На данном этапе мирового социально-экономического развития все больше усиливаются процессы интеграции и глобализации. При этом конкурентоспособность экономики страны оценивается прежде всего уровнем экономической социализации, воспитанности и соответствующей направленности населения региона. Политика и реформы государства в сфере экономического образования, конечные показатели его научного, социально-экономического развития характеризируются обеспечением конкурентоспособности.
Речь идет о владении современным человеком экономическими знаниями и понятиями, о его способности принимать самостоятельные решения, правильном подходе к процессу и создании необходимых условий. Это можно наблюдать по проводимым в Узбекистане реформам, активным действиям в области улучшения социально-экономической жизни.
В нашем государстве особое значение придается укреплению социально-экономического воспитания, формированию экономического мышления и мировоззрения личности. Ибо предупреждение кризиса, который может возникнуть в период перехода к рыночной экономике, позволит заменить экономическую отсталость здоровыми идеями, научно обоснованными знаниями, что является важным в формировании личности с деловыми и волевыми качествами.
Воспитание предприимчивых и духовно богатых
Семья - это отдельное государство с особыми задачами и соответствующими решениями. Владеющие экономическими знаниями члены семьи могут повысить ее благосостояние, обеспечить постоянный доход. И наоборот, экономическая неграмотность, неумение правильно распределять материальные ресурсы могут привести к бедности.
Первые экономические навыки формируются в семье. Однако значимую роль в этом играет образовательное учреждение. Государство направляет на улучшение качества образования огромные инвестиции. Ибо, как отмечали наши просветители-джадиды, спасение - в образовании, спасение - в воспитании, спасение - в знаниях.
Стоит отметить, что на сегодня в республике функционируют дошкольные образовательные организации на 600 тысяч мест. Охват малышей ДО доведен до 80 процентов. В Президентских школах налажена одобренная в 130 странах мира образовательная программа A-Level. Академическая и финансовая независимость предоставлена 41 вузу из 198. Вдвое увеличены ресурсы льготных образовательных кредитов для студенческой молодежи. Работа в данном направлении продолжается. Ибо повышение качества образования, воспитание в эпоху третьего Ренессанса интеллектуальной нации - единственно правильный путь развития Нового Узбекистана.
Создание условий для формирования в подрастающем поколении экономического мышления, активного отношения к социально-экономической жизни, воспитание его предприимчивым, духовно богатым - требование времени.
Дети способны быстро и легко адаптироваться к любым условиям. А возможно ли приспосабливаться к условиям постоянно меняющейся рыночной экономики, то есть к условиям собственнических отношений?
Самые последние исследования в этом направлении требуют определенного обновления предмета экономической психологии. Экономика - система сложная и многогранная. Процессы разных экономических моделей дети осознают исходя из мировоззрения и способностей. В период перехода на рыночную экономику, когда меняются социально-экономические условия, они сталкиваются с новой действительностью и проблемами и начинают приспосабливаться.
Для понимания сути данного аспекта нужно раскрыть значение понятия «экономическая социализация». В этом процессе в молодых людях наблюдаются стремление к саморазвитию, желание добиться успехов, а в девушках благодаря гендерной политике и уделяемому вниманию женщинам развиваются такие качества, как инициативность, лидерство.
Представители старшего поколения в силу жизненного опыта и умения правильно оценивать свои силы и возможности воспитывают детей по системе «социальная адаптация - жизненные правила - отношение к деньгам». Такие навыки, выражающиеся ростом уровня экономической социализации и экономической грамотности, присущи и молодежи.
Значение денег в нашей жизни
В исследованиях подросткам дали задание написать сочинение на тему «Значение денег в нашей жизни». В процессе анализа мнения некоторых удивили.
Один из отличников пишет: «Каждый человек имеет тайное желание иметь много денег и управлять ими». Другой отмечает: «Человек стремится быть богатым все больше и больше. Наша сегодняшняя жизнь состоит из денег и лжи».
В результате возникли вопросы: какие экономические представления имеют дети, каков уровень их знаний в этом направлении? В каком возрасте и как они осваивают эти знания? Какое влияние при этом оказывает социально-экономическая среда?
Найти ответы на данные вопросы в период глобализации - одна из актуальных проблем. Ведь с ней сталкиваются не только дети, но и взрослые. Вмешательство последних в действия чад, в процесс принятия ими решения приносит как положительные, так и отрицательные результаты.
Как воздействует на экономическую социализацию детей такой подход родителей к их воспитанию? Вновь обратимся к сочинениям. Размышления некоторых заставляют задуматься: «Папа говорит, что разбогатеть можно только нечестным путем», «Нельзя говорить кому-либо, что мы богаты. Это принесет много бед», «Родители сказали, что с нами дружат, потому что мы богаты. С бедными никто не хочет дружить», «Есть свои секреты добывания денег. К сожалению, в нашей семье никто их не знает», «У нас нет возможности много зарабатывать»…
Мысли, зародившиеся «благодаря» родителям, оседают в подсознании детей. И избавиться от них кажется невозможным, пока человек не поменяет своего взгляда на материальное благосостояние, не почувствует настоящей экономической свободы. Нужно правильно формировать отношение к деньгам. Только так можно воспитать навык эффективно распоряжаться ими.
Учимся формировать семейный бюджет
Материальная независимость среды, в которой воспитывается личность, оценивается направленностью детей и подростков к экономическим отношениям. Это можно определить такими критериями, как экономическое образование, экономическая грамотность, экономическая подготовленность, экономическое мышление и экономическая воспитанность.
В исследованиях 2012 года мы изучали уровень экономической социализации дошколят и учащихся начальных классов, их отношение к деньгам по четырем основным признакам: «цвет банкноты», «содержание рисунка банкноты», «человеческий образ на банкноте», «стоимость банкноты». Данное исследование, проведенное среди респондентов городской и сельской местности, показало, что есть некоторые различия между ними. Сельские дети определяли деньги по трем признакам: «цвет банкноты», «содержание рисунка банкноты», «человеческий образ на банкноте». По определению признака «стоимость банкноты» городские дети намного опередили сельских сверстников. Дошколята и сельской, и городской местности основное свое внимание акцентируют на цвете.
Такое же исследование с участием городских и сельских ребят проводили и в прошлом году. Результаты показали: уровень их экономической социализации повысился. В отличие от представителей старшего поколения их интересует привлекательность банкноты. Представители двух поколений считают купюру в 1000 сумов непривлекательной. Дети признали самой красивой банкноту в 100 тысяч сумов.
Словом, такие исследования способствуют выявлению отношения молодого поколения к материальным ценностям, экономическому благосостоянию. Личность становится субъектом процесса экономической социализации путем экономического воспитания, получаемого не только в семье, но и в образовательных кластерах. Под воздействием данного процесса ребенок, во-первых, готовится к экономическим отношениям: учится формировать семейный бюджет и правильно распоряжаться им. Во-вторых, в условиях рыночной экономики развивается его экономическое мышление.
Навбахор Умарова.
Заведующая кафедрой Ташкентского государственного
педагогического университета имени Низами
доктор психологических наук.