Экспортный потенциал Узбекистана и влияние на него интеграции страны в мировую экономику

    16 марта 2021 года состоялся международный «круглый стол» на тему «Дальнейшее развитие и поддержка экспорта в Республике Узбекистан: имеющиеся проблемы и совершенствование законодательства при их решении».

    Мероприятие организовано Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместно с Фондом имени Конрада Аденауэра в целях выработки предложений по повышению экспортного потенциала Узбекистана путем совершенствования законодательства и устранения негативных факторов, сдерживающих экспорт.

    В нем приняли участие члены Сената Олий Мажлиса, ответственные сотрудники соответствующих министерств и ведомств, представители международных организаций, СМИ.

    Отмечалось, что одним из приоритетных направлений экономической политики Узбекистана является совершенствование делового климата и создание благоприятных условий для расширения экспортного потенциала субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, для чего в последние годы принят ряд правовых документов главы государства и правительства по созданию национальных институтов поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

    В своем выступлении заместитель директора ЦЭИР У. Абидходжаев представил анализ о сравнительных преимуществах в экономике и перспективах роста экспортного потенциала Республики Узбекистан, сообщает Служба по связям с общественностью ЦЭИР.

    Отмечая, что в течении 2016-2019 годов объем экспорта Узбекистана вырос с 12,6 млрд долларов до 17,9 млрд или на 42%. Однако, в 2020 году пандемия коронавируса оказала негативное влияние на показатели экспорта, который снизился на 15%.

    В последние годы в Узбекистане взят курс на ускоренное развитие отраслей экономики, выпускающих готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

    Принимая во внимание приоритеты, обозначенные главой государства в Послании Олий Мажлису У. Абидхаджаев отметил, что перед правительством поставлена задача увеличить в текущем году объем экспорта товаров и услуг не менее чем на 20%.

    При этом было отмечено, что результаты исследования Гарвардского университета, показывают о наличии у Узбекистана возможностей и относительного преимущества в производстве промышленных товаров более 50 наименований.

    В частности, имеются все условия для того, чтобы нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, электротехническая, фармацевтическая, строительная, текстильная, кожевенно-обувная, пищевая отрасли, а также сферы, связанные с «зеленой экономикой», стали «драйверами» национальной экономики

    Выходу отечественной продукции на новые экспортные рынки будет способствовать дальнейшая интеграция Узбекистана в мировую экономику.

    В связи с этим, принимаются следующие меры:

    • ведутся активные переговоры по вступлению в ВТО;
    • получен статус страны-наблюдателя при ЕАЭС;
    • ведется сотрудничество с Европейским союзом, что способствовало принятию Еврокомиссией положительного решения по заявке Узбекистана на получение статуса бенефициара «GSP+».

    Проведенный Центром экономических исследований и реформ анализ по методологии Международного торгового центра показывает, что по отдельным видам продукции Узбекистан имеет значительный неиспользованный экспортный потенциал, в частности:

    • плодовоовощной продукции на 986,7 млн долларов;
    • текстильной - на 686,6 млн;
    • электротехнической - на 56,6 млн.

    Кроме этого, проведена предварительная оценка последствий вступления Узбекистана в ВТО по методологии расчета «Trade Creation Effect» (Эффект создания торговли) и «Trade Diversion Effect» (Эффект отклонения торговли). При вступлении в ВТО и снижении импортных таможенных пошлин на 50% по предварительным расчетам объем импорта в Узбекистан может в целом вырасти на 5%, а по продуктам отдельных отраслей от 2% до 13%.

    Влияние на экспорт от вступления Узбекистана в ВТО в целом будет положительный, так как к Узбекистану страны-члены ВТО будут применять ставки импортных пошлин, согласованные в рамках ВТО и данные ставки, могут быть ниже тех, которые сейчас применяются в отношении Узбекистана.