние договоры, что гарантирует им наличие рабочих мест.
Также для повышения качества учебно-воспитательного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ДОО организованы краткосрочные курсы для педагогов, отобранных из каждой области республики. Цель - формирование у специалистов знаний по государственным требованиям и программе «Илк кадам», а также навыков по организации методической работы в ДОО. Наряду с этим, МДО совместно с ЮНИСЕФ проведен ряд семинар-тренингов, на которых прошел подготовку 31 национальный мастер-тренер по внедрению в регионах Государственной учебной программы «Илк кадам» и Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Как и все другие сферы, дошкольное образование не стоит на месте и активно задействует в работе новые технологии и передовые решения. Речь идет о поиске альтернативных форм подготовки дошколят. Так, в рамках ГЧП реализована альтернативная модель обучения в форме семейных ДОО. По всей республике внедряются группы кратковременного пребывания (неполного дня). В работе учитывается передовой международный опыт. Совместно с ЮНИСЕФ уже разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. А одним из самых крупных в этом направлении проектов за последние годы можно считать запуск мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве пилота, организованного при поддержке АК «Узавтосаноат», регионы Узбекистана охвачены 16 автобусами. Для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 44 площадки.
Основное преимущество мобильных детских садов состоит в том, что они отличаются меньшими затратами. Вместо строительства одной обычной ДОО можно установить семь модульных или запустить несколько автобусов, обеспечив таким образом дошкольным образованием детей в самых отдаленных регионах. К тому же монтаж модульной ДОО занимает всего два месяца, что намного быстрее строительства обычного здания. Кроме того, они вариативны: можно легко увеличить площадь за счет дополнительных блоков, а также разобрать и перевезти конструкцию на новое место. В целом, пилотным проектом охвачено около двух тысяч детей, преимущественно проживающих в труднодоступных и отдаленных районах республики. Подобные инновационные альтернативные решения в сфере позволяют повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных и воспитательных услуг.
Новые условия - новые задачи
Нельзя не затронуть вопрос, касающийся проделанной работы в период пандемии коронавирусной инфекции. Очевидно, что трудности не обошли стороной ни одну сферу, в том числе дошкольное образование. В этот период приоритет МДО был отдан двум первостепенным задачам: сохранению здоровья детей и работников и обеспечению непрерывности обучения по программам «Илк кадам» (для детей 3-5 лет) и «Аклвой» (для детей 6 лет).
Для предотвращения распространения COVID-19 с 16 марта 2020 года приостановлена работа 14 тысяч ДОО, в том числе 6 тысяч государственных, 6,7 тысячи семейных, 753 частных и 692 ДОО на основе ГЧП. Все сотрудники отправлены в трудовой оплачиваемый отпуск или переведены на удаленную работу. А с 23 марта 2020 года в детских садах начались дезинфекционные мероприятия. В то же время министерство приостановило учебу в 97 педагогических колледжах и отправило более 27,5 тысячи учащихся на каникулы.
Приоритетом для нас всегда было и остается здоровье детей и сотрудников. Мы рекомендуем не возобновлять посещение ДОО без крайней необходимости. Несмотря на предпринятые меры, для ребенка нет места безопаснее, чем родной дом. При этом место воспитанника в ДОО будет сохраняться за ним. Также родители могут выбрать свободное посещение, - отметила А. Шин. - С 7 по 14 сентября МДО в Ташкенте и Ташкентской области открывается по одной ДОО в каждом районе. Этот процесс осуществляется только с разрешения Кенгашей народных депутатов и служб санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, а также при условии согласия родителей воспитанников данной ДОО. Открытие будет проходить поэтапно по всей республике. В первую очередь возобновят работу старшие и подготовительные группы с детьми 5-7 лет. Это связано с тем, что ребенку в возрасте до 5 лет сложнее соблюдать социальную дистанцию и правила гигиены. Например, он может потянуть в рот игрушку, с которой до этого играли другие дети. Открытие средних групп (для детей 4-5 лет) запланировано на октябрь, а младших (для детей 3 лет) - на ноябрь. Сроки могут корректироваться в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране.
Несмотря на отсутствие возможности очного посещения занятий в детском саду, малыши могли получать знания посредством телеуроков, организованных МДО совместно с Национальной телерадиокомпанией. Для того, чтобы дети и дома продолжали познавать окружающий мир на телеканале «Болажон» запущен цикл передач «Онлайн детский сад». Видеозанятия транслировались ежедневно с 1 апреля по 15 июня 2020 года на узбекском и русском языках. Вышедшие в эфир выпуски распространялись через Telegram-каналы и социальные сети. Также для родителей и специалистов ДОО разработан цикл телепередач «Азбука здоровья» с участием медицинских работников, педагогов, психологов и дефектологов.
В 2020-2021 учебном году по причине COVID-19 МДО для помощи родителям в организации полезного, развивающего и систематизированного обучения дошкольников продолжит работу по производству и трансляции на ТВ образовательных онлайн-передач в игровой форме.
Сейчас все усилия министерства направлены на создание безопасных условий для уже посещающих ДОО воспитанников. К этому моменту рекомендуемое максимальное количество детей в группе составляет 15 человек.