Электромобили продолжают активно входить в нашу повседневную жизнь, становясь самостоятельным и автономно развивающимся направлением. Со стороны автоконцернов также происходит постепенное переключение основного интереса на данный вид транспорта.
Прошедший год стал поворотным для всей индустрии электротранспорта. По сравнению с 2020-м продажи увеличились более чем в два раза. Если в 2019-м количество электромобилей превысило три млн экземпляров во всем мире, то к концу 2021-го было продано 6,5 млн.
На пути увеличения количества электрокаров во всем мире остается один экономический барьер - высокая цена электромобилей (в основном за счет стоимости батареи) и два технологических - недостаточный запас хода и слабо развитая зарядная инфраструктура.
Преимуществ у электрокаров много. Так, например, использование электромобилей вместо машин с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) сокращает загрязнение воздуха в городах. Традиционные автомобили даже с высококачественным нефтяным топливом выбрасывают множество вредных веществ. В свою очередь нулевой выхлоп электрических авто делает атмосферу в загазованной городской среде чище. Ведущие мировые страны и производители в рамках борьбы с плохим климатом устанавливают сроки полного отказа от бензиновых двигателей.
Кроме того, электроэнергия в среднем дешевле бензина или дизельного топлива. Также электромобили не требуют особого обслуживания, что дополнительно гарантирует их экономичность в использовании. Многие части двигателя внутреннего сгорания и коробки передач не могут выйти из строя по той причине, что их попросту нет. В этом существенная разница в затратах на техническое обслуживание.
Более того, электрокар может иметь в два раза меньше лошадиных сил, чем машина с ДВС, но при этом ускоряться существенно быстрее. Электромобиль сразу же достигает максимального крутящего момента, а значит, быстрого ускорения.
Электрокар гораздо проще в управлении (нежели автомобиль с ДВС) за счет одной передачи и низкого центра тяжести. К тому же отсутствие двигателя в передней его части - это и дополнительное место для перевозки грузов, и обеспечение безопасности.
В настоящее время 90 процентов всего парка электромобилей в Китае, США, Японии и Европе (особенно в Германии, Норвегии и Нидерландах).
Китай является главным драйвером роста рынка электромобилей. Данная отрасль процветает благодаря повышению озабоченности по поводу загрязнения окружающей среды в регионе, а также необходимости реализации Целей в области устойчивого развития. С ростом экономики КНР выбросы выхлопных газов различных отраслей промышленности также увеличиваются огромными темпами. В результате происходит резкий рост общего числа смертей, вызванных плохой экологической обстановкой.
Успех китайского рынка электромобилей обусловлен двумя основными факторами: субсидиями на покупку и ограничениями на приобретение машин с двигателем внутреннего сгорания. На рынках США и Европы - в первую очередь повышающимися экологическими стандартами как со стороны государства, так и населения.
В 2021 году Норвегия стала первой страной в мире, где доля электрокаров на рынке автомобилей оказалась выше, чем транспортных средств на ископаемом топливе. А уже в январе 2022-го электрокары составили почти 84 процента из восьми тысяч новых проданных автомобилей в стране.
Росту популярности электромобилей способствовали разного рода экономические стимулы и доступ к быстро развивающейся зарядной инфраструктуре. Более того, власти Норвегии поставили цель: к 2025 году в стране не должны продаваться автомобили, работающие на бензине или дизельном топливе.
В стороне от глобального тренда не остается и Узбекистан. В частности, это предусмотрено в постановлении Президента «Об утверждении Стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019-2030 годов» от 4 октября 2019-го, где определены задачи по расширению производства автотранспортных средств (электромобилей, автомобилей с гибридными двигателями с улучшенными характеристиками энергоэффективности и экологичности), отвечающих требованиям мировых стандартов.
Производство и использование электромобилей поддержано и постановлениями Кабинета Министров «О дополнительных мерах по поддержке приобретения и сдачи в аренду автотранспортных средств, использования электромобилей и мототранспортных средств, а также развития велосипедного путешествия по стране» от 29 декабря 2020 года и «О мерах по популяризации использования электромобилей в Республике Узбекистан и упрощению процедур в области безопасности дорожного движения» от 12 августа 2021-го.
Вопрос производства и использования электромобилей в Узбекистане поставлен во главу угла. Так, Президент Шавкат Мирзиёев 10 октября этого года ознакомился с презентацией проекта по развитию электромобильной отрасли и расширению обслуживания электромобилей. Глава государства отметил: «Электромобили стремительно входят в нашу повседневную жизнь. Импорт растет. Почему? Потому что есть спрос. Расходы, связанные с эксплуатацией таких автомобилей, меньше, сервис обходится дешевле. Самое главное, наши люди предпочитают их. Поэтому нам необходимо обеспечить население доступными, малозатратными, современными электромобилями».
Вместе с тем электрокары требуют наличия определенной инфраструктуры. Например, на каждые 20 электромобилей в мире приходится одна зарядная станция. В нашей стране таких станций всего 50: расположены в основном в Ташкенте и Самарканде. Более того, нет центров технического обслуживания для электрокаров.
Президент поставил задачу установить в ближайшие два года две тысячи зарядных станций на парковках, топливных заправках и автотрассах. К ним будут применяться льготы по земельному налогу, а также налогам на имущество и прибыль. Предпринимателям - владельцам зарядных станций предоставляется право продавать электроэнергию по свободной цене.
Глава государства обратил особое внимание на то, чтобы электромобили были доступны по цене, а это зависит от степени локализации компонентов. Так, 30 процентов себестоимости электрокара составляют аккумуляторы, а 10 - электропередатчики. В ходе презентации перечислены возможности для производства таких частей в нашей стране благодаря имеющимся запасам лития, меди и графита.
Отмечалось, что для общественного транспорта в следующем году планируется поставить в Ташкент (помимо 20 курсирующих) еще 200 электробусов и 100 - в Самарканд. Президент поручил начать соответствующую работу и в других городах.
Отмечена важность подготовки специалистов для данной отрасли. Представлены планы по организации научной лаборатории электромобилей в Туринском политехническом университете, повышению квалификации преподавателей и специалистов в Китае, Германии, США, Южной Корее и других странах.
В Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли» наряду с другими приоритетными задачами намечены цели, связанные с созданием системы производства и стимулированием использования электромобилей, развитием сетей их питания.
В рамках исполнения этих задач подписан меморандум о сотрудничестве между Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и компанией Megawatt Motors. Благодаря реализации документа по стране на каждых 100 км установят зарядки для электромобилей. В частности, в 2022-2023 годах во всех районах столицы и региональных центрах на государственно-частной основе будет запущено 68 зарядных станций.
По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, за семь месяцев 2022 года в Узбекистан импортировано 1314 электромобилей из десяти стран. Это в 3,2 раза больше, чем за аналогичный период 2021-го.
Кроме того, импортируемый в страну электротранспорт освобождается от таможенной пошлины, акциза и автотранспортных сборов. С ноября 2021 года ГУБДД выдает для него специальные «зеленые» номера. В будущем электромобили получат ряд преимуществ при въезде в центральные части городов. Также рассматриваются льготы при их регистрации и техническом осмотре.
В целом экологичный электрический транспорт - технология будущего, позволяющая сэкономить денежные средства на содержание автомобиля, а также сократить выбросы угарного газа в атмосферу.
Сегодняшние изменения в транспортном секторе - следствие не только стремления к удобству, но и понимания того, что бороться за экологию нужно уже сейчас.
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».