- Алишер Нишанович, расскажите, пожалуйста, вкратце о сути и значении закона. Какие новшества предусмотрены для субъектов предпринимательства?
- Работа над проектом закона в новой редакции продолжалась почти два года. За это время изучен передовой опыт ряда зарубежных стран, имеющиеся в этом направлении проблемы и недостатки в действующей системе. В разработку были вовлечены специалисты соответствующих структур, зарубежные эксперты. Конечно, учитывалось мнение представителей бизнеса. Потому что документ нацелен на улучшение деловой среды в стране посредством кардинального совершенствования процессов выдачи лицензий и разрешений. 14 июля текущего года Президент подписал Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» в новой редакции.
Законом унифицированы действующие устаревшие и разрозненные акты законодательства, отменены все законы и подзаконные акты в этой сфере, установлены нормы прямого действия.
К примеру, в связи с принятием закона утратившими силу признаются два закона, одно постановление Олий Мажлиса, два постановления Президента Республики Узбекистан и около ста постановлений Кабинета Министров в данной сфере.
Если говорить о сути и значении закона, то важно понимать, что документом утверждаются окончательные списки 49 лицензий, 120 документов разрешительного характера и 33 уведомления.
Кроме того, на основе критического анализа на 30 процентов сокращены действующие лицензии и документы разрешительного характера.
Еще один важный аспект: законом вводится совершенно новый, упрощенный механизм осуществления деятельности путем уведомления уполномоченного органа.
Это в свою очередь открывает перед субъектами предпринимательства широкие возможности и удобства, позволяет начинать деятельность, уведомив уполномоченный орган. Однако физические и юридические лица обязаны соблюдать требования и условия, применимые к их деятельности.
Процедуры лицензирования, выдачи разрешений и уведомлений полностью цифровизируются. Все процессы будут осуществляться только через информационную систему «Лицензия».
Отменено требование для филиалов юридических лиц получать отдельную лицензию или разрешение. В этом случае в ранее полученной лицензии и разрешении юридического лица указывается адрес филиала, а в лицензию и документ разрешительного характера вносятся соответствующие изменения.
Немаловажно, что установлены четкие ограничения, в каких случаях лицензионные и разрешительные документы могут быть отозваны судом, а в каких - уполномоченным органом.
- В соответствии с законом процессы переводятся на «цифру». Что представляет собой информационная система «Лицензия»?
- Одно из самых больших нововведений закона в том, что лицензионные, разрешительные и уведомительные процедуры будут осуществляться только в электронном виде через информационную систему «Лицензия».
Эта электронная система охватывает все процессы, связанные с лицензионными, разрешительными и уведомительными процедурами. В частности, от подачи заявки заявителем до получения соответствующего документа.
Следует отметить, что эта система будет открыта и прозрачна для всех, процессы можно будет отслеживать поэтапно.
Это в свою очередь предупреждает возможность вступления физических и юридических лиц в административные отношения с уполномоченными органами и устраняет коррупционные факторы.
Внедрение информационной системы «Лицензия» также ограничивает использование специальных бумажных бланков.
Что говорит статистика? Только в 2019 году на использование специальных бумажных бланков израсходовано 13 млрд сумов. Если эти процессы станут осуществляться в электронном виде, то указанные средства, выделяемые из Государственного бюджета, будут сэкономлены.
Еще одно преимущество данной электронной системы в том, что она прекращает практику выдачи дубликатов. То есть бланки лицензий будут введены в электронную систему и сохранены в ней, а физические и юридические лица при необходимости смогут распечатать их в любое время.
- Законом также отменяется практика составления лицензионного соглашения. В чем причина? Какие проблемы, связанные с лицензионными соглашениями, существовали на практике?
- Составление лицензионных соглашений - это дополнительная процедура.
В этом случае, согласно предыдущему порядку, требования и условия лицензии определялись законом и в зависимости от характера деятельности - положением, а также лицензионным соглашением.
Однако на практике встречались случаи возложения уполномоченными органами на субъекты предпринимательства безосновательных и незаконных обязательств, не предусмотренных в законе и положениях, установления дополнительных требований и условий в лицензионных соглашениях.
- Законом предусматривается возможность изменения лицензии и документов разрешительного характера. Разъясните, пожалуйста, в каких случаях можно изменить деятельность?
- Лицензии или документы разрешительного характера могут быть изменены уполномоченным органом на основании заявления лицензиата или лица, получившего документ разрешительного характера, в случаях:
- расширения вида деятельности, осуществляемой на основании лицензии, другим подвидом лицензируемого вида деятельности;
- начала осуществления филиалами и представительствами деятельности в соответствии с лицензией или документом разрешительного характера, выданным юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства;
- изменения адреса осуществления деятельности субъекта предпринимательства - юридического лица в случае, если по отношению к его месту нахождения установлены лицензионные и разрешительные требования и условия.
Внесение изменений в лицензии или документы разрешительного характера осуществляется в порядке, установленном для выдачи лицензии или документа разрешительного характера.
При изменении лицензии взимается государственная пошлина, а при изменении документа разрешительного характера - сбор в размере пятидесяти процентов от суммы, уплачиваемой за выдачу соответственно лицензии или документа разрешительного характера.
- В каком порядке теперь будет осуществляться проверка соблюдения лицензионных, разрешительных и уведомительных требований и условий?
- В соответствии с законом продолжается совершенствование порядка проверки соблюдения лицензионных, разрешительных и уведомительных требований и условий.
При этом проверка соблюдения лицензионных, разрешительных и уведомительных требований и условий осуществляется на основании:
- дистанционного контроля с помощью информационной системы «Лицензия»;
- проверки деятельности физических и юридических лиц с выездом на место;
- путем анализа статистической информации об их деятельности и запрошенных у них данных;
- системы «риск-анализ»;
- обращений субъектов общественного контроля.
Беседовала
Бахор Хидирова.