Для достижения этих задач проводятся строительство новых и реконструкция существующих детсадов, осуществляется инвентаризация пустующих объектов государственной собственности и нефункционирующих зданий бывших ДОО с целью создания на их базе деятельности современных дошкольных образовательных организаций. А в рамках ГЧП в стране реализована альтернативная модель обучения в форме семейных ДОО. По всей республике внедряются группы кратковременного пребывания (неполного дня). Одним из самых крупных в этом направлении проектов за последние годы является запуск мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU.

В процессе преобразований в области развития человеческого капитала и совершенствования молодежной политики Президент Шавкат Мирзиёев выдвинул пять важных инициатив по системной реализации проектов в социальной и духовно-просветительской сферах. Таким образом, начался новый этап в воспитании и обучении подрастающего поколения Узбекистана. Так, проводится комп­лексное улучшение состояния культурных центров в регионах, материально-технической базы детских садов, школ, организация кружков, где юные жители страны могут заниматься любимым хобби.

На днях Агентством дошкольного образования при Министерстве дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан в южные районы Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей отправлены автобусы ISUZU, переоборудованные для создания мобильных групп «Аклвой». Проект является инновационным решением, которое позволит детям в отдаленных труднодоступных горных районах и селах получать качественное дошкольное образование.

Согласно соответствующему постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, с 2019/2020 учебного года в районах Республики Каракалпакстан и областях реализован опытно-испытательный проект по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп, организованных при поддержке Узавтосаноат на автобусах ISUZU SAZ НC - 40, переоборудованных и отвечающих современным требованиям.

Проект «Аклвой» служит увеличению охвата детей ДО. Альтернативный вид бесплатного дошкольного образования, предоставляемого детям из социально незащищенных семей, а также тем, кто проживает в отдаленной местности, был предложен в 2019 году. Благодаря инициативе маленькие жители отдаленных махаллей получили доступ к знаниям. А с учетом того, что прирост населения в Узбекистане достаточно динамичен, создание новых ДОО становится особенно важным. Обеспечить детей качественными воспитанием и образованием - значит внести вклад в будущее целой страны. Вместе с тем продолжается работа над совершенствованием этого процесса. Образовательные методики в стремительно меняющемся глобальном мире быстро устаревают. Поэтому в учебные программы дошкольных организаций включены дидактические материалы и развивающие логическое мышление игры.

В результате внедрения проекта на практике в 40 махаллях страны организованы 44 оборудованные площадки и охвачено около 1600 детей в возрасте трех-семи лет, проживающих в отдаленных горных районах республики и не посещающих дошкольные образовательные организации.  Кроме того, в 2021 году построены и оборудованы 98 детских игровых площадок, а во все регионы республики отправлено 49 переоборудованных автобусов с целью создания мобильных групп «Аклвой». А уже на втором этапе проекта сформированы 294 мобильные группы, которые дополнительно охватили 4704 воспитанника. В настоящее время на базе 65 автобусов охвачены около семи тысяч дошколят, организовано 387 мобильных групп, а 195 граждан обеспечены работой.

На нынешнем этапе реализации проекта в Кукдалинском, Китабском, Дехканабадском районах Кашкадарь­инской области будут организованы шесть игровых площадок с использованием трех автобусов, а в Бандиханском, Денауском, Алтынсайском, Кумкурганском районах Сурхандарь­инской - переоборудованы и отправлены восемь игровых площадок с использованием четырех автобусов. В результате в этих регионах станут действовать 42 мобильные группы, в которых 672 ребенка будут получать дошкольное образование.

Проект «Аклвой» направлен на реализацию поставленных Президентом задач в области совершенствования отечественной системы образования. Философия инициативы с самого начала заключалась в том, что если ребенок не может пойти в детский сад, то детский сад придет к нему. Первым этапом было создание мобильных детских садов. Чтобы сделать занятия интересными, разработана специальная программа для разновозрастных групп, а педагоги прошли соответствующую подготовку. Образовательно-воспитательный процесс в мобильном детском саду проходит в две смены, а значительную часть времени дети проводят на открытом воздухе. Для этого в каждой точке маршрута оборудована стоянка с навесом, ограждениями, скамейками, горкой, качелями, игровым домиком и песочницей.

Модульные и мобильные ДОО - быстрое и эффективное решение в вопросе повышения охвата детей дошкольным образованием. Такие детские сады удобны тем, что не зависят от инфраструктуры. Так, вместо строительства одного обычного детского сада можно установить несколько модульных или запустить автобусы. Это создает удобства для самых отдаленных регионов. Мобильные ДОО вариативны: можно легко увеличить их площадь за счет дополнительных блоков, разобрать и перевезти конструкцию на новое место.

В Новом Узбекистане уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, формирования здоровой, гармонично развитой личности, повышения качества воспитания и образования. Президент призывает обеспечить комплексное улучшение сферы ДО, подчеркивая: важнейший период в жизни ребенка - дошкольный возраст. В это время развивается умственная деятельность, формируются представления об окружающем мире и физические качества. Таким образом, все поставленные в данном направлении задачи и принятые документы подтверждают: руководство страны сознает важность последовательного осуществления государственной молодежной политики.

Воспитание подрастающего поколения всесторонне развитым и целе­устремленным имеет особое значение в период реализуемых в стране масштабных реформ.

Евгения Юн.
«Правда Востока».