Фото Музаффара Абдуллаева.
Во второй половине XX века расширение объектов и территорий, подверженных экологическому кризису, заставило человека уделить серьезное внимание проблемам окружающей среды.
Сегодня во многих развитых странах мира действуют законы, направленные не только на эффективное использование природных ресурсов, но и охрану окружающей среды. За годы независимости в Узбекистане осуществлены важные реформы, нацеленные на повышение устойчивости экосистем, сохранение и улучшение состояния биологических ресурсов и сокращение экологических рисков. Так, в статье 55 Конституции Республики Узбекистан отражено: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством».
Политика экологической безопасности нашей страны проводится на основе Конституции, принципов Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию и Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию с учетом обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений, а также законодательного опыта развитых стран.
Помимо принимаемых практических шагов в этом направлении, необходимо налаживание соответствующей духовно-просветительской работы, особенно с подрастающим поколением. Для этого с целью развития экологической культуры в стране запущен пилотный проект по внедрению экологического образования и воспитания в систему подготовки дошколят. Инициатива реализуется офисом Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане совместно с Министерством дошкольного образования, британско-узбекской компанией по устойчивому развитию SVD Advisory и социальным проектом Hashar Week. В рамках инициативы уже отобраны 13 ДОО столицы, где намечено апробировать новую методику обучения и созданную в рамках проекта дидактическую игру, благодаря которой дети научатся основам правильной сортировки отходов, что в свою очередь воспитает в них чувство любви к окружающему миру и заботу о нем.
Для подготовки программы была сформирована специальная рабочая группа экспертов, куда вошли профессиональные психологи, педагоги, методисты, иллюстраторы. В подготовительной группе задействованы дети из четырех стран мира. Главная же цель разработки - научить малышей правильному обращению с отходами. Основной элемент игры составляют специальные определенных цветов урны, сделанные из экологически чистого материала и покрытые нетоксичной краской и предназначенные для перерабатываемых и неперерабатываемых отходов. Также в комплект входят 34 карточки, на которых изображены предметы отходов, наиболее часто встречающиеся в жизни.
Проект подразумевает не только игровой метод. При разработке программы учтены принципы поведенческой психологии, предусматривающие формирование поведения ребенка посредством выработки рефлексов. Для этого специалистами составлен механизм, при помощи которого детям будет подробно объясняться, что у каждого вида отходов есть собственный «домик» - урна того или иного цвета. Уже на первом этапе разработки в формате мини-лекций дошколята обретут представление об окружающем мире и экологических проблемах планеты.
На этапах игры важнейшим станет обучение детей трансляции игровых действий в реальность. Это будет осуществлено посредством установки соответствующих урн на территории детских садов. После игры малышам представится возможность самостоятельно сортировать мусор. Кроме того, эксперты отмечают: помимо формирования данного навыка, будет важным донести до детей тот факт, что мусор никуда не исчезает и его нельзя просто так выбросить на улице или из окна автомобиля.
Основная цель проекта - обучить детей экологической грамотности. При реализации инициативы разработаны соответствующие рекомендации, в том числе для родителей дошкольников.
Формирование мировоззрения личности происходит в период обучения в детском саду, считают эксперты. С учетом данного факта начать реализацию проекта было решено именно с дошкольных организаций, представляющих фундамент всей цепочки непрерывного образования. Именно в возрасте от трех до семи лет в ребенке закладываются базовые представления об окружающем мире.
- Тема экологического воспитания и образования актуальна в нынешнее время: экологический кризис приобретает широкие масштабы, становится глобальной проблемой всего человечества, - говорит министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Шин. - Совместный пилотный проект по экологическому образованию, развитию эковоспитания в детских садах страны направлен на формирование в малышах основных понятий об окружающем мире, информирование детей о существующих природных проблемах.
Сегодня заботиться о природе не просто важно, но и нужно. И так как именно в детские годы закладывается фундамент личности, это время идеально подходит для того, чтобы сформировать у ребенка научную картину мира, представление в данном контексте собственного «я», гармоничные взаимоотношения с окружающей средой, научить его заботиться о природе.
В системе дошкольного образования страны вопросы эковоспитания отражены в государственных требованиях и Государственной учебной программе «Илк кадам», согласно которым на ознакомление с окружающим миром в ДОО страны отводится 72 часа в год. Эковоспитание представляет собой один из важнейших тематических блоков в программе любой дошкольной организации республики.
Эффективность экологического воспитания зависит не только от теоретических знаний ребенка, но и практических навыков. Малыши должны с малых лет сознавать, что от них зависит многое, в том числе благополучие окружающего мира. Важно донести до каждого, что он непосредственный участник процесса сохранения и приумножения природных благ.
- В рамках стартовавшего проекта отобрано 13 ДОО Ташкента, 50 педагогов обучены техникам поведенческой психологии и методикам экообразования, - продолжает А. Шин. - В реализации программы задействованы 4069 детей, привлечены к работе и их родители. Педагоги апробируют новую дидактическую игру, цель которой - формирование навыков правильной сортировки отходов. Данная методика была выбрана потому, что дидактика позволяет не только дать ребенку знания, она учит осмысливать каждый шаг, думать творчески и выражать собственное мнение четко и доходчиво.
Помимо работы в этом направлении, мы начали активную деятельность в области популяризации среди детей основ здорового образа жизни. Так, для 13 пилотных ДОО будут предоставлены детские велобеги. А для развития массового спорта и ЗОЖ среди дошколят каждой ДОО будет предоставлен необходимый спортинвентарь.
Хочу отметить также, что экообразование - неотъемлемая часть духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Как вы знаете, 19 января Президент страны провел видеоселекторное совещание по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, усиления взаимодействия государственных и общественных организаций в этом процессе. Глава государства фактически дал старт коренному улучшению процесса воспитания молодежи, который начинается именно в ДОО. Могу с уверенностью сказать, что экологическое образование будет положительно влиять на развитие в ребенке таких качеств, как чувство ответственности, гражданственность, любовь к Родине. Только гуманная, нравственно и физически здоровая личность сможет внести достойный вклад в формирование Нового Узбекистана.
Место, занимаемое человеком в обществе, определяет уровень его экологического сознания и культуры. Еще Абу Наср аль-Фараби говорил, что мировоззрение людей различается так же, как и их внешность, и зависит от их образования, образа жизни, среды обитания. Именно поэтому мы должны принять своевременные меры по сохранению природы.
С малых лет каждый человек должен знать, что нельзя загрязнять планету. Именно на такие цели направлен претворяемый в жизнь проект.
- Вопрос состоит в том, что окружающая среда сегодня загрязняется стремительными темпами, и нам важно предпринять соответствующие шаги по недопущению развития этого процесса, - говорит Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Джон МакГрегор. - Мировой океан засоряется пластиковыми отходами, а огромные площади на суше поглощены тоннами мусора. Звучит, согласитесь, весьма трагично, но увы, мне приходится констатировать этот факт. К сожалению, такая ситуация наблюдается практически во всех странах, в том числе в Узбекистане.
Данная проблема требует глобальных решений, ведь загрязнение природы негативно сказывается на нашем здоровье. Правительство Узбекистана начало масштабные реформы в этом направлении. Необходимо сделать так, чтобы каждый гражданин был осведомлен о существующих проблемах. Особенно важна работа с детьми. Для этого и начата реализация нашего совместного проекта по обучению дошкольников навыкам сортировки мусора. Здесь важно учитывать, что подрастающее поколение легче адаптируется к таким преобразованиям. Не сомневаюсь, что наша деятельность внесет вклад в улучшение качества жизни узбекистанцев.
Евгения Юн.
«Правда Востока».