Индекс качества воздуха AQI США в Узбекистане (17.01.2024) достигает 177, что свидетельствует о недостаточном количестве атмосферного воздуха, а концентрация мельчайших частиц PM2.5 в 21.3 раз выше рекомендуемого ВОЗ среднегодового значения качества воздуха.
Сложившаяся ситуация требует принятия неотложных мер по смягчению негативных последствий атмосферного загрязнения в столице и регионах страны.
Движение «Юксалиш» разработало 10 первоочередных мер по улучшению ситуации с загрязнением воздуха путем опроса ведущих экспертов в сфере экологии. В опросе приняли участие 34 эколога, в частности, специалисты Минэкологии, Госкомгеологии, исследователи, местные активисты и журналисты—экологи. При разработке мер были учтены разнообразные точки зрения и опыт экспертов.
Наиболее срочной мерой (80,7% опрошенных) эксперты считают масштабную посадку лиственных деревьев и трав (люцерны) на всех доступных площадях для уменьшения пылевого загрязнения. При этом, необходимо осуществлять мониторинг посаженных растений, вести учет деревьев, обеспечивать надлежащий уход, а также ужесточить существующие меры наказания за вырубку деревьев.
74,4% опрошенных экологов считают, что необходимо введение моратория на новое строительство до утверждения комплексного плана, особенно высотных зданий и точечной застройки, выдавать разрешения на строительство только в рамках «зеленых» стандартов.
70,1% экспертов считают, что для борьбы с загрязнением воздуха необходимо иметь ясное представление и информацию обо всех источниках загрязнения. Поэтому важен первоочередной мониторинг потенциальных источников загрязнения, таких как цеха, заводы, теплицы и др.
Необходим мониторинг объектов на предмет выполнения Закона Республики Узбекистан «Об охране атмосферного воздуха», предлагается создать оперативную мониторинговую группу, в составе ответственных ведомств и ННО. Основные критерии при проведении мониторинга:
- изучение состава и уровня загрязнений, причины и меры по их устранению;
- опубликование результатов мониторинга в СМИ;
- привлечение лиц, выдавших положительные заключения и разрешения на эксплуатацию к ответственности;
- применение штрафов и наказаний для нарушителей;
- разработка рекомендаций по улучшению качества воздуха.
57,3% опрошенных считают важным проведение масштабной кампании по информированию населения о состоянии загрязнения воздуха и рекомендаций по принятию необходимых мер в условиях повышенного уровня загрязнения. Информирование должно быть систематическим, регулярным и основанным на объективных данных.
53% экспертов поддерживают предложение о проведении внепланового технического осмотра автотранспортных средств, в том числе сельскохозяйственной техники. Экологи выступают за запрещение эксплуатации неисправной техники.
Эксперты (50,6%) также рекомендуют установку систем очистки воздуха на социально значимых объектах (школах, детских садах, больницах и т.д.), а также работодателям принять срочные меры по очистке воздуха внутри зданий и офисов (42,1 %).
25% опрошенных экспертов считают увеличение количества фонтанов, использующих грунтовые воды для повышения влажности, является временной мерой только при соответствующем загрязнении воздуха.
Эксперты также высказывали мнение о создании искусственных водоемов для обеспечения умеренного микроклимата и положительного воздействия на качество атмосферного воздуха.
Кроме этого, 19,3 % экспертов поддержали меру о ношении масок и респираторов в дни высокого уровня загрязнения.
18% опрошенных экспертов считают усиление профилактических противопожарных мер в сельском и лесном хозяйстве, производстве, складских помещениях и другие очень важная первоочередная мера, так как пожары в сельском и лесном хозяйстве могут привести к сильному выбросу токсичных веществ, дыма и пепла, что негативно влияет на качество воздуха и здоровье людей.
Также эксперты отметили, что улучшение качества воздуха требует комплексного и долгосрочного подхода, включающего в себя стратегические меры на различных уровнях: от законодательства и технологий до образования и общественного участия.
Например, экологи предлагают:
- Создание мини-парков поблизости территорий, покрытых бетоном или асфальтом;
- Ввести строгий запрет на использование угля и мазута в городах и населенных пунктах;
- Ограничить движение транспортных средств категорий N2 и N3 (грузоподъемность, масса свыше 3,5 и 12 тонн) в загруженное время суток (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00);
- Поэтапно запретить передвижение всех категорий автомобилей, произведенных до 2010 года, с введением льгот для перехода к современному транспорту;
- Создание свободных от автотранспорта зон на центральных улицах Ташкент, Самарканда, Бухары, Хивы;
- Разработка государственной программы по охране атмосферного воздуха и профилактики загрязнений;
- Проведение целенаправленной работы в области межгосударственных взаимоотношений в сфере контроля экологической ситуации в Центральной Азии, создание рабочих групп с определенными полномочиями;
- Установление жесткого контроля за наличием очистных сооружений на предприятиях и комбинатах;
- Проведение экологического аудита предприятий, внедрение и контроль за соблюдением установленных стандартов (выбросы, ресурсосбережение, надлежащие практики и т.п.);
- Дальнейшее развитие программ экологического образования населения;
- Разрабатывать программы, которые позволят частным организациям инвестировать в решение экологических проблем. Возможность предоставления налоговых льгот для пожертвований в сферу экологии;
- Создать рабочую комиссию при хокимияте города с обязательным участием представителей министерств экологии, здравоохранения, транспорта, строительства, с целью разработки рекомендаций по улучшению качества воздуха.