Эксперты Узбекистана и Туркменистана подчеркнули созвучность подходов по развитию транспортно-логистических связей

    12 июля текущего года в Ташкенте состоялась международная конференция «Узбекистан и Туркменистан. Перспективы развития на новом историческом этапе взаимодействия». Мероприятие организовано Международным институтом Центральной Азии и Институтом международных отношений Министерства иностранных дел Туркменистана.

    Конференция прошла в преддверии государственного визита президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в Узбекистан и собрала представительный состав участников, в число которых вошли руководители научных, исследовательских институтов, министерства иностранных дел, ведущих политических и экономических центров, академий наук, а также парламентарии двух стран.

    В ходе конференции Первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Акрамжон Неъматов выступил с докладом на сессии «Новые возможности устойчивого развития в политико-экономической сфере».

    Как подчеркнул эксперт, Узбекистану и Туркменистану необходимо координировать свои усилия в развитии своих транспортно-транзитных возможностей и предпринять практические меры, чтобы превратить Центральную Азию в узловой центр пересечения магистральных путей между Азией и Европой. В этом плане, считает представитель ИСМИ, особую актуальность приобретают инициативы Туркменистана в развитии регионального транспортно-логистического сектора.

    Прежде всего, считает Акрамжон Неъматов, это принятые четыре резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в области устойчивого развития транспорта, в том числе по «Укреплению связей между всеми видами транспорта для обеспечения стабильных и надёжных международных перевозок в целях устойчивого развития в период и после пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19)» от 2021 года.

    Другим важным составляющим транспортной политики Туркменистана, по мнению представителя ИСМИ, стало начало реализации «Программы развития дипломатии в транспортной сфере на 2022-2025 годы», нацеленная на активное предоставление своих транспортно-логистических услуг на мировом рынке.

    Также одним из ключевых направлений развития этой сферы является готовность Ашхабада продолжать совместную реализацию соответствующих документов ТРАСЕКА, направленных на расширение инвестиционных возможностей транспортно-транзитных коридоров по линии «Азия - Европа», «Европа - Ближний Восток».

    «Немаловажный вклад в повышении региональной транспортной коннективности вносит деятельность Туркменистана по увеличению грузопотока по международному коридору «Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман - Катар», - констатировал заместитель директора ИСМИ.

    При этом, подчеркнул Акрамжон Неъматов, «все эти усилия Туркменистана полностью совпадают с подходами Узбекистана в развитии транспортно-логистических связей как на двустороннем, так и на региональном уровне».

    Отмечалось, что в течении последних лет Узбекистан уделяет приоритетное значение развитию и диверсификации международных транспортных коридоров, расширению их пропускной способности, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.

    Так, сегодня 6,4% ВВП Узбекистана приходится на сферу транспортных услуг. 7,4% от общих инвестиций и 29,5% сферы обслуживания приходятся на долю транспорта. Мы к 2030 г. планируем увеличить пропускную способность нашего транзитного потенциала в 4,4 раза - до 6,04 млрд тонн. При этом доля инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны должна увеличиться до 46,7 млрд долл.

    Подчеркивалось, что в условиях высокой заинтересованности Узбекистана и Туркменистана в развитии транспортного потенциала, актуальность обретает совместное развитие Транскаспийского и Трансоманского коридоров, порта Туркменбаши, координация усилий в продвижении мультимодального транспортного коридора «АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа».

    «Конечно, в этом направлении уже много сделано. Уже успешно работают железнодорожный и автомобильный мосты Туркменабат-Фараб через Амударью недалеко от границы с Узбекистаном, которые увеличивают объемы перевозок», - пояснил эксперт.

    Вместе с тем, отметил он, сегодня важно наращивать пропускную способность и упрощать административные процедуры южного маршрута Транскаспийского коридора, проходящего через порт Туркменбаши.

    В данном контексте, подчеркнул Акрамжон Неъматов, актуальность обретают продвижение и реализация выдвинутых Узбекистаном инициатив в транспортной сфере.

    Первое, по его словам, это учреждение Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии. Данный орган будет способствовать консолидации усилий стран региона для диверсификации транспортно-транзитных и логистических возможностей ЦА.

    Важным вкладом в этом направлении станет разработка Стратегии по развитию региональных транспортных коридоров Центральной Азии и принятие на её основе Региональной программы по устойчивому развитию транспортной системы Центральной Азии. Они создадут прочную основу для консолидации усилий в деле дальнейшей интеграции транспортно-транзитных сетей и реализации новых маршрутов в ЦА.

    Второе, подчеркнул Акрамжон Неъматов, необходимо активизировать проработку вопроса создания под эгидой ООН Регионального центра по развитию транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Данный механизм будет выступать в качестве регионального органа-регулятора нормативно-правовой базы, технических норм и стандартов, активно содействуя реализации мер и применению разнообразных инструментов и решений в организации международных перевозок стран-участниц.

    Третье, по мнению представителя ИСМИ, потенциал двух стран усилит и скорейшее начало строительства трансафганского железнодорожного пути «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар». Это проект, имеет стратегическое значение не только для стран Центральной Азии, но и для Южной Азии. Развитие трансафганского коридора обеспечит страны ЦА кратчайшим выходом к портам Индийского океана, соединит Южную Азию с рынками Центральной Азии, России, Китая и Европы. Позволит сократить время транспортировки товаров и снизить стоимость перевозки в два раза.

    Четвертое, отметил он, надо продолжать работу по реализации проектов строительства железнодорожной магистрали «Китай - Кыргызстан - Узбекистан» до Каспийского моря, что усилит транзитные возможности Транскаспийского коридора. Реализация маршрута «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», сократит расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням.

    Пятое, подытожил эксперт, в целях полноценного задействования транспортно-логистического потенциала также важно ускорить разработку Программы Организации тюркских государств по взаимосвязанности в транспортной сфере, предложенную Узбекистаном на саммите ОТГ. Она способствует устойчивому развитию в этой сфере отношений с Азербайджаном и Турцией, расширит транзитные возможности тюркского пространства. Также это позволит найти эффективные решения по вопросам развития межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощения процедур пересечения границ, поиска эффективных решений для оптимизации транспортных и транзитных тарифов.

    «Вышеотмеченные реализуемые проекты и новые предлагаемые инициативы Ташкента и Ашхабада будут способствовать дальнейшей региональной интеграции наших стран и укреплению транспортно-логистической роли центрально-азиатского пространства. Успешное взаимодействие Ташкента и Ашхабада в сфере транспортной взаимосвязанности будет содействовать диверсификации внешнеэкономической деятельности расширению доступа на внешние рынки, как наших стран, так и региона в целом», - заключил первый замдиректора ИСМИ.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates