Единичный в мире, единственный в Центральной Азии

    Транспорт 21 марта 2024 1497

    Общее количество станций Ташкентского метрополитена достигло 50, а его протяженность превысила 70 километров.

    Недавно начали обслуживать пассажиров две новые станции надземной кольцевой дороги Ташкентского метрополитена - «Турон» и «Кипчок». В качестве эксперимента было налажено движение поездов (без пассажиров) еще 15 декабря прошлого года. Теперь, спустя почти 2,5 месяца, станции метро функционируют в полном режиме.

    Станция «Кипчок» расположена на перекрестке, соединяющем Сергелийский и Янгихаётский районы столицы. По одну сторону дороги многоэтажные жилые дома, а по другую - махалли с домами населения.

    К услугам пассажиров современный лифт, эскалаторы, электронный монитор и карты метрополитена, турникеты, позволяющие осуществлять электронную оплату проезда. Такие условия есть и на станции «Турон».

    Лет пять-шесть назад, когда говорили о надземном метро, многие не понимали, как оно работает. А те, кто знал, вспоминали увиденное за границей. Согласно постановлению Президента «О мерах по реализации проекта «Строительство кольцевой надземной линии метрополитена в городе Ташкенте» от 19 мая 2017 года, была начата реализация огромного и исторического проекта, не наблюдавшегося в транспортной системе нашей страны.

    Из мирового опыта известно, что метрополитен - наиболее удобный, безо­пасный и быстрый вид транспорта, регулярное использование которого всегда требовало при строительстве значительных средств, опытных специалистов и, конечно же, современной техники. Поэтому экономические возможности государства при реализации таких масштабных проектов должны быть соответствующими. Проекты, осуществляемые в направлении строительства надземного метро в виде эстакады, наглядно показывают, что наша страна использует такие возможности.

    На сегодня метро есть в 195 городах 62 стран мира. Среди них по количеству станций лидируют метрополитены таких городов, как Нью-Йорк (424), Шанхай (403), Пекин (370), Париж (308), Сеул (279), Лондон (273), Москва (263). Во время служебных поездок автору этой статьи приходилось воспользоваться большинством из них, сравнить конкретное решение станций зарубежного метро, насладиться комфортом в вагонах. Однако если сравнить масштаб проектов, реализованных в этой области в последние годы, особенно количество построенных надземных станций и их архитектурное великолепие, то не будет преувеличением сказать, что метро города Ташкента является единичным в мире.

    Первая часть линии, состоящая из семи станций протяженностью 11,5 километра, соединяющая надземные «Дустлик-2» и «Куйлюк», запущена в августе 2020-го. Сегодня от первой станции до последней можно добраться в среднем за 19 минут.

    В декабре того же года открыто Сергелийское ответвление Чиланзарской линии протяженностью 6,3 километра. Таким образом, метро в нашей столице стало удобным и основным видом транспорта.

    Согласно проекту, на втором этапе строительства надземного кольцевого метрополитена предусматривалось продлить линию от Куйлюка до Сергели. Первоначально построенная линия от Куйлюка до массива Курувчилар Сергели состояла из пяти новых станций протяженностью 8,5 километра. После завершения строительства еще двух станций на этой линии общая протяженность второго этапа составила почти 12 км.

    Эксперты отмечают, что особое значение придавалось прочности конструкций, созданию на станциях современных электронных сервисов для людей. Крупный проект осуществлен железнодорожниками на основе тщательно продуманного во всех отношениях плана, а главное - с опорой на международные требования. Работа, проводимая круглосуточно, необходимые средства и ощущение причастности к жизни столицы принесли свои плоды. Поезда метро на линии, соединяющей Юнусабад и Куйлюк, сегодня полноценно обслуживают пассажиров.

    - С запуском второго этапа надземной линии сеть этого транспорта начала полноценно работать, интервал движения составляет 15 минут, - рассказывает заместитель начальника ГУП «Тошкент метрополитени» Сойибжон Жураев. - По этому маршруту перевозилось в среднем 45 тысяч пассажиров в сутки, охватывая 220 тысяч жителей, проживающих в 55 махаллях Яшнабадского, Мирабадского, Сергелийского и Янгихаётского районов. С запуском двух новых станций появилась возможность пользоваться услугами метрополитена еще для 31 тысячи жителей, проживающих в семи других махаллях Сергелийского и Янгихаётского районов.

    Благодаря этому снижается потребность в личном транспорте, устраняются заторы. В частности, количество автомобилей, ежедневно передвигающихся по линии Куйлюк - Сергели, сокращается до 32 тысяч, а транспортный поток снижается на 12 процентов.

    В последние годы построено еще 32 километра путей, чтобы расширить охват метрополитена, и введена в эксплуатацию 21 новая станция. Поставлено 15 современных поездов метро, 36 новых вагонов. В час пик время прибытия поездов сократилось с прежних пяти-семи минут до двух. Новые маршруты проходят через столичные Яшнабадский, Мирабадский, Сергелийский, Янгихаётский и Юнусабадский районы, что обес­печивает удобство в ежедневном передвижении пассажиров.

    Стоит обратить внимание на цифры, приведенные депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз Бекмирзой Эшмурзаевым. Как он пишет, в 1972 году началось строительство Ташкентского метрополитена. До обретения независимости на линиях «Чилонзор» и «Узбекистан» общей протяженностью 30 километров было 23 станции. За последующие 27 лет (1991-2017) построена часть Юнусабадской линии и запущены шесть станций. В общей сложности курсировало 49 поездов. С 2001 года не введен ни один новый вагон.

    А за последние семь лет строятся дополнительные подземные и надземные линии и станции метро в целях развития инфраструктуры столичного мегаполиса.

    По данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан, в 2023 году Ташкентский метрополитен перевез в среднем 445,9 тысячи пассажиров за один день (увеличение на 19 процентов по сравнению с 2022-м). На начало текущего года в Ташкенте было пять миллионов жителей (постоянных - 3,02 млн, временно проживающих - 0,48 млн, ежедневно пассажиров - 1,5 млн). Из них средняя численность мобильного (перемещающегося) населения составляет 3,5 млн человек (1,8 млн - занятого, 0,4 млн - студентов, 0,5 млн - школьников и 0,8 млн - других).

    Согласно проведенным анализам (транспортная макромодель), среднесуточный трафик мобильного населения в столице составляет девять миллионов, из которых шесть млн перемещаются на транспортных средствах. Из них 1,7 млн (28 процентов) пользуются общественным (автобусы, метро) транспортом (0,8 млн в 2022 году), а 4,3 млн - легковым.

    Пассажиропоток Ташкентского метрополитена растет. За последние годы его объем увеличился в пять раз (к концу 2023-го приближался к 750 тысячам в сутки). С марта 2024-го число пассажиров превысило 900 тысяч.

    Запуск новых станций надземной кольцевой линии превратил Ташкентский метрополитен в полноценную сеть.

    Абдурауф Коржовов.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates