Фото Музаффара Абдуллаева.

Во второй половине XX века расширение объектов и территорий, подверженных экологическому кризису, заставило человека уделить серьезное внимание проблемам окружающей среды.

Сегодня во многих развитых странах мира действуют законы, направленные не только на эффективное использование природных ресурсов, но и охрану окружающей среды. За годы независимости в Узбекистане осуществлены важные реформы, нацеленные на повышение устойчивости экосистем, сохранение и улучшение состояния биологических ресурсов и сокращение экологических рисков. Так, в статье 55 Конституции Республики Узбекистан отражено: «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством».

Политика экологической безопасности нашей страны проводится на основе Конституции, принципов Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию и Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию с учетом обязательств, вытекающих из международных конвенций и соглашений, а также законодательного опыта развитых стран.

Помимо принимаемых практических шагов в этом направлении, необходимо налаживание соответствующей духовно-просветительской работы, особенно с подрастающим поколением. Для этого с целью развития экологической культуры в стране запущен пилотный проект по внедрению экологического образования и воспитания в систему подготовки дошколят. Инициатива реализуется офисом Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане совместно с Министерством дошкольного образования, британско-узбекской компанией по устойчивому развитию SVD Advisory и социальным проектом Hashar Week. В рамках инициативы уже отобраны 13 ДОО столицы, где намечено апробировать новую методику обучения и созданную в рамках проекта дидактическую игру, благодаря которой дети научатся основам правильной сортировки отходов, что в свою очередь воспитает в них чувство любви к окружающему миру и заботу о нем.

Для подготовки программы была сформирована специальная рабочая группа экспертов, куда вошли профессиональные психологи, педагоги, методисты, иллюстраторы. В подготовительной группе задействованы дети из четырех стран мира. Главная же цель разработки - научить малышей правильному обращению с отходами. Основной элемент игры составляют специальные определенных цветов урны, сделанные из экологически чистого материала и покрытые нетоксичной краской и предназначенные для перерабатываемых и неперерабатываемых отходов. Также в комплект входят 34 карточки, на которых изображены предметы отходов, наиболее часто встречающиеся в жизни.

Проект подразумевает не только игровой метод. При разработке прог­раммы учтены принципы поведенческой психологии, предусматривающие формирование поведения ребенка посредством выработки рефлексов. Для этого специалистами составлен механизм, при помощи которого детям будет подробно объясняться, что у каждого вида отходов есть собственный «домик» - урна того или иного цвета. Уже на первом этапе разработки в формате мини-лекций дошколята обретут представление об окружающем мире и экологических проблемах планеты.

На этапах игры важнейшим станет обучение детей трансляции игровых действий в реальность. Это будет осуществлено посредством установки соответствующих урн на территории детских садов. После игры малышам представится возможность самостоятельно сортировать мусор. Кроме того, эксперты отмечают: помимо формирования данного навыка, будет важным донести до детей тот факт, что мусор никуда не исчезает и его нельзя просто так выбросить на улице или из окна автомобиля.

Основная цель проекта - обучить детей экологической грамотности. При реализации инициативы разработаны соответствующие рекомендации, в том числе для родителей дошкольников.

Формирование мировоззрения личности происходит в период обучения в детском саду, считают эксперты. С учетом данного факта начать реализацию проекта было решено именно с дошкольных организаций, представляющих фундамент всей цепочки непрерывного образования. Именно в возрасте от трех до семи лет в ребенке закладываются базовые представления об окружающем мире.

- Тема экологического воспитания и образования актуальна в нынешнее время: экологический кризис приобретает широкие масштабы, становится глобальной проблемой всего человечества, - говорит министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Шин. - Совместный пилотный проект по экологическому образованию, развитию эковоспитания в детских садах страны направлен на формирование в малышах основных понятий об окружающем мире, информирование детей о существующих природных проблемах.

Сегодня заботиться о природе не просто важно, но и нужно. И так как именно в детские годы закладывается фундамент личности, это время идеально подходит для того, чтобы сформировать у ребенка научную картину мира, представление в данном контексте собственного «я», гармоничные взаимоотношения с окружающей средой, научить его заботиться о природе.

В системе дошкольного образования страны вопросы эковоспитания отражены в государственных требованиях и Государственной учебной программе «Илк кадам», согласно которым на ознакомление с окружающим миром в ДОО страны отводится 72 часа в год. Эковоспитание представляет собой один из важнейших тематических блоков в программе любой дошкольной организации республики.

Эффективность экологического воспитания зависит не только от теоретических знаний ребенка, но и практических навыков. Малыши должны с малых лет сознавать, что от них зависит многое, в том числе благополучие окружающего мира. Важно донести до каждого, что он непосредственный участник процесса сохранения и приумножения природных благ.

- В рамках стартовавшего проекта отобрано 13 ДОО Ташкента, 50 педагогов обучены техникам поведенческой психологии и методикам экообразования, - продолжает А. Шин. - В реализации программы задействованы 4069 детей, привлечены к работе и их родители. Педагоги апробируют новую дидактическую игру, цель которой - формирование навыков правильной сортировки отходов. Данная методика была выбрана потому, что дидактика позволяет не только дать ребенку знания, она учит осмысливать каждый шаг, думать творчески и выражать собственное мнение четко и доходчиво.

Помимо работы в этом направлении, мы начали активную деятельность в области популяризации среди детей основ здорового образа жизни. Так, для 13 пилотных ДОО будут предоставлены детские велобеги. А для развития массового спорта и ЗОЖ среди дошколят каждой ДОО будет предоставлен необходимый спортинвентарь.

Хочу отметить также, что экообразование - неотъемлемая часть духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения. Как вы знаете, 19 января Президент страны провел видеоселекторное совещание по вопросам кардинального совершенствования системы духовно-просветительской работы, усиления взаимодействия государственных и общественных организаций в этом процессе. Глава государства фактически дал старт коренному улучшению процесса воспитания молодежи, который начинается именно в ДОО. Могу с уверенностью сказать, что экологическое образование будет положительно влиять на развитие в ребенке таких качеств, как чувство ответственности, гражданственность, любовь к Родине. Только гуманная, нравственно и физически здоровая личность сможет внести достойный вклад в формирование Нового Узбекистана.

Место, занимаемое человеком в обществе, определяет уровень его экологического сознания и культуры. Еще Абу Наср аль-Фараби говорил, что мировоззрение людей различается так же, как и их внешность, и зависит от их образования, образа жизни, среды обитания. Именно поэтому мы должны принять своевременные меры по сохранению природы.

С малых лет каждый человек должен знать, что нельзя загрязнять планету. Именно на такие цели направлен претворяемый в жизнь проект.

- Вопрос состоит в том, что окружающая среда сегодня загрязняется стремительными темпами, и нам важно предпринять соответствующие шаги по недопущению развития этого процесса, - говорит Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане Джон МакГрегор. - Мировой океан засоряется пластиковыми отходами, а огромные площади на суше поглощены тоннами мусора. Звучит, согласитесь, весьма трагично, но увы, мне приходится констатировать этот факт. К сожалению, такая ситуация наблюдается практически во всех странах, в том числе в Узбекистане.

Данная проблема требует глобальных решений, ведь загрязнение природы негативно сказывается на нашем здоровье. Правительство Узбекистана начало масштабные реформы в этом направлении. Необходимо сделать так, чтобы каждый гражданин был осведомлен о существующих проблемах. Особенно важна работа с детьми. Для этого и начата реализация нашего совместного проекта по обучению дошкольников навыкам сортировки мусора. Здесь важно учитывать, что подрастающее поколение легче адаптируется к таким преобразованиям. Не сомневаюсь, что наша деятельность внесет вклад в улучшение качества жизни узбекистанцев.

Евгения Юн.
«Правда Востока».