Говоря о партнерстве с ведущими зарубежными институтами и учреждениями, нельзя не упомянуть достижения совместной работы с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Для решения важнейших вопросов защиты детей организация реализует многоплановую стратегию, включающую непрерывную информационную и просветительскую деятельность, оказание технической поддержки в разработке соответствующего законодательства, повышение потенциала профильных специалистов.
В тесном партнерстве с государственными структурами ЮНИСЕФ работает над претворением в жизнь ряда важных инициатив, конечный результат которых позволит достичь планов и задач по устойчивому развитию на десятилетия вперед. Для этого в сентябре 2013 года Узбекистан стал членом Глобального партнерства в области образования.
Будучи важнейшим периодом в жизни ребенка, дошкольное образование представляет собой одно из приоритетных направлений государственной политики Нового Узбекистана. Президентом страны заложена прочная основа развития сферы. Как результат - существенно усовершенствована нормативно-правовая база. С созданием профильного министерства в октябре 2017-го принято более 60 нормативно-правовых документов по всем направлениям, в том числе Закон «О дошкольном образовании и воспитании» от 16 декабря 2019 года. Все это служит руководством к действию, а также фундаментом эпохи Третьего Ренессанса в Узбекистане.
Развитие и образование детей дошкольного возраста - неотъемлемая часть совместных программ ЮНИСЕФ и Министерства дошкольного образования. Доступ к качественным образовательным услугам, по мнению экспертов, способствует развитию детей в первые годы жизни. Подготовка детей к начальной школе - один из приоритетов в области образования. Радует, что проводимая работа дает свои результаты. Так, по данным ЮНИСЕФ, количество дошкольных организаций в стране в текущем году достигло 18 345. Для сравнения: в 2015-м - всего пять тысяч. В 2021 году показатель количества мест в ДОО достиг отметки в 1,56 млн. В 2015-м - всего 700 тысяч. Стал выше и уровень охвата дошкольным образованием - с 634 тысяч в 2015-м до 1,4 млн в нынешнем году.
В шести регионах Узбекистана - Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Ферганской областях и Республике Каракалпакстан - совместно с ЮНИСЕФ реализуются проекты по расширению доступа к качественному дошкольному образованию в рамках соответствующих региональных планов действий. На сегодня региональные тренеры помогли освоить инновационные методы личностно ориентированного обучения более двум тысячам педагогов ДОО. Важно также отметить работу в области повышения качества образовательного процесса и учебно-методические материалы для детских садов республики. Так, при поддержке ЮНИСЕФ в 2018 году разработаны и утверждены Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан, а также Государственная учебная программа «Илк кадам», система измерения оценки качества образовательного процесса, определены основные индикаторы и инструменты. Совместно с ЮНИСЕФ министерством подготовлен план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования, в соответствии с которым намечено пилотирование нескольких из них, в том числе смешанных возрастных и игровых групп. На первом этапе такие организованы в отдельных регионах, а также проведены тренинги для педагогов по работе в разновозрастных группах.
- Страновая программа ЮНИСЕФ подразумевает оказание комплексной поддержки правительству в расширении возможностей разработки стратегий и доказательной базы для продвижения системных реформ и интегрированного подхода на протяжении всего жизненного цикла к раннему развитию детей, качественному обучению и формированию навыков, - отмечает глава отдела образования Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Дипа Шанкар. - Планируется задействовать все ресурсы для разработки и внедрения учебных программ (основанных на компетенциях), учебно-методических материалов, систем оценивания, инновационной педагогики и альтернативных методов обучения.
24 мая текущего года Президент провел совещание по вопросам расширения охвата дошкольными образовательными организациями в регионах. Подчеркнуто, что в настоящее время не хватает детских садов в 53 районах, а в некоторых из них уровень охвата остается очень низким. В связи с этим решено реализовать меры по организации двух тысяч семейных детских садов на 34 тысячи мест. В 2021-2022 годах намечено создать в отдаленных населенных пунктах 23 районов 50 ДОО. Для их размещения отобраны 50 махаллей, в которых проживают более 250 детей.
Проблема охвата - одна из самых насущных в сфере. Внедрение альтернативных форм ДОО - наиболее оптимальное решение. Модульные и мобильные дошкольные организации не зависят от инфраструктуры, поскольку обеспечены всем: санузлами, подачей горячей и холодной воды, кухней для разогрева готовой пищи, кондиционерами, а в автобусах установлены солнечные батареи. Вместо строительства одного обычного детского сада можно установить семь модульных, обеспечив таким образом дошкольным образованием ребят в самых отдаленных регионах. К тому же монтаж модульной ДОО занимает всего два месяца. Кроме того, они вариативны: можно легко увеличить площадь за счет дополнительных блоков, а также разобрать и перевезти конструкцию на новое место.
- Совместно работаем над рядом проектов, в том числе по моделированию альтернативных ДОО, - комментирует советник ЮНИСЕФ по вопросам развития и образования детей раннего возраста Вазира Назарова. - Помимо этого, создаются цифровые платформы для оказания содействия педагогам и родителям в образовательном процессе. Совершенствуется также информационная система управления дошкольным образованием. Параллельно с этим идет доработка Государственной учебной программы «Илк кадам».
В дальнейшем мы намерены пересмотреть учебные программы подготовки и повышения квалификации работников сферы дошкольного образования. Профильное ведомство делает многое для увеличения охвата и повышения качества предоставляемых дошкольникам услуг. К тому же в стране принят Закон «О дошкольном образовании и воспитании». Документ призван обеспечить равный доступ к дошкольному образованию всех детей республики. Именно поэтому мы начали активно работать над внедрением альтернативных форм организации ДОО в отдаленных регионах, где практически невозможно возвести полноценный детский сад.
Для этого разработаны три модели - группы подготовки детей к школе, смешанные и игровые. Для организации учебно-воспитательного процесса подойдет любое помещение, действующее при махалле, школе, колледже. Работа в таких группах ведется пять дней в неделю в течение трех-четырех часов. К настоящему времени они функционируют в Наманганской и Хорезмской областях.
Ранее в сфере подготовки малышей к школе имелся ряд проблем - от недостаточного количества ДОО до не соответствующей требованиям времени материально-технической базы. Для искоренения таких пробелов необходим был документ, который показывал бы стратегию на будущее и определял конкретные задачи. Таковым стала Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года. К этому моменту профильное ведомство уже достигло высоких показателей по повышению охвата дошколят качественным образованием. В числе приоритетных направлений деятельности - доведение этого показателя до 80,8 процента к 2030 году.
Специалисты считают, что для достижения высоких результатов необходимы регулярное внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укрепление материально-технической базы и расширение сети ДОО, обеспечение их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышение квалификации педагогов. Все это возможно претворить в жизнь общими усилиями, совместными действиями. При этом передовой зарубежный опыт поможет в эффективной реализации широкомасштабных реформ.
Евгения Юн.
«Правда Востока».