Вот и в квартире мастера резьбы по ганчу Анвара Пулатова висит дивной красоты панно. Гости дома всегда невольно останавливаются у него, разглядывая часами мельчайшие детали. Его супруга Мунира-апа каждый раз понимающе улыбается:

- Вы еще не видели, какие встроенные шкафы сделал Анвар-ака в летнем доме, - говорит она. - Выполнены из гипса и украшены старинным орнаментом. Таких нигде не найти.

Кашкадарьинский областной музыкально-драматический театр, Академия художеств Республики Узбекистан, Ташкентская и Сырдарьинская теплоэлектростанции, Чарвакская ГЭС, Дворец «Туркистон», Государственный музей истории Темуридов Академии наук РУз, станции столичного метро («Пахтакор», «Новза» и «Миллий бог»)… Работы мастера можно увидеть по всей стране.

- Резьбой по ганчу начал заниматься еще в школьном кружке, - рассказывает Анвар-ака. - Позже меня заметил искусный мастер Махмуд Усмонов, живший в нашей махалле. Он научил одушевлять любую работу, придавать ей не только эстетическую, но и духовную красоту. Помимо бесценного опыта, получил от мудрого усто заветы добросовестного труда. 

Вместе с другими мальчишками-учениками А. Пулатов постигал тонкости древнейшего национального мастерства. Все ему давалось легко. Благодаря богатому воображению проблем с узорами никогда не было. Оставалось лишь изобразить их на бумаге и приступить к работе.

Первый же объект юноши оказался весьма значительным: вместе с усто принял участие в реставрации Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. Анвар оказался поражен величием храма искусства, первозданный вид которого им доверили восстановить. Когда-то украшавший его гипсовый орнамент наконец предстал перед современниками во всем великолепии.

Сейчас мастер на пенсии. Тем не менее всегда приходит на помощь начинающим резчикам: например, обдумать узор, разработать концепцию произведения. В последние годы, как отмечает А. Пулатов, особенно заметны расширение взаимного обмена опытом между ремесленниками, поиск новых рынков сбыта изделий, совершенствование системы привлечения населения к ремесленничеству. Профессиональное обучение выгодно сочетается с получением практических навыков на основе традиции «мастер - ученик». Ведь освоение древнего мастерства - не просто дань истории для юношей и девушек, но и престижное, очень перспективное дело.

Металлические кольца-ручки тяжело опускаются на резную поверхность массивных деревянных ворот. Их гулкий стук слышен в самых отдаленных уголках большого двора. Эти детали прошлого навсегда поселились в воспоминаниях Муниры-апы.

- То и дело кто-то оповещал о своем приходе, - рассказывает она. -    Столько лет прошло, а этот неповторимый звук слышу как сейчас. Он для меня - символ первых лет замужества. Теперь к нам так же стучатся молодые мастера, студенты, шогирды.

Анвар-ака и Мунира-апа жили на одной улице, на расстоянии двух домов друг от друга. Но познакомились, будучи взрослыми. Мунира-апа училась на последнем курсе физического факультета Ташкентского государственного (ныне - Национального) университета Узбекистана, когда обрела статус супруги.

- Странно, не правда ли? - улыбается она. - Оказывается, в отличие от остальных детей, своих друзей, он не гулял на улице. Если не работал с учителем, то занимался дома. Серьезный молодой человек на первом свидании повел меня не в парк или кино, а в Музей прикладного искусства. Его эрудированность и тонкий эстетический вкус просто покорили.

У счастливой пары родились сыновья Ильхом и Рахим, дочь Фазилат. Дети выросли, обзавелись семьями. Старшая чета с удовольствием участвует в воспитании внуков. Сыновья, как и отец, работают в сфере национального искусства. Ильхом - мастер лаковых миниатюр, а Рахим - резчик по ганчу. Фазилат нашла призвание в работе с детьми: она методист в дошкольной образовательной организации.

- До сих пор удивляюсь тому, как Мунира со всем справлялась, - с теплотой говорит Анвар-ака. - Будучи старшим из десяти детей, первым обзавелся семьей. И помимо многочисленных хлопот молодой невестки, учебы и работы в Физико-техническом институте научно-производственного объединения «Физика-­Солнце» Академии наук РУз, супруга занималась воспитанием моих пятерых младших братьев и сестер. С первых дней и на протяжении 42 лет она - опора и поддержка. Всегда успокоит, даст правильный совет. Открою секрет: во многие работы и она внесла свою лепту. Изначально будущий орнамент рисуют на кальке, а затем переносят на гипс с помощью угольной пудры, которую забивают в нанесенные по всему контуру рисунка отверстия. Этим и занималась супруга. Когда начинал резьбу, казалось, чувствую тепло ее рук на гипсе. Семья и любимое дело - мои два сокровища, нуждающиеся в любви и трепетной заботе.

Угольная пудра резко выделяется на фоне белоснежного гипса. Так и непоседливость Анвара-ака подчеркивается спокойствием Муниры-апы. С годами она научилась предугадывать мысли супруга. В их семье не бывает даже мелких споров, а к добрым шуткам Анвара-ака она относится с мудростью. Ведь в его глазах, как и много лет назад, горит та самая искорка влюбленности, что поддерживает тепло семейного очага и любовь в сердце домочадцев.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».