На декабрьском совещании прошлого года глава государства, отметив важность производства электромобилей, дал ряд поручений по освоению этого направления. В ходе государственного визита в Китай в начале нынешнего года Президент Узбекистана посетил штаб-квартиру BYD и вместе с главой компании запустил проект по сборке гибридных и электрических автомобилей в Джизакской области мощностью выпуска 50 тысяч единиц в год.
За последние три года в Узбекистане продажа электромобилей увеличилась в десять раз. В 2023-м 35 процентов импортированных автомобилей составили электрокары и гибриды. Глава государства поручил расширить проекты в этом направлении, а также наладить с BYD локализацию комплектующих частей.
Пять-шесть лет назад отечественное автомобилестроение связывали только с Асакинским автозаводом. Сегодня благодаря реализуемым реформам автопромышленность превратилась в одну из драйверных отраслей национальной экономики.
Джизакская область - один из промышленных центров страны. Здесь реализуются десятки крупных проектов. Под известными брендами производится продукция с высокой добавленной стоимостью.
- Ранее Джизак ассоциировался с хлопковыми полями. Сегодня область превратилась в регион с развитой промышленностью, - говорит журналист Абдукарим Шарипов. - В настоящее время в Джизаке производится высокотехнологичная продукция. Это электротехника, оптоволокно, автомобили, сложные химические вещества и энергосберегающие материалы, основная часть которых экспортируется. На производимые здесь автомобили высокий спрос не только среди отечественных, но и зарубежных потребителей. Главное - с запуском заводов сотни узбекистанцев будут обеспечены постоянной, хорошо оплачиваемой работой. Кстати, мой внук трудится на ADM Jizzakh и любит свое дело. Я также радуюсь за него, чувствую особую гордость.
Автозавод начал свою деятельность в свободной экономической зоне «Джизак» в 2021 году. В комплексе, занимающем почти сто гектаров, реализуется ряд перспективных проектов. В настоящее время под брендами KIA и Chery производится свыше десяти моделей современных автомобилей. Сегодня завод находится на этапе освоения производственных процессов и локализации автокомпонентов. То есть продолжаются изучение и отработка навыков крупноузловой сборки, сварки, окраски кузовов, сборки автомобилей и итогового тестирования. Согласно проекту, на втором этапе его реализации будет привлечено свыше 310 млн долларов инвестиций. С запуском новых мощностей и освоением основных комплектующих частей уровень локализации автомобилей достигнет 30 процентов. Процесс производства машин охватывает все этапы - от проектирования до готовой продукции.
ADM Jizzakh по охвату дилерской сети занимает второе место в республике. В стране функционируют 20 дилерских и обслуживающих пунктов. С реализацией всех проектов будет обеспечена постоянная занятость почти 4,5 тысячи соотечественников.
- Сегодня спрос на электромобили растет во всем мире. Учитывая это, работаем над производством авто, работающих на основе альтернативных источников энергии, и над расширением научных исследований, - говорит генеральный директор ADM Jizzakh Данияр Давлетияров. - Планируем к 2030-му довести ежегодный объем производства до 300 тысяч единиц. В результате на внутреннем рынке будут внедрены разные модели и бренды, что позволит удовлетворить потребности потребителей. Кроме того, на базе завода организуем научно-исследовательский центр. Подписали договоры о сотрудничестве с исследовательскими и проектными центрами Южной Кореи и Китая, где с нынешнего года свыше 300 наших инженеров и проектировщиков повысят квалификацию и станут настоящей опорой глобального научно-исследовательского центра ADM. А это гарантирует перспективное устойчивое развитие завода.
Jizzax Auto - второй автомобильный завод, функционирующий в Джизаке. Здесь производили автомобили Volkswagen. Особо результативно было сотрудничество завода с Министерством здравоохранения. Почти тысяча современных автомашин скорой медицинской помощи Volkswagen Caddy передана региональным филиалам Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи.
Завод BYD Uzbekistan Factory организован на базе именно предприятия Jizzax Auto. С его полным запуском появится возможность производить в год 300 тысяч гибридных и электрических автомобилей. Кроме того, в условия соглашения включена программа локализации двигателей, электродвигателей и батарей для автомобильных аккумуляторов.
Сегодня современные и энергосберегающие автокары производятся в развитых странах. С реализацией перспективных проектов и наша республика достигнет высоких результатов.
Из года в год растет интерес соотечественников к электромобилям. Так, если в 2018-м в Узбекистан было импортировано 13 электромобилей, 2019-м - 39, 2022-м - 1629, то в 2023-м - почти 26 тысяч.
Следует отметить, что предоставление государством льгот при покупке таких автомобилей обеспечит экономию нефти и газа, послужит предупреждению экологического и энергетического кризисов.
Фарход Неъматов.