Дошкольное образование: реформы в действии

    Образование 3 октября 2020 4794

    Без преувеличения можно сказать, что вопрос реформирования системы образования сегодня является одним из важнейших, находящихся в центре внимания руководства нашей страны. В последние годы приняты и претворяются в жизнь законы и постановления, направленные на реформирование и развитие системы дошкольного образования.

    В своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что «системы дошкольного, школьного, высшего и среднего специального образования, научных и культурных учреждений - это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей детских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения».

    Действительно, сегодня в стране ведется беспрецедентная работа по развитию неразрывно связанных между собой систем дошкольного, школьного, высшего образования, научно-исследовательских учреждений. Но, как подчеркнул лидер страны, до начала нынешних реформ сфера дошкольного образования оставалась без внимания. А ведь именно она имеет огромное значение в жизни общества как самое главное звено в воспитании детей. Забота и внимание, уделяемые этой сфере, закладывают основу будущего прогресса. С учетом этого Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года создано Министерство дошкольного образования.

    Сегодня в Узбекистане функционируют более 14 тысяч детских садов. В 2019 году МДО увеличило охват детей дошкольным образованием до 52 процентов. Ожидается, что в 2020-м этот показатель составит 59,5 процента. Также планируется охватить 85,2 процента детей в возрасте 6 лет обязательным годичным дошкольным образованием.

    Известно, что до создания МДО в систему не были внедрены современные программы, а альтернативные, гибкие модели подготовки детей к школе не были развиты в достаточной степени. Не реализовывались специальные государственные образовательные программы, направленные на социальное, личностное, эмоциональное, речевое, математическое, физическое и творческое развитие детей, знакомство с окружающей средой, как это широко распространено в развитых странах. Большинство педагогических кадров, работающих в государственных ДОО, были со средним специальным образованием, что не позволяло на должном уровне готовить детей к школе.

    Если рассматривать постановление Президента «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 мая 2019 года, то увидим, что документ включает в себя адресные задачи по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования, обеспечению равного доступа детей к качественному дошкольному образованию, развитию услуг сферы и определяет приоритеты и этапы данного процесса.

    После утверждения концепции принят закон в системе дошкольного образования, последовательно реализуются проекты и реформы. В частности, в 2019 году свет увидел Закон «О дошкольном образовании и воспитании».

    Документ определяет основные принципы дошкольного образования и воспитания, направления государственной политики в этой сфере, а также полномочия Кабинета Министров, минис­терств дошкольного образования и здравоохранения, органов государственного и хозяйственного управления и органов местного самоуправления, в распоряжении которых имеются ДОО.

    Вышеназванной концепцией предусмотрено достижение охвата дошкольным образованием к 2030 году 80,8 процента детей в возрасте от 3 до 7 лет. В частности, в 2020-м принимаются меры по строительству новых и реконструкции существующих ДОО, возвращению зданий бывших детских садов на баланс Министерства дошкольного образования, внедрению альтернативных форм дошкольного образования.

    Согласно программам 2020 года планируется завершить строительство 18 объектов, запустить 129 пустующих объектов и отремонтировать 261 государственную дошкольную образовательную организацию. Это создаст дополнительно 32,7 тысячи новых мест.

    Особое внимание уделяется стимулированию частного сектора в сфере дошкольного образования. Тем самым, в 2018-2019 годах Министерство дошкольного образования заключило контракты о государственно-частном партнерстве на 3,89 трлн сумов (из них 1,1 трлн сумов выделено за счет средств предпринимателей, 2,8 трлн сумов - за счет льготных кредитов). Количество мест в негосударственных ДОО, которые планируется ввести в эксплуатацию, составляет 147,9 тысячи. В 2020 году планируется открытие еще 2 тысяч семейных и 420 детских садов на базе государственно-частного партнерства.

    Положительные изменения наблюдаются также и в сфере обучения, переподготовки и повышения квалификации педагогов и руководящих кадров дошкольных образовательных организаций.

    Создание условий для всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития детей дошкольного возраста также является одним из основных направлений концепции. В целях широкого внедрения инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий в систему ДОО поэтапно обеспечиваются компьютерами и доступом к интернету.

    Районные (городские) управления дошкольного образования проводят обучающие семинары и разъяснительную работу по дальнейшему совершенствованию использования ИКТ в образовательном процессе в государственных детских садах с целью повышения эффективности обучения. В ходе таких мероприятий даются практические навыки по исправлению ошибок в системе Open EMIS.

    Одилжон Иминов.
    Председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам науки,
    образования и здравоохранения.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates